Агафонова Анна
Организация обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений
▼ Скачать + Заказать документы
Организация обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений.
Экскурсии проводятся в среднем и старшем возрасте. В среднем возрасте по улицам города, в ближайший парк, лес. Дети наблюдают за состоянием погоды. Большое место занимают экскурсии в природу. Необходимо дать детям новые представления об окружающем, систематизировать имеющиеся знания, и на этой основе обогатить словарь.
Публикация «Организация обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
В старшем возрасте большое место занимают экскурсии за пределы детского сада и в природу. Их содержание усложняется, дается больше новых слов. В процессе экскурсий дети приобретают знания о родном городе, об улице, где находится детский сад, о почте, школе, библиотеке, знакомятся с трудом взрослых и одновременно осваивают и уточняют разнообразный словарь: названия профессий, техники, трудовых процессов. Расширяются и уточняются представления ребенка о сезонных изменениях в природе, о некоторых животных и растениях, и в связи с этим осваивается природоведческий словарь.
Подготовка воспитателя к экскурсии включает :
-выбор объекта экскурсии;
-выбор задач, методов, приемов работы;
-предварительная договоренность с руководителем учреждения, в котором будут проходить экскурсия;
-воспитатель определяет словарную работу: перечень слов, которые будет вводить в словарь детей или закреплять;
-воспитатель заранее определяет маршрут по которому дети будут следовать до места экскурсии;
-воспитатель должен подумать как поставить детей во время экскурсии, чтобы всем было хорошо видно;
-воспитатель заранее готовит игры, наглядность, пособия.
Проведения экскурсии включает несколько этапов:
1) Подготовительный этап: Работа в этот период направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, поставить цель предстоящего наблюдения, создать эмоциональный настрой, интерес. Подготовительный этап начинается за несколько дней до начала экскурсии и заканчивается в группе, когда воспитатель сообщает ее цель, обосновывает важность, оговаривает с детьми правила поведения на месте экскурсии и по пути следования.
2) Основной этап: проходит на месте экскурсии (библиотека, магазин и т. д.). Детям дается 2-3 минуты на свободное созерцание. В этой части используются различные приемы работы:
вопросы (могут быть) :
а) нацеливающие внимание ( при первоначальном ознакомлении с предметами и явлениями: название предметов, их свойств, качеств: Какие луговые растения знаете? У каких растений желтые, синие цветы? И т. д.
б) активизирующие внимание детей (направлены на сравнение, сопоставление, обобщение). Например: на повторной экскурсии в лес воспитатель предлагает детям вспомнить каким был в прошлый раз лес, а каким он стал сейчас.
в) творческие вопросы (направлены на стимулирование детей к рассуждениям, к самостоятельным выводам)
-проведение словарной работы (объяснение непонятных слов, тих значения, происхождение и т. д.)
-используются поговорки, пословицы, стихи и т. д.
-может быть организована практическая деятельность (например, сбор природного материала, проведены дид. игры по закреплению усвоенных знаний («Найди дерево по листу»)
3) Заключительный этап. Он охватывает всю после экскурсионную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных на экскурсии, на упрочнение знаний, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных в ходе наблюдения на экскурсии.
Требования к проведению экскурсий.
Содержание экскурсии должно соответствовать программе и интересам детей данного возраста.
Воспитатель тщательно готовится и заранее договаривается с руководителем учреждения, предприятия про экскурсию, продумывает где и как поставить детей, чтобы им ничего не мешало. Подбирает загадки, присказки и другой материал. Экскурсия не должна носить характер урока. Она должна проходить живо, увлекательно. Дети не должны только сидеть и слушать – им нужно предоставлять возможность двигаться, играть. Нужно точно заранее определить те слова, с которыми ребенок познакомится впервые. Л. И Тихеева рекомендовала проводить экскурсии с подгруппами 12 – 15 человек, чтобы дети смогли хорошо рассмотреть объект, усвоить необходимые знания. Занятия начинаются в группе, где детям сообщают цель, задачи экскурсии, напоминают правила поведения на дороге и на месте. При первоначальном восприятии объектов необходимо дать детям небольшую паузу для созерцания, обменом первыми впечатлениями. Затем воспитатель активно руководит детским восприятием, при необходимости дает комментарии в связи с соответствующим явлением действительности. Экскурсия должна быть обставлена так, чтобы ничего не отвлекало детей от главного. Число рассматриваемых деталей должно быть продумано в соответствии с возрастом детей. Заканчивается экскурсия эмоционально : стихотворением, загадкой, песней, дидактической игрой. Не следует сразу непосредственно после экскурсии закреплять полученные знания в беседе, рисовании, лепке. Это можно сделать позднее, на завтра, через несколько дней. Т. к. необходимо время для переработки впечатлений.
Наблюдение.
Метод наблюдения в познавательно-исследовательской деятельности, экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с возрастными особенностями детей. Основные представления, накопленные детьми в дошкольном возрасте - это образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами
Подготовка к наблюдению.
Прежде всего, воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по экологическому воспитанию детей, задачи (содержание умений и навыков в соответствии с программой, которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затем выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы, который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия.
Воспитателю следует подготовить все необходимые в ходе наблюдения предметы : миски с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются во время ухода за животными. Наблюдение может происходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т. д.). Необходимо продумать и организацию детей : как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним — покормить, поиграть. Следует предусмотреть и хорошее освещение объекта. Лучше, если свет падает слева или из-за спины (не слепит глаза).
С младшими детьми следует планировать кратковременные, но часто повторяемые наблюдения с небольшими подгруппами, т. к. дети этого возраста быстро утомляются, внимание их неустойчиво.
В средней группе можно предусмотреть знакомство детей с некоторыми качественными измененями в природе, используя иногда несложные игры – поручения, типа: «Найди такой же», «Кто заметил?» и др.
В старших группах -более длительные, иногда повторные наблюдения одного и того же явления, что дает возможнось научить детей замечать изменения, подводить их к простейшему обобщению накопленных представлений о природе.
Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными и, достигнут цели при услови, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знания детей. Руководствуясь программой, следует определить круг представлений, которые дети должны приобрести за определенный период времени о неживой природе, о жизни растений и животных, о труде человека.
Организуя наблюдения детей на прогулках, воспитатель формирует эти представления постепенно. Надо обращать внимание детей на характерные сезонные изменения в жизни растений и животных, и с помощью вопросов помогать детям устанавливать связи между этими изменениями. Сочетание наблюдений с художественным словом способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей.
Организационно-методическая форма проведения наблюдений :
Циклическая организация наблюдений. Распределение всего объема представлений на “порции”, что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение; многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту в течение длительного времени.
Пространственная организация наблюдений. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Воспитатель не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети.
Продолжительность наблюдений. Восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления.
Структура наблюдения. Три структурных компонента – начало, основная часть, конец.
Начало собрать и сконцентрировать внимание детей (приемы, используемые воспитателем – словесные и действенные, вызывающие легкие положительные эмоции).
Основная часть использование приемов, обеспечивающих детьми самостоятельно полученной сенсорной информации.
Объектами наблюдений могут быть :
Живая природа: растения и животные;
Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т. д.) организуются 1-2 раза в квартал.
Виды наблюдения по продолжительности.
Кратковременные наблюдения организуются для формирования представлений о свойствах и качествах предмета или явлениях (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т. д.
Длительные наблюдения организуются для накопления представлений о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
1. Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.
2. Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).
3. Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом. Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.
4. Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.
5. Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за тем трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии (ферму, магазин).
Наблюдение, как прием используется с младшего возраста. С приметами начинают знакомить со средней группы.
Каждый вид наблюдений требует руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений :
1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь-познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг представлений. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей формируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).
5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
6. Представления, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.
7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.