Любовь Сахнова
Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ как инновационная образовательная технология
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ, как инновационная образовательная технология в экологическом образовании дошкольников»
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его неповторимость, научить любить и беречь природу - задача и долг взрослых. Сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов ребёнка по земле. Именно с этого должна начинаться система непрерывного экологического образования - со сферы дошкольного образования. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Без определённых знаний экологических основ и законов природы человек не сможет помочь природе, а то и вовсе навредить ещё больше своей безграмотностью. Именно поэтому так необходимо как можно раньше начинать детей знакомить с природой, прививать к ней любовь с самых ранних лет, чтобы в будущем они не повторяли ошибок современного общества, а оно в свою очередь должно постараться привести в норму нынешнее состояние природной среды для наших же детей.
Темочки:
Экологическое образование дошкольников является приоритетным направлением в современной педагогической теории и практики, активно развивается и признано сыграть определяющую роль в обеспечении экологической безопасности и послужить гарантом устойчивого развития общества. Современное экологическое образование должно формировать у ребенка ориентацию на здоровую, позитивно устойчивую, творческую жизнь, полную успешной многосторонней деятельности, без нанесения вреда Природе (растениям, животным, горам, лесам, озерам, человеку). Технологии и методы при этом должны использоваться самые инновационные, самые передовые: исследовательские задания, разработка проектов, коллективная экспертиза выполняемой работы, игровые методы и др.
Одним из приоритетных направлений работы МАДОУ «ЦРР-детский сад № 123 Планета детства» является развитие инновационной деятельности ДОУ средствами экологического взаимодействия в системе: воспитанники, родители, педагоги, научная общественность. Инновационные технологии получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных областей воспитания и обучения дошкольников. Экологическое образование значимо и с позиций личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Но с чего же начинать экологическое образование еще очень маленьких граждан? Все должно быть наглядно и понятно. Выявляя пути и средства организации экологического образования детей, отмечается актуальность введения в образовательный процесс разнообразных естественно – научных методов и педагогических технологий : экологические игры, экспериментальная и проектная деятельность, специальные наблюдения, опыты, экологические беседы, прогулки, экскурсии и др. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация такого обучения развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
Мы заинтересовались данной темой и решили на практике, на собственном опыте проверить способность детей старшей группы в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности осваивать правильное отношение к миру Природы, живому и неживому, а так же желание созидать, а не разрушать. Экспериментальная работавызывает у ребенка интерес к исследованию окружающего мира, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность.
Поделимся своим опытом работы в этой области. Для начала был создан экологический уголок экспериментирования, в который вошли растения, микроскоп, образцы песка, глины, минералов, пробирки, лупы, весы, емкости, магниты, спринцовки, природный материал и многое другое.
Опытно – экспериментальную деятельность в старшей группе мы начали на основе программы О. В. Дыбиной «Ребенок в мире поиска». В процессе проектной работы также апробируется пособие О. В. Дыбиной «Неизведанное рядом», раздел: «Поисково-познавательная деятельность в старшей группе».
Гипотеза проекта: особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Для фиксирования результатов деятельности, а именно, как дети понимают, чего они хотят познать в процессе работы, мы используем экологический дневник. Мы считаем, что опытно-экспериментальная деятельность способна мобилизовать активность детей в познании реальности, раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в получении и преобразовании личного опыта.
Одним из главных направлений развития учреждения стало озеленение территории ДОУ, следовательно, основной задачей становится создание эколого-развивающей среды, которая бы отражала взгляды и желания всех участников образовательных отношений : детей, родителей, педагогов. В процессе реализации данной задачи через опытно-экспериментальную деятельность дети смогут понять суть происходящих в природе процессов, явлений, самостоятельно провести исследования, что будет способствовать развитию ценностного отношения к природе, формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Большую роль в том, смогут ли дети достичь планируемых результатов, зависит от степени заинтересованности родителей воспитанников в успешной реализации экологических пректов. Для планирования дальнейшей деятельности стала полезной информация о разнообразии растений, которые хотели бы посадить родители в ДОУ. Отдали свои предпочтения посадке березы, хвойных растений, каштанов, дуба и других видов.
Кто из нас, уважаемые читатели, не был свидетелемварварского отношения к деревьям, когда взрослые илиподростки и даже маленькие дети просто так ломаютветки?Казалось бы, и в детском саду, и в школе учат тому, «чтотакое хорошо и что такое плохо». Почему же несрабатывают такие хорошие заповеди по отношениюк природе в повседневной жизни? Одна из причин этого — изучение природы по книгам,редкое общение детей, особенно горожан, с растениямии животными, неумение видеть и слушать природу,получать эмоциональное удовольствие от ее красотыи неповторимости. И нам хочется всему этому способствовать. Далее в рамках опытно-экспериментальной и проектной деятельности началась работа в этом направлении, было проведено ряд познавательных бесед с детьми об объектах природы Родного края, о важности посадки деревьев на территории детского сада. Дети задавали много вопросов: «Зачем нам надо сажать деревья? Как за ними ухаживать? Скоро ли они вырастут?» Анализ ответов детей показал, что детям очень интересна тема: «Возможно ли выраститьмогучий дуб?».Дети задавали вопросы, высказывали свои предположения по этому вопросу. Учитывать предпочтения детей важно. Сегодняшний ребенок — это завтрашний природопользователь. И от нас, взрослых, зависит, будет ли он «природопользователем разумным» или неразумным «использователем» природы. И мы продолжили свою работу в рамках опытно-экспериментальной и инновационной деятельности средствами экологического взаимодействия в системе: родители, воспитанники и педагоги в этом направлении.
Чтобы узнать ответы на свои вопросы, дети активно включились в познавательно-исследовательскую деятельность :
- вместе с педагогами и родителями подбирали разнообразную информацию о дереве – дубе, из чего вырастить такое могучее дерево, какие условия хранения и проращивания желудя, какая должна быть почва для высадки, как правильно посадить плод в грунт, уход за ним и многое другое.
Далее в целях привлечения внимания к проблемам лесовосстановления и бережному отношению к природным ресурсам, информированию дошкольников о деревьях и кустарниках, произрастающих в лесах Саратовской области, получению ими навыков по сбору лесных семян и внесению практического вклада в выращивание сеянцев древесно-кустарниковых пород наши воспитанники с родителями приняли активное участие в конкурсе «За лесными семенами» в рамках эко-проекта «Лес своими руками».Наши воспитанники вместе с родителями отправились на поиски материала (семенами дуба — желудями) в лиственный лес. Ребята знали, что сбор плодов производят осенью, когда дерево скидывает лист и жёлуди полностью созрели. Дети после похода в лес охотно делились друг с другом впечатлениями об этом удивитительном путешествии. Особый интерес у юных исследователей, по словам родителей, вызвалособый способ сбора грунта, необходимого для «консервации» материала до момента высадки семян. Ведь из познавательных бесед ребята уже знали, что с места сбора желудей нужно взять немного опавшей родной листвы и верхний слой почвы. Итак, первый этап исследовательской работы, а именно сбор плодов дуба и почвы в осеннем лесу закончился и вызвал дальнейший интерес к нашей работе по выращиванию дуба. Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, экспериментирование- деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей, и как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Ребята с нетерпением ждали следующего этапа нашей совместной исследовательской работы. Мы приступили к исследованию плодов. Для проращивания пригодны опавшие плоды дуба, которые необходимо послушать– потрясти жёлудь и определить, живое ли в нем ядро (оно не должно брякать). Посредством игры «Живое-неживое» ребята с удовольствием проделывали эту работу. На следующем этапенашим юным экспериментаторам предстояло еще раз проверить пригодность материала. В емкость наливали холодную воду и опускали туда сборы. Всплывшие быстро на поверхность экземпляры пустые, из них ничего не вырастет. Повторную проверку осуществляли через 5 минут: те, которые так и не всплыли, являются хорошим сырьём для посадки. Итак хороший материал был определен. На этом подготовительный этап можно было считать закрытым, так как наши воспитанники уже знают, что наиболее естественна и благоприятна посадка дерева весной, на зимовку плоды отправляют в спячку в условиях, приближенных к природным. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Чтобы зимняя спячка была комфортной для наших желудей, ребята посетили цифровую лабораторию «Наураша: температура». С помощью датчиков дети измеряли температуру и установили наиболее благоприятную для «консервации» наших желудей - +2,-3C. Семена дуба отправились в холодильник.
Зима близится к завершению, ребята готовы к следующему этапу нашей работы - увлекательному процессу развития растения. В ходе познавательных бесед, ребята уже знали, что следующий этап –проращивание корешков, затем посадка перезимовавшегопророщенного материала в землю. Работу по проращиванию корешков ребята выполняли дома с родителями. Закрытые «орешки» поместили во влажную среду и снова отправили в холодильник на два месяца. Все это время ребята в календаре природы отмечали дни и ждали пробивания корней. И вот у нашего материала появились уверенные корешки. Мы подготовили пластиковые емкости с дренажными отверстиями и плодородной почвой, богатой питательными веществами. А затем приступили к посадке в них пророщенного материала. Очень бережно наши экспериментаторы поместили будущие саженцы в почву, используя при этом лопаточки, грабли, линейку. Затем аккуратно прикрыли посадку влажной тряпочкой и создали эффект парника. В ходе всей работы мы с ребятами делали зарисовки в нашем экологическом дневнике. Очень важно анализировать вместе с детьми полученный результат и делать выводы.
Теперь мы все в ожидании. Когда же над поверхностью почвы в наших горшочках появятся долгожданные ростки? Но работа продолжается. Вместе с детьми и родителями мы изучаем материалы: как определить готовность всходов к смене места;как правильно пересадить дуб в грунт на открытом участке; найти ему подходящее место; ухаживать за молодыми дубками.
Мы считаем, что выбранное нами направление экологического образования и воспитания дошкольников является достаточно актуальным и успешно реализуется посредством инновационных видов образовательных технологий, таких как: проектные методы, опытно-экспериментальныеметоды. Дети по своей натуре любознательные, любопытные исследователи, открывающие для себя этот мир. Очень важно поддержать и направить их интерес, чтобы помочь развитию ключевых компетенций. Опытно-исследовательская деятельность очень помогает это делать, ведь знания, полученные в процессе такой работы, гораздо лучше откладываются в долговременную память, да и сама деятельность более мотивирована и эмоционально окрашена. То, что ребенок "пропустил через свои руки",запоминается более надежно. А ребенок, в жизни которого было свое, «личное», дерево и который хотя бы однажды сказал: «Здравствуй, деревце!», будет относиться к природе бережно и внимательно. Он сможет наслаждаться красотой капельки росы на листке, первым распустившимся цветком, запахом дождя и листвы, поймет, как хрупок мир природы и как он зависим от действий человека.
Список использованной литературы:
Морозова Е. Е., Никешина Т. В., Кузьмина Н. А. Экопроект «Лес своими руками». Часть 1 «За лесными семенами». Учебное пособие. Саратов ИЦ «Наука» 2017.
Морозова Е. Е., Макарова Л. Н., Иванова Е. В., Марченко Н. А., Вестернина Ю. В., Поплавская Н. В. «Развитие инновационной деятельности ДОУ средствами экологического взаимодействия в системе: воспитанники, родители, педагоги, научная общественность» Методическое пособие. Саратов «Амирит» 2018.
Рыжова Н. А. Экологический проект «Мое дерево». Москва «Карапуз-Дидактика» ТЦ «Сфера» 2006.