МААМ-картинки

Организация образовательной деятельности по речевому развитию по программе Н. В. Нищевой

Демина Татьяна Владимировна
Организация образовательной деятельности по речевому развитию по программе Н. В. Нищевой

Организация образовательной деятельности по речевому развитию по программе Н. В. Нищевой.

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста- это важнейшая составляющая работы по подготовке к обучению грамоте, что предписывает ФОП ДО.

Воспитатели готовят детей к обучению грамоте на основе аналитико-синтетического метода, разработанного К. Д. Ушинским в середине XIXвека.

Что такое аналитико-синтетический метод?

Публикация «Организация образовательной деятельности по речевому развитию по программе Н, В, Нищевой» размещена в разделах

Чтобы научить ребенка читать, его приводят к пониманию того, что речь рождается из слова. Дошкольник усваивает звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки и, наоборот, объединение звуков в слоги, слогов в слова, слов в предложения.

Овладевая навыками звукового анализа и синтеза, дети учатся выделять указанный звук на фоне слова, определять место этого звука в слове, выполнять полный звуковой анализ слов сначала из трех звуков, потом из четырех-пяти звуков, указывать место ударения в слове. Давать полную характеристику каждому звуку слова.

На основе сформированных навыков звукового анализа и синтеза старшие дошкольники обучаются чтению слогов, слов и предложений.

Учитывая особенности мышления и восприятия дошкольника, следует включать в занятия задания по конструированию букв из палочек, природного материала, лепку из пластилина и т. д. Процесс обучения должен проходить на положительном эмоциональном фоне. И строится на материале правильно произносимых звуков. В соответствии с данной программой звуки позднего онтогенеза и соответствующие им буквы изучаются в последнюю очередь.

Программа предлагает следующую последовательность изучения букв:

Первый период-А,У,О,И,Т,П,Н,М,К (16 занятий)

Второй период-Б,Д,Г,Ф,В,Х,Ы,С,З,Ш,Ж (21 занятие)

Третий период-Й,Е,Е,Ю,Я,Ц,Ч,Щ,Л,Р,Ь,Ъ (18 занятий)

В утренний отрезок времени желательно включать артикуляционную и дыхательную гимнастику. Специальные упражнения для развития слухового восприятия и внимания, формирование фонематического восприятия, зрительного внимания, развития фонематического слуха, игры со звукоподражаниями, упражнения для интонационной выразительности, четкости дикции и выразительности речи, заучивание чистоговорок, потешек, стихов, игр.

В младшей группе от 3-4 лет проводится одно занятие в месяц, т. е. 10 занятий в год.

Задачи данного периода:

ЗКР- закрепление у детей умения внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность; отчетливо произносить слова и короткие фразы.

Подготовка к обучению грамоте - формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане.

В средней группе от 4-5 лет проводится два занятия в месяц, т. е. 20 занятий в год.

Задачи данного периода:

ЗКР - закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком.

Подготовка к обучению грамоте - знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные). Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные. Определять и изолированно произносить первый звук в слове. Называть слово с заданным звуком.

В соответствии с ФОП работа по ознакомлению детей с буквами и формирование навыков чтения слогов и слов начинаются именно в старшей группе.

Старшая группа от 5-6 лет

Задачи данного периода:

ЗКР- закреплять правильное отчетливое произношение всех звуков родного языка; умение различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки. Определять место звука в слове. Продолжать развивать фонематический слух.

Подготовка к обучению грамоте –формировать умение проводить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, характеризовать выделяемые звуки. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.

Подготовительная к школе группа от 6-7 лет

Задачи данного периода:

ЗКР-совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию. Совершенствовать фонематический слух. Развивать интонационную сторону речи.

Подготовка к обучению грамоте- упражнять в составлении предложений из 2-4 слов. Членение простых предложений на слова с указанием их последовательности. Формировать умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами; знакомить детей с буквами; читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов.

Ряд правил, которые должен знать педагог, приступающий к обучению грамоте детей дошкольного возраста:

-для звукового анализа подбираются только те слова, написание которых не расходится с произношением.

-для звукового анализа не берем слова с йотированными гласными.

-в процессе знакомства с буквами, букву называем как звук.

-недопустимо приступать к изучению буквы, если в группе есть дети, не произносящие правильно звук обозначаемые данной буквой.

-не стоит спешить с изучением новой буквы, если вы не уверенны, что все дети усвоили материал последнего занятия.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в группе с учетом ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в группе с учетом ФГОС Для создания речевого уголка во второй младшей группе были использованы "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возрастаИспользование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста Консультация для педагогов «Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного.

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Весна» Цель занятия: Обучение связному последовательному рассказу, отражающих последовательность событий. Задачи: Образовательные: 1. Закреплять.

Конспект интегрированной организационно-образовательной деятельности по речевому развитию детей в старшей группе за I кварталКонспект интегрированной организационно-образовательной деятельности по речевому развитию детей в старшей группе за I квартал Программное содержание: • Продолжать развивать речь как средство общения; • Продолжать устанавливать причинно-следственные связи между.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Звуки [т], [т’] — [д], [д’]. Буквы Т — Д»Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Звуки [т], [т’] — [д], [д’]. Буквы Т — Д» Конспект образовательной деятельности по «Речевому развитию» (занятие по формированию фонетико-фонематических средств и обучению грамоте).

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Домашние животные» для младшего дошкольного возрастаКонспект образовательной деятельности по речевому развитию «Домашние животные» для младшего дошкольного возраста Направление образования и развития (образовательная область): речевое развитие. Цель: создавать условия для формирования умения различать.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Звук [Ы]» Дорогие друзья и коллеги, представляю вашему вниманию конспект занятия по речевому развитию. Это открытое занятие я показывала недавно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация образовательной деятельности по речевому развитию по программе Н. В. Нищевой
Опубликовано: 17 ноября 2024 в 08:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация образовательной деятельности по речевому развитию по программе Н. В. Нищевой» (включая файлы) размещена пользователем Демина Татьяна Владимировна (УИ 2066260) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 апреля 2025 вторник
Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
23 апреля 2025 среда
Осваиваем декупаж!
День рождения Прокофьева С. С
1891г.
День рождения У.Шекспира
1564 г.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД