Титова Марина
Организация образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Организация образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в современных условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО.
Переход на обновленные Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и введение федеральной образовательной программы - ключевое событие системы дошкольного образования. С 1 сентября 2023 года все детские сады России начали работать по единой Программе, в содержательном разделе которой представлена обновленная программа воспитания. Среди шести направлений воспитания одним из ведущих становится патриотическое. Усилено его содержание и в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие».
Публикация «Организация образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в современных условиях» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- С чего же начинается Родина, и как нам воспитывать будущих патриотов в рамках новой Федеральной Образовательной Программы?
Все мы знаем, что сейчас наша страна переживает непростой исторический период. И тем важнее, ценнее сейчас работа каждого педагога, направленная на воспитание будущих патриотов России.
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Для дошкольных образовательных организаций первоочередная задача это - внедрение патриотического воспитания детей дошкольного возраста, освоение обновленного содержания и разработка новых технологий.
С появлением новой Федеральной Программы, у нас появились новые цели, в основе которых лежат патриотическое воспитание и развитие духовно- нравственных ценностей у детей, расширился список задач.
Федеральная программа максимально нацелена на базовые ценности российского народа, на развитие патриотизма у дошкольников. И главная задача педагога - воспитывать высоконравственного человека по идеальным представлениям.
Слайд 5
Целью Федеральной общеобразовательной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
ФОП приводит конкретные задачи по разностороннему развитию подопечных, а именно обеспечение развития физических, личностных и нравственных качеств, привитие любви к Родине, развитие интеллектуальных способностей и талантов.
Слайд 6
Основа патриотизма – это семья. Семья – это опора в жизни каждого человека. Именно семья играет решающую роль в формировании личности в обществе. Трудно переоценить значение семьи для ребенка. В семье есть теплая и заботливая мама, мудрые советы папы. Семья – наша крепость, в которой можно укрыться от проблем и получить безграничную и самую искреннюю любовь.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Понятие «семья» и семейные ценности имеют большое значение в становлении личности ребенка.
К какой области относится патриотическое воспитание?
Слайд 7
Социально-коммуникативное развитие.
Задачи и планируемые результаты в социально – коммуникативном развитии, для области формирование основ гражданственности и патриотизма прописаны в ФОП с возраста 3-4 лет, то есть со 2 младшей группы.
Давайте рассмотрим задачи социально-коммуникативного развития в области формирования основ гражданственности и патриотизма
Слайд 8
От 3 лет до 4 лет.
18.4.1. В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
2) в области формирования основ гражданственности и патриотизма:
обогащать представления детей о малой родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности;
Слайд 9
18.5. От 4 лет до 5 лет.
18.5.1. В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
2) в области формирования основ гражданственности и патриотизма:
воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам;
воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и других областях;
развивать интерес детей к основным достопримечательностями населенного пункта, в котором они живут.
Слайд 10
18.6. От 5 лет до 6 лет.
18.6.1. В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
2) в области формирования основ гражданственности и патриотизма:
воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию;
знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны;
поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы;
Слайд 11
18.7. От 6 лет до 7 лет.
18.7.1. В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
2) в области формирования основ гражданственности и патриотизма:
воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям;
расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны;
знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в населенном пункте;
развивать интерес детей к населенному пункту, в котором живет, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания;
Слайд 12
Воспитание патриотических чувств - это длительный, сложный, непрерывный и последовательный процесс. Работа по привитию дошкольникам основ гражданско-патриотического воспитания осуществляется по следующим направлениям:
1. Сопровождение методическими вспомогательными ресурсами;
2. Работа с детьми;
3. Работа с родителями.
4. Привлечение всех участников образовательного процесса
Все эти направления взаимосвязаны и включают:
- Знакомство со своим городом, его историей;
- Знакомство с Россией и родным краем;
- Знакомство с историческими событиями своего народа и страны;
- Знакомство с символикой государства, города.
Слайд 13
Создание предметно-пространственной развивающей среды. Как вы создаете предметно-пространственную среду?
Информационные стенды: "Широка страна моя родная", «Воспитываем маленького патриота», и др
Дидактические, настольные игры гражданско-патриотической направленности: "Военная техника", "Найди флаг России", "Защитники России" и т. д. ;
Подборка художественной и методической литературы, через которую дети могут получать информацию о подвигах в годы ВОВ, о России, армии и т. д. ;
Тематическое планирование способствует системному усвоению дошкольниками знаний о стране, крае, округе, родном городе. В каждой возрастной группе темы повторяются, меняется только объем познавательного материала, содержание и сложность.
СЛАЙД 14
В дошкольном учреждении каждый год проходят праздничные мероприятия
Народные и фольклорные праздники: День знаний, Масленица, Рождество, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики.
Православные праздники – Пасха, Рождество - семейный праздник.
Международные праздники - День защиты детей, День матери, Международный женский день.
Бытовые и семейные праздники – выпускной бал, дни рождения.
СЛАЙД 33
Важным условием внедрения патриотического воспитания в ДОУ является взаимосвязь с семьей дошкольника. Сегодня эта работа актуальна и сложна, она требует терпения и такта, так как в современных семьях вопрос воспитания патриотизма не всегда считается важным и вызывает недоумение.
Чтобы работа с родителями не оставалась в рамках педагогического просвещения, мы привлекаем их к процессу патриотического воспитания путем взаимодействия: включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах, играх, конкурсах).
Поэтому предметом разговора с родителями должно быть обсуждение разных путей приобщения дошкольников к труду (ручному, хозяйственно-бытовому, труду в природе, к активному участию в подготовке к праздникам и отдыху. Только, если ребенок будет разделять заботы взрослого, брать на себя их посильную часть, стремиться делать что-то для других, малыш станет чувствовать себя членом семьи.
Важное значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение любимых мест отдыха и достопримечательностей города.
Семейное изучение своей родословной позволяет детям понять, что семья - это ячейка общества. В группах нужно реализовать проекты гражданско-патриотической направленности «Герб моей семьи»», «Генеалогическое дерево», «Моя семья – моя крепость».
Итак, гражданско-патриотическое воспитание в дошкольном учреждении - это процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.
СЛАЙД 34 «НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.»
СЛАЙД 35
• Конституция Российской Федерации. Высший нормативный акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года.
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, должны воспитывать настоящих патриотов своей Родины.
Слайд 36
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273.
Статья 64. Дошкольное образование. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Слайд 37
• Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.
Слайд 38
• Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.
Исходя из традиций народов России хранить и беречь память о защитниках Родины, тех, кто отдал свои жизни в борьбе за ее свободу и независимость, принимая во внимание, что забота об участниках, о ветеранах и жертвах войны является историческим долгом общества и государства, учитывая народный, освободительный характер Великой Отечественной войны, участие в ней народов Европы и других континентов, необходимость международного сотрудничества в целях поддержания всеобщего мира и согласия, недопущения проявлений фашизма в любой форме, принимается настоящий Федеральный закон.
Слайд 39
• Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Слайд 40
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержд нная Правительством РФ постановлением от 30 декабря 2015 г. № 493 МОСКВА. Программа подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.
Слайд 41
• Национальная доктрина образования в Российской Федерации, основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.
Слайд 42
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва ". Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания.
Слайд 43 Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так,
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В. А. Сухомлинский