Лучший педагог года

Планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

юлия пятницкая
Планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

Старший возраст

Сентябрь

1. Наблюдение за облаками

Цель: учить детей наблюдать за движением облаков, закреплять знания об облаках, их движении по направлению ветра; развивать наблюдательность, воображение; активизировать словарь детей, используя слова - сравнения.

2. Беседа «Земной шар на столе»

Публикация «Планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель: познакомить детей с историей появления и использования глобуса, его значении для человека; учить пользоваться глобусом, находя стороны света (север, юг, запад, восток); активизировать в речи детей такие понятия, как «глобус», «стороны света»; показать детям место, где они живут; развивать наглядно-образное мышление, путем использования логических операций (анализ, синтез и сравнение).

3. Опыт «Место для воздуха»

Цель: дать представление детям о том, что воздух занимает место; закрепить уже имеющиеся знания детей о воздухе; развивать интерес к экспериментированию; учить делать простейший анализ увиденного; подытожить знания о значении воздуха. (см. Приложение № 3)

4. Игра «Солнечный зайчик»

Цель: закреплять знания детей об отражении света, используя при этом зеркало; развивать мелкую моторику рук, чувство юмора.

Ход игры: дети выбирают ведущего и «лисицу», затем пускают по стене «солнечных зайчиков» при помощи зеркал и читают стихотворение:

Зайчик лиску повстречал,

От нее он убегал.

Поищи – ка, ты, пойди!

Раз, два, три – иди скорей лови!

Лисица «ловит» солнечных зайчиков.

Октябрь

1. Цель: Наблюдение за падающими листьями

Цель: дать детям представление об основных физических явлениях – о земном притяжении, том, что все предметы неизменно падают на землю, объяснить, что это происходит потому, что Земля – это большой магнит и притягивает к себе предметы, поэтому все падает только вниз, как легкие предметы, так и очень тяжелые; развивать внимание, наблюдательность, способность к анализу.

2. Беседа «Портрет Земли»

Цель: познакомить детей с историей появления и использования географических карт; их значении для человека; учить использовать географические карты не только в игровой, но и познавательной деятельности; закреплять знания и умения находить стороны света (север, юг, запад, восток); развивать зрительную память, умение анализировать.

3. Опыт «Веселые картинки»

Цель: познакомить детей со зрительной памятью, как ей можно управлять; учить действовать, соответственно словесным указаниям воспитателя; развивать интерес к экспериментированию, желание самим изготавливать материал для эксперимента. (см. Приложение № 3)

4. Дидактическая игра «Кто быстрее?»

Цель: учить детей ориентироваться по глобусу и географической карте, закреплять умение детей действовать, выполняя словесные указания воспитателя.

Ход игры: педагог показывает на глобусе объект и дает его название (по одному, затем предлагает детям найти на карте и повторить его название; аналогично предлагается найти место проживания детей на глобусе и на карте.

Ноябрь

1. Наблюдение за лужами

Цель: учить детей не только наблюдать за лужами, но и описывать изменения, происходящие в природе (вода в лужах холодная, по ней идет рябь от ветра, по утрам появляется корочка льда); развивать описательную речь детей, используя прилагательные; пополнять активный словарь словами-сравнениями.

2. Беседа «Мы все разные, но мы все равны»

Цель: познакомить детей с разными человеческими расами: славянская, негроидная, азиатская; учить правильно произносить слова «национальность», «раса»; развивать умение определять и описывать ту или иную человеческую расу; дать представление о том, что все люди имеют одинаковые права, независимо от национальности; воспитывать уважение к людям разных рас и национальностей.

3. Опыт «Линза - капелька»

Цель: дать представление детям о том, что капля воды может служить увеличительным стеклом; закрепить знания о лупе, ее назначении, способе использования; продолжать учить детей действовать самостоятельно, соответственно словесным указаниям воспитателя, делать простейшие выводы, исходя из результатов опыта. (см. Приложение № 3)

4. Игра малой подвижности «Зеркало»

Цель: закреплять умение детей узнавать и описывать людей разных рас; развивать наблюдательность, обращая внимание на детали в одежде, прическе, внешности своих сверстников; воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ход игры: а) воспитатель показывает куклу той или иной расы, а дети должны описать внешность куклы и назвать, к какой человеческой расе относится кукла.

Б) Дети бегают по ковру врассыпную, по команде воспитателя ищут себе пару, становясь лицом друг к другу. Затем поочередно поворачиваются и описывают внешность напарника.

