Приложение МААМ

Организация образовательной деятельности по речевому развитию по программе Н. В. Нищевой

Демина Татьяна Владимировна
Организация образовательной деятельности по речевому развитию по программе Н. В. Нищевой
▼ Скачать + Заказать документы

Организация образовательной деятельности по речевому развитию по программе Н. В. Нищевой.

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста- это важнейшая составляющая работы по подготовке к обучению грамоте, что предписывает ФОП ДО.

Воспитатели готовят детей к обучению грамоте на основе аналитико-синтетического метода, разработанного К. Д. Ушинским в середине XIXвека.

Что такое аналитико-синтетический метод?

Публикация «Организация образовательной деятельности по речевому развитию по программе Н, В, Нищевой» размещена в разделах

Чтобы научить ребенка читать, его приводят к пониманию того, что речь рождается из слова. Дошкольник усваивает звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки и, наоборот, объединение звуков в слоги, слогов в слова, слов в предложения.

Овладевая навыками звукового анализа и синтеза, дети учатся выделять указанный звук на фоне слова, определять место этого звука в слове, выполнять полный звуковой анализ слов сначала из трех звуков, потом из четырех-пяти звуков, указывать место ударения в слове. Давать полную характеристику каждому звуку слова.

На основе сформированных навыков звукового анализа и синтеза старшие дошкольники обучаются чтению слогов, слов и предложений.

Учитывая особенности мышления и восприятия дошкольника, следует включать в занятия задания по конструированию букв из палочек, природного материала, лепку из пластилина и т. д. Процесс обучения должен проходить на положительном эмоциональном фоне. И строится на материале правильно произносимых звуков. В соответствии с данной программой звуки позднего онтогенеза и соответствующие им буквы изучаются в последнюю очередь.

Программа предлагает следующую последовательность изучения букв:

Первый период-А,У,О,И,Т,П,Н,М,К (16 занятий)

Второй период-Б,Д,Г,Ф,В,Х,Ы,С,З,Ш,Ж (21 занятие)

Третий период-Й,Е,Е,Ю,Я,Ц,Ч,Щ,Л,Р,Ь,Ъ (18 занятий)

В утренний отрезок времени желательно включать артикуляционную и дыхательную гимнастику. Специальные упражнения для развития слухового восприятия и внимания, формирование фонематического восприятия, зрительного внимания, развития фонематического слуха, игры со звукоподражаниями, упражнения для интонационной выразительности, четкости дикции и выразительности речи, заучивание чистоговорок, потешек, стихов, игр.

В младшей группе от 3-4 лет проводится одно занятие в месяц, т. е. 10 занятий в год.

Задачи данного периода:

ЗКР- закрепление у детей умения внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность; отчетливо произносить слова и короткие фразы.

Подготовка к обучению грамоте - формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане.

В средней группе от 4-5 лет проводится два занятия в месяц, т. е. 20 занятий в год.

Задачи данного периода:

ЗКР - закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком.

Подготовка к обучению грамоте - знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные). Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные. Определять и изолированно произносить первый звук в слове. Называть слово с заданным звуком.

В соответствии с ФОП работа по ознакомлению детей с буквами и формирование навыков чтения слогов и слов начинаются именно в старшей группе.

Старшая группа от 5-6 лет

Задачи данного периода:

ЗКР- закреплять правильное отчетливое произношение всех звуков родного языка; умение различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки. Определять место звука в слове. Продолжать развивать фонематический слух.

Подготовка к обучению грамоте –формировать умение проводить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, характеризовать выделяемые звуки. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.

Подготовительная к школе группа от 6-7 лет

Задачи данного периода:

ЗКР-совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию. Совершенствовать фонематический слух. Развивать интонационную сторону речи.

Подготовка к обучению грамоте- упражнять в составлении предложений из 2-4 слов. Членение простых предложений на слова с указанием их последовательности. Формировать умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами; знакомить детей с буквами; читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов.

Ряд правил, которые должен знать педагог, приступающий к обучению грамоте детей дошкольного возраста:

-для звукового анализа подбираются только те слова, написание которых не расходится с произношением.

-для звукового анализа не берем слова с йотированными гласными.

-в процессе знакомства с буквами, букву называем как звук.

-недопустимо приступать к изучению буквы, если в группе есть дети, не произносящие правильно звук обозначаемые данной буквой.

-не стоит спешить с изучением новой буквы, если вы не уверенны, что все дети усвоили материал последнего занятия.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в группе с учетом ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в группе с учетом ФГОС Для создания речевого уголка во второй младшей группе были использованы "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возрастаИспользование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста Консультация для педагогов «Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного.

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Весна» Цель занятия: Обучение связному последовательному рассказу, отражающих последовательность событий. Задачи: Образовательные: 1. Закреплять.

Конспект интегрированной организационно-образовательной деятельности по речевому развитию детей в старшей группе за I кварталКонспект интегрированной организационно-образовательной деятельности по речевому развитию детей в старшей группе за I квартал Программное содержание: • Продолжать развивать речь как средство общения; • Продолжать устанавливать причинно-следственные связи между.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация образовательной деятельности по речевому развитию по программе Н. В. Нищевой
Опубликовано: 17 ноября 2024 в 08:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация образовательной деятельности по речевому развитию по программе Н. В. Нищевой» (включая файлы) размещена пользователем Демина Татьяна Владимировна (УИ 2066260) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД