юлия пятницкая
Планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Сентябрь
1. Наблюдение за облаками
Цель: учить детей наблюдать за движением облаков, закреплять знания об облаках, их движении по направлению ветра; развивать наблюдательность, воображение; активизировать словарь детей, используя слова - сравнения.
2. Беседа «Земной шар на столе»
Публикация «Планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Цель: познакомить детей с историей появления и использования глобуса, его значении для человека; учить пользоваться глобусом, находя стороны света (север, юг, запад, восток); активизировать в речи детей такие понятия, как «глобус», «стороны света»; показать детям место, где они живут; развивать наглядно-образное мышление, путем использования логических операций (анализ, синтез и сравнение).
3. Опыт «Место для воздуха»
Цель: дать представление детям о том, что воздух занимает место; закрепить уже имеющиеся знания детей о воздухе; развивать интерес к экспериментированию; учить делать простейший анализ увиденного; подытожить знания о значении воздуха. (см. Приложение № 3)
4. Игра «Солнечный зайчик»
Цель: закреплять знания детей об отражении света, используя при этом зеркало; развивать мелкую моторику рук, чувство юмора.
Ход игры: дети выбирают ведущего и «лисицу», затем пускают по стене «солнечных зайчиков» при помощи зеркал и читают стихотворение:
Зайчик лиску повстречал,
От нее он убегал.
Поищи – ка, ты, пойди!
Раз, два, три – иди скорей лови!
Лисица «ловит» солнечных зайчиков.
Октябрь
1. Цель: Наблюдение за падающими листьями
Цель: дать детям представление об основных физических явлениях – о земном притяжении, том, что все предметы неизменно падают на землю, объяснить, что это происходит потому, что Земля – это большой магнит и притягивает к себе предметы, поэтому все падает только вниз, как легкие предметы, так и очень тяжелые; развивать внимание, наблюдательность, способность к анализу.
2. Беседа «Портрет Земли»
Цель: познакомить детей с историей появления и использования географических карт; их значении для человека; учить использовать географические карты не только в игровой, но и познавательной деятельности; закреплять знания и умения находить стороны света (север, юг, запад, восток); развивать зрительную память, умение анализировать.
3. Опыт «Веселые картинки»
Цель: познакомить детей со зрительной памятью, как ей можно управлять; учить действовать, соответственно словесным указаниям воспитателя; развивать интерес к экспериментированию, желание самим изготавливать материал для эксперимента. (см. Приложение № 3)
4. Дидактическая игра «Кто быстрее?»
Цель: учить детей ориентироваться по глобусу и географической карте, закреплять умение детей действовать, выполняя словесные указания воспитателя.
Ход игры: педагог показывает на глобусе объект и дает его название (по одному, затем предлагает детям найти на карте и повторить его название; аналогично предлагается найти место проживания детей на глобусе и на карте.
Ноябрь
1. Наблюдение за лужами
Цель: учить детей не только наблюдать за лужами, но и описывать изменения, происходящие в природе (вода в лужах холодная, по ней идет рябь от ветра, по утрам появляется корочка льда); развивать описательную речь детей, используя прилагательные; пополнять активный словарь словами-сравнениями.
2. Беседа «Мы все разные, но мы все равны»
Цель: познакомить детей с разными человеческими расами: славянская, негроидная, азиатская; учить правильно произносить слова «национальность», «раса»; развивать умение определять и описывать ту или иную человеческую расу; дать представление о том, что все люди имеют одинаковые права, независимо от национальности; воспитывать уважение к людям разных рас и национальностей.
3. Опыт «Линза - капелька»
Цель: дать представление детям о том, что капля воды может служить увеличительным стеклом; закрепить знания о лупе, ее назначении, способе использования; продолжать учить детей действовать самостоятельно, соответственно словесным указаниям воспитателя, делать простейшие выводы, исходя из результатов опыта. (см. Приложение № 3)
4. Игра малой подвижности «Зеркало»
Цель: закреплять умение детей узнавать и описывать людей разных рас; развивать наблюдательность, обращая внимание на детали в одежде, прическе, внешности своих сверстников; воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Ход игры: а) воспитатель показывает куклу той или иной расы, а дети должны описать внешность куклы и назвать, к какой человеческой расе относится кукла.
Б) Дети бегают по ковру врассыпную, по команде воспитателя ищут себе пару, становясь лицом друг к другу. Затем поочередно поворачиваются и описывают внешность напарника.
Декабрь
1. Наблюдение за первым снегом
Цель: закреплять знания детей, полученные ранее, продолжать учить описательным рассказам, используя слова – сравнения; развивать умение отвечать на вопросы воспитателя, опираясь на имеющиеся знания, учить рассказывать о свойствах снега; обращать внимание на красоту такого природного явления, как снегопад.
2. Беседа «Путешествие на край Земли»
Цель: познакомить детей с Северным и Южным полюсами, их местонахождением на глобусе и географической карте, населением этих материков, климатическими условиями; развивать умение детей рассказывать о Северном и Южном полюсах, используя макеты; активизировать речь детей словами «полюс», «вечная мерзлота»; закреплять знания о льде, снеге.
3. Опыт «Вода – силач»
Цель: учить детей наблюдать силу замерзшей воды, используя уже имеющиеся знания; дать представление о том, что замерзшая вода расширяется; систематизировать знания детей о воде, продолжать учить детей делать выводы, исходя из результатов эксперимента. (см. Приложение № 3)
4. Подвижная игра «Медведи и пингвины»
Цель: закрепить знания детей об обитателях Северного и Южного полюсов, активизировать словарь детей, развивать ловкость, быстроту реакции.
Ход игры: «дети – пингвины» ходят по ковру, читая стихотворение
Дружный народ в АНТАРКТИДЕ - Пингвины.
Ходят пингвины строем единым.
Строем пингвины идут на обед,
Хором кричат по – пингвиньи: «Привет!», а «дети – медведи» спят. По команде воспитателя медведи просыпаются и ловят пингвинов.
Январь
1. Наблюдение за снежинками
Цель: закреплять знания детей о снеге, снежинках, о природных явлениях и изменениях, связанных с ними; рассказать о том, почему снежинки имеют разную форму, учить видеть красоту каждой снежинки, продолжать учить описывать все увиденное.
2. Беседа «Путешествие в тундру»
Цель: дать представление детям о тундре, о ее климатических условиях, об обитателях, растениях; закреплять знания о вечной мерзлоте; учить сравнивать климат Северного и Южного полюсов и тундры, обращая внимание на схожесть климата; развивать умение проводить простейший анализ, делать выводы, опираясь на макет; активизировать словарь детей, обогащая его новыми словами: «тундра», «карликовые растения», «мох».
3. Опыт «Разный лед»
Цель: дать представление детям о том, что вода замерзает быстрее, чем другая жидкость (сок, лед, полученный из воды гораздо тверже, а тает гораздо медленнее; продолжать учить самостоятельно выполнять все словесные указания воспитателя, делать выводы, исходя из результатов опыта; развивать интерес к экспериментам с водой; воспитывать осторожность при проведении эксперимента.
4. Подвижная игра: «Езда на нартах»
Цель: закрепить с детьми знания о тундре, ее обитателях, народах, населяющих ее; развивать ловкость, силу, быстроту.
Ход игры: дети делятся на две команды, в каждой команде выбирается олень. По сигналу воспитателя один наездник делает на олене круг, возвращается и берет еще одного пассажира. Выигрывает та команда, которая прибежит со всеми участниками команды первая к своему месту.
Февраль
1. Наблюдение за инеем
Цель: дать детям представление, что такое иней, его назначение в природе, рассказать, почему он появляется; продолжать учить детей делать выводы, исходя из увиденного; развивать умение систематизировать свои знания, интерес к природным явлениям.
2. Беседа «На чем держится небо?»
Цель: рассказать детям о горах, их происхождении, значении для Земли и для человека, используя макет, рассказать о проживающих в горах людях; познакомить с названиями самых высоких гор на Земле, используя иллюстрации, развивать интерес детей к обитателям гор, их растительности, климате; дать представление о правилах поведения в горах; учить видеть как красоту гор, так и их опасность для человека.
3. Опыт «Что легче, а что тяжелее?»
Цель: дать представление детям о весах, истории их возникновения, их назначении, использовании, значении для человека; учить детей взвешивать тяжелые и легкие предметы, делая выводы, исходя из результатов эксперимента; развивать умение пользоваться весами как в практической, так и в игровой деятельности.
4. Сюжетно –ролевая игра «Магазин»
Цель: систематизировать знания о весах, полученные в экспериментальной деятельности, перенося их в игровую ситуацию; продолжать учить играть в коллективе, воспитывать уважение к желаниям сверстников.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в магазин. Помимо известных детям атрибутов, воспитатель предлагает использовать весы.
Март
1. Наблюдение за ручьями
Цель: закреплять знания детей о признаках весны : становится теплее, тает снег, бегут ручьи и т. д. ; продолжать учить объяснять те или иные природные явления, отыскивая причинно – следственные связи; продолжать развивать наглядно – образное мышление, умение делать анализ и синтез уже имеющихся знаний.
2. Беседа «Откуда берется вода?»
Цель: дать детям представление о том, что такое «круговорот воды в природе»; закрепить знания детей о состояниях воды (жидкость, газ, лед, учить систематизировать знания, полученные ранее во время бесед и опытов; развивать умение описывать процесс, опираясь на иллюстрации; пополнять словарный запас детей (ручьи, моря, туман).
3. Опыт «Испарение из растений»
Цель: дать наглядное представление детям о том, что такое испарение; пополнять словарный запас детей; закрепить знания о состояниях воды: жидкость, пар, лед; развивать умение описывать опыт, делая выводы, исходя из результатов эксперимента. (см. Приложение № 3)
4. Подвижная игра «Ручеек»
Цель: закреплять знания детей о воде, развивать умение действовать по сигналу, быстроту реакции.
Ход игры: Дети становятся парами, взявшись за руки, и поднимают их вверх, образуя ворота ручейка. Ведущий идет через ручеек и захватывает понравившегося участника, разбивая пару. Затем новая пара становится в конце ручейка. Оставшись один, игрок также проходит через ручеек и ищет себе пару. Действовать нужно быстро, потому что ручеек течет постоянно.
Апрель
1. Наблюдение за увеличением дня
Цель: закреплять знания детей о признаках весны : солнце становится теплее, рассветает раньше, день становится более длинным и т. д. ; учить устанавливать причинно – следственные связи между переменой времени года и происходящими явлениями; дать представление о том, почему день становится длиннее, продолжать развивать умение детей обосновывать свои ответы, опираясь на имеющиеся знания.
2. Беседа «Путешествие в лес»
Цель: закрепить знания детей о лесе, его обитателях, растениях используя макет, о правилах поведения в лесу; учить самостоятельно делать выводы о пользе леса; рассказать о том, что лес – это кладовая для человечества; дать представление о ярусах леса, о его видах, в зависимости от климата; пополнять словарь детей : «джунгли», «тропический»; воспитывать бережное отношение к природе на Земле.
3. Опыт «Скатерть – самобранка»
Цель: дать представление детям о том, что растение «дышит», само себя обеспечивает питанием; закрепить знания детей о том, что такое испарение; продолжать учить описывать процесс эксперимента, делать выводы, опираясь на результат опыта; воспитывать бережное отношение к растениям.
4. Игра «У медведя во бору»
Цель: закреплять знания детей о лесе, его обитателях, растениях, учить действовать по сигналу, бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, развивать быстроту реакции, бега, ловкость.
Ход игры: дети выбирают медведя, который спит. Остальные ходят, имитируя сбор грибов и ягод, читая стихотворение:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Все на нас глядит.
Медведь просыпается и догоняет детей.
Май
1. Наблюдение за почвой и песком
Цель: продолжать учить детей наблюдать за переменами, происходящими весной; закреплять знания детей о признаках весны; развивать умение описывать увиденные перемены с почвой и песком, развивать желание проводить эксперименты, делая выводы.
2. Беседа «Чунга –чанга»
Цель: рассказать детям об Африке, ее климате, об обитателях, растениях, о народах, населяющих Африку; закрепить знания о человеческих расах (в частности негроидной, о тропическом лесе; дать представление о жизни людей в Африке, их занятиях (охота, рыбалка); познакомить с ландшафтом; развивать умение пользоваться глобусом, географической картой; воспитывать уважение к людям разных национальностей.
3. Опыт «Медленный песок»
Цель: дать представление детям о том, что земля пропускает воду быстрее, чем песок; закрепить представления детей о свойствах песка и земли (мелкий, сыпучий; пористая, тяжелая); развивать умение анализировать ситуацию, делая последующие выводы; воспитывать аккуратность при проведении эксперимента.
4. Игра «Обезьянки»
Цель: учить детей точно повторять движения за ведущим, развивать внимательность, зрительную память, быстроту реакции.
Ход игры: дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий выполняет какое – либо движение, повторяет фразу «Сантики – фантики – лимпопо». Остальные играющие делают то же самое. Ведущий старается незаметно изменить движение, продолжая при этом говорить. Тот, кто не успел поменять движение вовремя, выбывает из игры.