ирина рязанова
Семинар «Организация основных видов движений на прогулке»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль прогулки в развитии основных видов движений.
? Велика ли роль прогулки для детей?
Ежедневный активный отдых на прогулке обеспечивает дошкольникам до 40% необходимого суточного объема движений. По результатам многих исследований, активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней интенсивности, оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы детей. Это выражается в увеличении показателей умственной работоспособности, улучшении подвижности нервных процессов.
Публикация «Семинар „Организация основных видов движений на прогулке“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
При современном дефиците свободного времени в дошкольном учреждении, когда дети могут проявить свою двигательную активность, «пассивная прогулка» — это непростительная расточительность времени. Известно, что наиболее эффективен активный отдых и такой, который насыщен физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями.
На прогулке, как нигде, с большим успехом решаются задачи воспитания интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, обогащения детей знаниями правил подвижных игр и эстафет и формирования у них умения организованно играть в коллективе сверстников.
Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой — специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.
Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах, индивидуальная работа.
В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в подвижных играх.
? Как вы считаете, игра может служить средством обучения младших дошкольников более сложным по координации движениям, требующим определенной четкой техники, усиленной концентрации внимания, дополнительных волевых усилий?
Но в то же время игра не может служить средством обучения младших дошкольников более сложным по координации движениям, требующим определенной четкой техники, усиленной концентрации внимания, дополнительных волевых усилий. К таким движениям могут быть отнесены разные виды метаний и прыжков. Первичное ознакомление и разучивание их более эффективно происходит в форме упражнений на занятиях. Подвижные игры целесообразны только для закрепления и совершенствования этих движений.
Летом, условия особенно благоприятные для работы по развитию движений. Основными средствами воспитания и развития движений у дошкольников летом должны стать: подвижная игра, игровые упражнения, игры - забавы, физкультурные упражнения, спортивные игры, «школа мяча», «школа скакалки», игры- эстафеты, спортивные развлечения. Педагогам следует отдать предпочтение тем играм, которые являются занимательными, способными своим содержанием увлечь ребенка, а не надуманными игровыми движениями. При выборе игр, упражнений и других двигательных форм следует учитывать не только возраст, но и индивидуальные особенности, и физические силы отдельных детей, степень организованности и дисциплинированности группы, уровень двигательных умений. Детям легко возбудимым давать более спокойные игры, вялым наоборот. Во время двигательных действий следует следить, чтобы дети не доходили до чрезмерного возбуждения, легкая усталость в двигательных мероприятиях неизбежна. Проведение упражнений следует организовывать индивидуально или небольшими подгруппами, педагогам следует воздерживаться от частых замечаний детям.
Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.
В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко, чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).
Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.
Подвижные игры в основном — коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.
? Структура зимней прогулки. ?
1. Наблюдение
2. Подвижные игры
3. Индивидуальная работа по развитию движений
4. Труд
Прогулка даёт широкие возможности для осуществления физического развития детей. Оздоровительное и воспитательное значение прогулки возрастает, если она насыщена активной, содержательной и разносторонней двигательной деятельностью. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания.
? Назовите важное условие для проведения прогулок. Это ежедневность проведения подвижных игр и физических упражнений. Они подбираются в зависимости от предшествующей работы в группе, их количество и продолжительность различны в разные дни недели. Так, в дни проведения физкультурных занятий в зале, на прогулке организуются одна подвижная игра и 1-2 физических упражнений, продолжительностью 12-15 мин - в средней группе; 15-20 мин - в старшей группе; 20-25 в подготовительной группе. В другие дни, когда физкультурные занятия не проводятся, должны быть организованы две подвижные игры и спортивное упражнение или одна игра и несколько спортивных или игровых упражнений (из основных видов движений, продолжительностью в средней группе - 20-25 мин; в старших - 25-30 мин, у детей младшего возраста - 10-15 мин по 2-3 повторения.
Выбор времени проведения упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.
(Во время игр и упражнений на прогулке закрепляются освоенные на занятиях основные виды движений и спортивные упражнения.
В течение месяца с детьми разучивают 2-3 подвижные игры на утренней прогулке, в зависимости от сложности содержания они повторяются от 3 до 5 раз.)
Наблюдая за детьми на прогулке, можно заметить, что не все одинаково активны. Поэтому, проводя физические упражнения и подвижные игры, надо охватывать физической деятельностью всю группу. При этом обязательно учитывать особенности каждого ребё нка: состояние здоровья, уровень овладения двигательными навыками.
Надо подбирать такие виды движений, которые дети могли бы выполнять фронтально или подгруппами, например: одни катаются на санках, другие на лыжах, третьи участвуют в подвижной игре. Затем дети меняются заданиями.
Для повышения уровня двигательной деятельности детей, на участке следует выносить разнообразные физкультурные пособия. В тёплое время года - мячи, обручи, скакалки, велосипеды, самокаты. Зимой на участке можно организовать катание на санках, скольжение по ледяной дорожке, ходьбу на лыжах и скатывание с горки.
Для развития основных движений необходимо широко использовать естественные препятствия, например, предложить перепрыгнуть через замёрзшую лужу или сугроб, подняться на горку и сбежать с неё, прокатиться по ледяной дорожке и не упасть, перепрыгнуть подряд через несколько снежных валиков. Дети будут с удовольствием метать снежки в цель - выкопанную лунку в снегу или нарисованный красками круг или построенную из снега фигурку, а так же выполнять игровое упражнение «Следопыты» - идти по следам взрослого, упражняясь в равновесии.