Декабрь

1. Наблюдение за первым снегом

Цель: закреплять знания детей, полученные ранее, продолжать учить описательным рассказам, используя слова – сравнения; развивать умение отвечать на вопросы воспитателя, опираясь на имеющиеся знания, учить рассказывать о свойствах снега; обращать внимание на красоту такого природного явления, как снегопад.

2. Беседа «Путешествие на край Земли»

Цель: познакомить детей с Северным и Южным полюсами, их местонахождением на глобусе и географической карте, населением этих материков, климатическими условиями; развивать умение детей рассказывать о Северном и Южном полюсах, используя макеты; активизировать речь детей словами «полюс», «вечная мерзлота»; закреплять знания о льде, снеге.

3. Опыт «Вода – силач»

Цель: учить детей наблюдать силу замерзшей воды, используя уже имеющиеся знания; дать представление о том, что замерзшая вода расширяется; систематизировать знания детей о воде, продолжать учить детей делать выводы, исходя из результатов эксперимента. (см. Приложение № 3)

4. Подвижная игра «Медведи и пингвины»

Цель: закрепить знания детей об обитателях Северного и Южного полюсов, активизировать словарь детей, развивать ловкость, быстроту реакции.

Ход игры: «дети – пингвины» ходят по ковру, читая стихотворение

Дружный народ в АНТАРКТИДЕ - Пингвины.

Ходят пингвины строем единым.

Строем пингвины идут на обед,

Хором кричат по – пингвиньи: «Привет!», а «дети – медведи» спят. По команде воспитателя медведи просыпаются и ловят пингвинов.

Январь

1. Наблюдение за снежинками

Цель: закреплять знания детей о снеге, снежинках, о природных явлениях и изменениях, связанных с ними; рассказать о том, почему снежинки имеют разную форму, учить видеть красоту каждой снежинки, продолжать учить описывать все увиденное.

2. Беседа «Путешествие в тундру»

Цель: дать представление детям о тундре, о ее климатических условиях, об обитателях, растениях; закреплять знания о вечной мерзлоте; учить сравнивать климат Северного и Южного полюсов и тундры, обращая внимание на схожесть климата; развивать умение проводить простейший анализ, делать выводы, опираясь на макет; активизировать словарь детей, обогащая его новыми словами: «тундра», «карликовые растения», «мох».

3. Опыт «Разный лед»

Цель: дать представление детям о том, что вода замерзает быстрее, чем другая жидкость (сок, лед, полученный из воды гораздо тверже, а тает гораздо медленнее; продолжать учить самостоятельно выполнять все словесные указания воспитателя, делать выводы, исходя из результатов опыта; развивать интерес к экспериментам с водой; воспитывать осторожность при проведении эксперимента.

4. Подвижная игра: «Езда на нартах»

Цель: закрепить с детьми знания о тундре, ее обитателях, народах, населяющих ее; развивать ловкость, силу, быстроту.

Ход игры: дети делятся на две команды, в каждой команде выбирается олень. По сигналу воспитателя один наездник делает на олене круг, возвращается и берет еще одного пассажира. Выигрывает та команда, которая прибежит со всеми участниками команды первая к своему месту.

Февраль

1. Наблюдение за инеем

Цель: дать детям представление, что такое иней, его назначение в природе, рассказать, почему он появляется; продолжать учить детей делать выводы, исходя из увиденного; развивать умение систематизировать свои знания, интерес к природным явлениям.

2. Беседа «На чем держится небо?»

Цель: рассказать детям о горах, их происхождении, значении для Земли и для человека, используя макет, рассказать о проживающих в горах людях; познакомить с названиями самых высоких гор на Земле, используя иллюстрации, развивать интерес детей к обитателям гор, их растительности, климате; дать представление о правилах поведения в горах; учить видеть как красоту гор, так и их опасность для человека.

3. Опыт «Что легче, а что тяжелее?»

Цель: дать представление детям о весах, истории их возникновения, их назначении, использовании, значении для человека; учить детей взвешивать тяжелые и легкие предметы, делая выводы, исходя из результатов эксперимента; развивать умение пользоваться весами как в практической, так и в игровой деятельности.

4. Сюжетно –ролевая игра «Магазин»

Цель: систематизировать знания о весах, полученные в экспериментальной деятельности, перенося их в игровую ситуацию; продолжать учить играть в коллективе, воспитывать уважение к желаниям сверстников.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в магазин. Помимо известных детям атрибутов, воспитатель предлагает использовать весы.

Март

1. Наблюдение за ручьями

Цель: закреплять знания детей о признаках весны : становится теплее, тает снег, бегут ручьи и т. д. ; продолжать учить объяснять те или иные природные явления, отыскивая причинно – следственные связи; продолжать развивать наглядно – образное мышление, умение делать анализ и синтез уже имеющихся знаний.

2. Беседа «Откуда берется вода?»

Цель: дать детям представление о том, что такое «круговорот воды в природе»; закрепить знания детей о состояниях воды (жидкость, газ, лед, учить систематизировать знания, полученные ранее во время бесед и опытов; развивать умение описывать процесс, опираясь на иллюстрации; пополнять словарный запас детей (ручьи, моря, туман).

3. Опыт «Испарение из растений»

Цель: дать наглядное представление детям о том, что такое испарение; пополнять словарный запас детей; закрепить знания о состояниях воды: жидкость, пар, лед; развивать умение описывать опыт, делая выводы, исходя из результатов эксперимента. (см. Приложение № 3)

4. Подвижная игра «Ручеек»

Цель: закреплять знания детей о воде, развивать умение действовать по сигналу, быстроту реакции.

Ход игры: Дети становятся парами, взявшись за руки, и поднимают их вверх, образуя ворота ручейка. Ведущий идет через ручеек и захватывает понравившегося участника, разбивая пару. Затем новая пара становится в конце ручейка. Оставшись один, игрок также проходит через ручеек и ищет себе пару. Действовать нужно быстро, потому что ручеек течет постоянно.

Апрель

1. Наблюдение за увеличением дня

Цель: закреплять знания детей о признаках весны : солнце становится теплее, рассветает раньше, день становится более длинным и т. д. ; учить устанавливать причинно – следственные связи между переменой времени года и происходящими явлениями; дать представление о том, почему день становится длиннее, продолжать развивать умение детей обосновывать свои ответы, опираясь на имеющиеся знания.

2. Беседа «Путешествие в лес»

Цель: закрепить знания детей о лесе, его обитателях, растениях используя макет, о правилах поведения в лесу; учить самостоятельно делать выводы о пользе леса; рассказать о том, что лес – это кладовая для человечества; дать представление о ярусах леса, о его видах, в зависимости от климата; пополнять словарь детей : «джунгли», «тропический»; воспитывать бережное отношение к природе на Земле.

3. Опыт «Скатерть – самобранка»

Цель: дать представление детям о том, что растение «дышит», само себя обеспечивает питанием; закрепить знания детей о том, что такое испарение; продолжать учить описывать процесс эксперимента, делать выводы, опираясь на результат опыта; воспитывать бережное отношение к растениям.

4. Игра «У медведя во бору»

Цель: закреплять знания детей о лесе, его обитателях, растениях, учить действовать по сигналу, бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, развивать быстроту реакции, бега, ловкость.

Ход игры: дети выбирают медведя, который спит. Остальные ходят, имитируя сбор грибов и ягод, читая стихотворение:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

Все на нас глядит.

Медведь просыпается и догоняет детей.

Май

1. Наблюдение за почвой и песком

Цель: продолжать учить детей наблюдать за переменами, происходящими весной; закреплять знания детей о признаках весны; развивать умение описывать увиденные перемены с почвой и песком, развивать желание проводить эксперименты, делая выводы.

2. Беседа «Чунга –чанга»

Цель: рассказать детям об Африке, ее климате, об обитателях, растениях, о народах, населяющих Африку; закрепить знания о человеческих расах (в частности негроидной, о тропическом лесе; дать представление о жизни людей в Африке, их занятиях (охота, рыбалка); познакомить с ландшафтом; развивать умение пользоваться глобусом, географической картой; воспитывать уважение к людям разных национальностей.

3. Опыт «Медленный песок»

Цель: дать представление детям о том, что земля пропускает воду быстрее, чем песок; закрепить представления детей о свойствах песка и земли (мелкий, сыпучий; пористая, тяжелая); развивать умение анализировать ситуацию, делая последующие выводы; воспитывать аккуратность при проведении эксперимента.

4. Игра «Обезьянки»

Цель: учить детей точно повторять движения за ведущим, развивать внимательность, зрительную память, быстроту реакции.

Ход игры: дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий выполняет какое – либо движение, повторяет фразу «Сантики – фантики – лимпопо». Остальные играющие делают то же самое. Ведущий старается незаметно изменить движение, продолжая при этом говорить. Тот, кто не успел поменять движение вовремя, выбывает из игры.

Публикации по теме:

Что растет в нашем огороде? Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему:«Что растет.

План-график контроля старшего воспитателя в ДОУ на 2012–2013 учебный год. Утверждено Заведующим МБДОУ Детский сад «Солнышко» Ковалевой Н. И___ От «»___2012 года План-график контроля воспитательно-образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 августа 2013 в 13:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем юлия пятницкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД