Зоя Деветьярова
Организация опытно-экспериментальной деятельности «Он невидимый, но, всё же, без него мы жить не можем»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи приоритетной образовательной области:
«познавательное развитие» - развивать любознательность, расширять представление о воздухе, о способах его обнаружения, выявления свойств воздуха и значимость его для людей.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
• «речевое развитие»- развивать умение поддерживать беседу, формировать связную речь, уметь грамотно выражать мысли, активизировать словарь.
Публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности „Он невидимый, но, всё же, без него мы жить не можем“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
• «социально-коммуникативное развитие» - развивать взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, формировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано. Воспитывать настойчивость в достижении цели, развитии инициативы.
Планируемые результаты:
Предпосылки учебной деятельности : коммуникация-развитие свободного общения со взрослыми и детьми, регулятивные- выполнять правила поведения во время опытов.
Оборудование: ноутбук, иллюстрации с изображениями воздушного шара, подводной лодки, города, леса, мельницы, парусника, стеклодува, строения дыхательных путей.
Ёмкости с водой, трубочки, пустые пластиковые банки, салфетки, мелки, кусочки резины, резиновые игрушки, пустые пакеты, бумага для рисования, краски.
Вводная часть.
Дети заходят в группу, здороваются с гостями. Воспитатель обращает внимание детей на открытое окно в группе и предлагает его закрыть.
- Для чего наша няня открывает окно перед занятием? (ответы детей) А зачем нам нужен воздух? (ответы)
- Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
Снами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.
- А почему мы не можем жить без воздуха? Что произойдёт на Земле, если не будет воздуха?
- А как мы дышим? (показываю иллюстрацию)
- Воздух через нос проходит в грудь и обратно держит путь.
* - Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как поднимается грудь при вдохе и опускается
при выдохе.
- Подуйте на ладошку. Что вы чувствуете?
*Возьмите соломинку, подуйте в стакан с водой. Что вы увидели в стакане? Как появились в стакане пузырьки?
Правильно, из лёгких выходит воздух, может ли человек прожить без воздуха? (ответы) Давайте попробуем не дышать. А кто ещё кроме людей дышит? Где чище воздух - в городе или в лесу? Почему? Что должны делать люди, что бы воздух был чистым?
Основная часть:
- Где и как можно обнаружить воздух, ведь он невидим?
* -Возьмите кусочки мела и бросьте их в воду. Что вы увидели? (ответы) Да это из мела выходит воздух.
*Возьмите салфетки, положите на стол и ударьте по столу книгой. Почему салфетки улетели со стола? Правильно, это воздух сдвинул салфетки.
* Переверните стаканы с бумажной розой на дне и медленно опустите. Почему роза осталась сухой? (В стакане воздух и он не даёт воде задеть розу)
* Бросьте в воду кусочки резины. Что случилось (кусочки резины утонули). А сейчас опустите в воду резиновые игрушки. Что вы видите? (игрушки не тонут, потому что в них воздух). Игра «Где есть воздух?» ( дети передают мяч и называют предметы: шины, мяч, шары).
- Возьмите пустые пакеты и поймайте ими воздух, закрутите пакеты. На что они стали похожи? Что в них? А сейчас понюхайте воздух в пакетах, чем он пахнет? Он не пахнет, но переносит другие запахи.
Когда мы сидим в комнате, то можем узнать, что мама готовит на кухне. Как? Чем пахнет воздух в хлебном магазине? На стройке? В аптеке?
Игра «Угадай, чем пахнет?» (в баночках лежат лимон, чеснок, апельсин и т. д.). Спросить у детей, какой у них любимый запах.
Имеет ли воздух вес? Давайте проверим. Разделимся на пары. Возьмём по 2 шарика. Что в шариках? Как вы думаете: весят они по-разному или одинаково? Сейчас мы взвесим наши шары. Проткните один шар. Что случилось? Шар с воздухом опустился в низ, а без воздуха поднялся верх. И так имеет ли воздух вес? Хотя воздух имеет вес, но он легче, чем вода. Помните, как пузырьки воздуха поднимались вверх в воде? Это люди используют в жизни (показываю подводную лодку на ноутбуке). Вспомните принцип работы подводной лодки. Я вам покажу опыт «подводная лодка» с пластиковой бутылочкой, опущенной на дно тазика с водой и с трубочкой, через которую будем вдувать в бутылочку воздух.
- Бывает ли воздуху холодно? Воздух может нагреваться и охлаждаться (достаю охлаждённую пластиковую бутылку с шариком на горлышке, потом ставлю бутылку в тёплую воду, шарик надувается, т. к. воздух от нагревания расширяется). Так люди используют горячий воздух, чтобы подняться в воздух на воздушном шаре (показываю на ноутбуке).
- Может ли воздух быть сильным? (ответы). Чтобы это узнать, мы с вами поиграем с ветрячками. Подуйте на них, а сейчас побегайте с ними по группе. Почему ветрячки крутятся? Направленная струя воздуха может быть движущей силой. На что это похоже? (на ветер)
Как можно увидеть ветер? Где и как используют люди силу ветра? (мельницы, парусники, паропланы, дэльтопланы и т. д. После ответов детей показываю фотографии на ноутбуке). А мы с вами с помощью сильной струи воздуха запустим ракету в небо (запускаем бумажную ракету, сильно наступив на пластиковую бутылку, соединённую с ракетой трубочкой).
Рефлексия.
- Мы сегодня много говорили о воздухе. Что вы узнали нового? Какие эксперименты вам больше всего понравились? У нас гости, чтобы их порадовать, я предлагаю нарисовать для гостей цветы с помощью воздуха (дети рисуют цветы, дуя на капельки краски через трубочки, и дарят рисунки гостям).