Обухов Сергей Александрович
Консультация «Роль дифференцированного подхода к ученику на уроках физической культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль дифференцированного подхода
к ученику на уроках физической культуры»
(печатался в Всероссийском научно – методическом журнале изда-тельской группы «Основа». «Физическая культура. Все для учителя!»
02.09.2016г.
Работу выполнил:
Обухов С. А.
учитель физической культуры
Публикация «Консультация „Роль дифференцированного подхода к ученику на уроках физической культуры“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Индивидуальный подход присутствовал в трудах всех без исключения педагогов прошлого, но именно как подход, как принцип. И только В. А. Сухомлинский возвысил этот принцип до уровня главного содержания воспитательного процесса. «Практика воспитательной работы, – писал он, – убедила нас в том, что каждая человеческая личность неповторима, что воспитание молодого человека заключается, прежде всего, в раскрытии этой неповторимости, самобытности, творческой индивидуальности.» Подобно тому, как дети различаются по своим физическим качествам, говорил Василий Александрович Сухомлинский, так неодинаковы силы, необходимые для умственного и физического труда. Память, наблюдательность, воображение, мышление не только по их глубине, устойчивости, быстроте протекания, но и качественном отношении имеют индивидуальную характеристику у каждого школьника. Особое внимание В. А. Сухомлинского привлекали слабоуспевающие дети. Он четко указывает на их главный недостаток – неразвитость умственных способностей: неустойчивость внимания и памяти, инертность мышлении, бедность речи, отсутствие любознательности, неразвитость эмоциональной сферы. У 85 % неуспевающих и отстающих главная причина отставания, незнания, неудовлетворительной работы на уроках и дома – плохое состояние здоровья, какое-нибудь заболевание или недомогание.
В воспитании и обучении таких детей нужны особые меры, необходим тонкий, деликатный индивидуальный подход. В наше время этот подход именуется дифференцированным. Какова же роль этого подхода на уроках физической культуры и в чем он заключается?
Прежде всего, не допустить переживания этими детьми своей «неполноценности», воспрепятствовать появлению у них безразличного отношения к учебному труду, к урокам физической культуры. Для этого выявляются сильные стороны в физических способностях ученика и, опираясь на это, предлагаются соответствующие задания. Успех в выполнении даже одного дела укрепляет веру ребенка в свои силы. По моим наблюдениям к очередному заданию он приступает уже с «предчувствием успеха». Переживание радости успеха – необходимое условие нормальной, продуктивной деятельности.
На уроке физической культуры или на прогулке непроизвольно наблюдаешь за игрой или выполнением упражнений каждого ребенка. Это и есть главный принцип изучения индивидуальности ребенка – наблюдение за его действиями в процессе неформального общения. Если я вижу какие-то беспокойства, стеснение, нежелание работать, стараюсь найти контакт с ребенком, выяснить причину, изменить задание (усложнить или упростить). Стараюсь заинтересовать ребенка. По моим наблюдениям, на глазах меняется воображение и мышление ребенка, его нравственная сфера максимально активизируется. Индивидуальная работа может привести к качественным сдвигам даже наименее развитого ребенка.
Обязательно надо открывать спортивные секции в школе, чтобы каждый ученик имел возможность испытать свои силы и способности. Учитель и ученики должны встречаться не только в классе. Наше общение должно быть разнообразным. Это поможет лучше узнать ребенка, его настроение, планы, что беспокоит его. Тогда и урок будет проходить более спокойнее, целенаправленнее (т. к. он будет составлен по интересам детей).
Стараюсь работать в тесном контакте с детьми, это мне очень помогает. У нас в спортзале имеется разнообразный инвентарь, который ребенок может выбрать по желанию и позаниматься тем, чем ему нравится. А занятие по желанию ему пойдет только на пользу, поднимет настроение, а так как он будет находиться в движении, не подозревая о том, что при этом он выполняет физическое упражнение (например, работая с обручем, укрепляет мышцы, тренирует дыхание, работу сердца, опорно-двигательного аппарата. Одним словом постепенно укрепляет здоровье.
Придерживаюсь принципа индивидуального или дифференцированного подхода в работе, это мне тоже очень помогает, т. к. знаю индивидуальные интересы каждого ребенка и стараюсь занять его любимым делом. Кто занимается с обручем, кто на скейте катается, кто играет с мячом, со скакалкой и т. д.
А затем при помощи этого же инвентаря мы играем в различные игры. А игр разнообразных у нас разработано очень много. Дети любят играть в различные игры. Благодаря дифференцированному подходу к ученику, занятия урока физкультуры проходят весело и интересно, и самое главное совпадает с желанием учеников.
Пусть не получится сразу что-то, может не быть желания выполнять то или иное задание, но год, два, три, придет время – получится. Мысль – как цветок, который постепенно накапливает жизненные соки. Дадим же корням эти соки, откроем перед цветком солнце – и он расцветет.
Методическая литература
1. Я иду на урок (книга для учителя). М. В. Тарасова. – Изд-во «Первое сентября».
2. Журнал «Физическая культура в школе», 2013; 2014.
3. Л. С. Преснякова, Т. В. Иншакова. Наш взрослый детский сад. Из опыта работы. – М. : «Просвещение». 1991.
4. Л. И. Пензулаева. Физкультурные занятия с детьми 5 – 6 лет. – М. : «Просвещение». 1988.
5. Е. Тальга. Энциклопедия физических упражнений. /Пер. с польского. – «Физкультура и спорт», 1998.