Старшие дошкольники овладевают умением кататься на коньках, ходить на лыжах, скользить по ледяным дорожкам. Чтобы разнообразить усвоенные движения, можно предложить детям в момент скольжения присесть и выпрямиться, проскользить боком, на одной ноге и т. д. Катание с горки тоже можно разнообразить: съезжая, поднять варежку или игрушку, проехать в воротца, попасть снежком в вертикальную цель и др.
Необходимо широко использовать игры-эстафеты на лыжах, санках, со скольжением по ледяным дорожкам, с метанием снежков, для воспитания быстроты и ловкости.
В весеннее-летний период подвижные игры и упражнения лучше организовывать в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей самостоятельной деятельности детей. Поздней осенью и зимой, игры и игровые упражнения целесообразно проводить в конце прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний.
Педагог должен внимательно следить, чтобы дети не перегревались, регулировать их активность, устраивать при необходимости небольшой перерыв -3-5мин, между повторениями. За это время можно обсудить правила игры, действия участников, их ошибки и т. д. Или провести игру малой подвижности.
Повышение эффективности подвижных игр может осуществляться в следующих направлениях:
- повышение физической нагрузки на организм ребёнка в игре;
- усложнение содержания игр, широкое использование народных игр, разнообразных эстафет;
- усиление воспитательной роли подвижных игр.
Повышение физической нагрузки во время игр достигается следующими путями:
1. Увеличение расстояния для пробегания, в играх с перебежками на воздухе - 30-40м.
2. Увеличение продолжительности интенсивности движений в играх с увёртыванием. Продолжительность бега без остановки в играх составляет 35-45сек. - в младших и средних группах, 1-1,5 мин. - в старших.
3. Выбор сразу 2-3 водящих.
4. Оперативный выбор водящих.
Для повышения двигательной активности на прогулке и оздоровительного эффекта, предлагаю ввести во всех группах - ежедневное проведение дозированного бега и тренирующей игровой дорожки, в которую входят упражнения основных видов движений и спортивные упражнения.
Дозированный бег проводится в начале прогулки, в медленном темпе.
Дети первой младшей группы, 2-3 года – 2 мин;
Дети второй младшей группы, 3-4 года – 3 мин;
Дети средней группы, 4-5 лет – 4 мин;
Дети старшей группы, 5-6 лет – 4 мин;
Дети подготовительной группы, 6-7 лет – 5 мин.
Вопросы к воспитателям.
- Каких ситуаций надо избегать, что бы на зимней прогулке не было несчастных случаев?
- Какие бы вы дали советы родителям по организации прогулки с детьми в зимнее время?
- Какие условия необходимо создать зимой на участке?
Памятка по организации основных видов движений на прогулке.
В дни проведения физкультурных занятий в зале, на прогулке организуются 1 подвижная игра и 1-2 физических упражнений, продолжительностью
12-15 мин - в средней группе;
15-20 мин - в старшей группе;
20-25 в подготовительной группе.
В другие дни, когда физкультурные занятия не проводятся, должны быть организованы 2 подвижные игры и спортивное упражнение или одна игра и несколько спортивных или игровых упражнений (из основных видов движений, продолжительностью
в средней группе - 20-25 мин;
в старших - 25-30 мин,
у детей младшего возраста - 10-15 мин по 2-3 повторения. Повышение эффективности подвижных игр может осуществляться в следующих направлениях:
повышение физической нагрузки на организм ребёнка в игре;
усложнение содержания игр, широкое использование народных игр, разнообразных эстафет;
усиление воспитательной роли подвижных игр.
Повышение физической нагрузки во время игр достигается следующими путями:
Увеличение расстояния для пробегания, в играх с перебежками на воздухе
Увеличение продолжительности интенсивности движений в играх с увёртыванием. Продолжительность бега без остановки в играх :
35-45 сек. - в младших и средних группах
1-1,5 мин. - в старших.
Выбор сразу 2-3 водящих.
Оперативный выбор водящих.
В весеннее-летний период подвижные игры и упражнения лучше организовывать в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей самостоятельной деятельности детей. Поздней осенью и зимой, игры и игровые упражнения целесообразно проводить в конце прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний.
Повышение эффективности подвижных игр может осуществляться в следующих направлениях:
- повышение физической нагрузки на организм ребёнка в игре;
- усложнение содержания игр, широкое использование народных игр, разнообразных эстафет;
- усиление воспитательной роли подвижных игр.
Повышение физической нагрузки во время игр достигается следующими путями:
1. Увеличение расстояния для пробегания, в играх с перебежками на воздухе - 30-40м.
2. Увеличение продолжительности интенсивности движений в играх с увёртыванием. Продолжительность бега без остановки в играх составляет 35-45сек. - в младших и средних группах, 1-1,5 мин. - в старших.
3. Выбор сразу 2-3 водящих.
4. Оперативный выбор водящих.
Для повышения двигательной активности на прогулке и оздоровительного эффекта рекомендуется ежедневное проведение дозированного бега.
Дозированный бег проводится в начале прогулки, в медленном темпе.
Дети первой младшей группы, 2-3 года – 2 мин;
Дети второй младшей группы, 3-4 года – 3 мин;
Дети средней группы, 4-5 лет – 4 мин;
Дети старшей группы, 5-6 лет – 4 мин;
Дети подготовительной группы, 6-7 лет – 5 мин.