Светлана Русина
Организация образовательной деятельности детей в подготовительной группе «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация образовательной деятельности детей в подготовительной группе
по теме: «Дымковская игрушка».
Задачи образовательной области:
Публикация «Организация образовательной деятельности детей в подготовительной группе „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером. Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры.
Развивающие:
развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;
развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.
обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;
Воспитывающие:
воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю; воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров; способствовать проявлению положительных эмоций;
Задачи ОО в интеграции: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Предпосылки учебной деятельности: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, технических средств.
Оборудование для педагога: наглядный материал в виде иллюстраций, изделий народного промысла, презентация, презентация-игра, “карусель” с лентами.
Оборудование для детей: заготовки из соленого теста, кисти, краски, баночки, ватные палочки (тычок, карточки с примерами изображений узоров.
Ход занятия: дети входят под музыку ” Калинка”.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости! Ой, а куда это мы с вами попали?
Дети: на ярмарку!
Воспитатель: правильно! А что мы с вами видим на этой ярмарке? Что продают на ней?
Дети: Игрушки!
Воспитатель: Да, ребята, сегодня, мы поговорим с вами об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках! Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много.
Вот и Дымковская слобода, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.
Воспитатель показывает дымковские игрушки.
1 ребенок:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Воспитатель: Ребята, давайте узнаем с вами поподробнее об истории дымковской игрушки. Присаживайтесь.
Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?
Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунье'' или как её ещё называли “Свистопляске”. Пробуждение природы, прилет птиц, надежды на будущий урожай - все это витало в воздухе и рождало веселое настроение, радостное ожидание, а вместе с тем и веселые игрушки, какой была дымковская игрушка.
Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.
Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу. И здесь происходит как бы изменение ее значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».
Воспитатель читает из презентации этапы создания игрушки.
– Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.
2 ребенок:
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
- Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней.
3 ребенок:
С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.
– Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц.
Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.
4 ребенок:
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
- Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг -символ солнца.
- И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.
Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле.
Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья.
Голубой- цвет неба.
Есть солярные солнечные и лунные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Есть знаки семян и зародышей.
Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.
Вот такая она дымковская игрушка.
Звучит музыка “Калинка”, вбегает петрушка. (поёт)
“Звенят небеса
На все голоса
Товаров – тьма!
Трещат закрома!
Покупай,
Не зевай!”
-Здрастье! Я петрушка! Голова, два ушка!
Колпак, на макушке!
Я пришел к вам веселиться,
Посмешить да позабавить.
Хочу со всеми подружиться,
А заодно и с ярмаркой поздравить!
Ребята, давайте поиграем!
Игра “Горелки”.
Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки.
Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит:
“Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара беги!”
На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. А водящий стремится опередить их и занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим.
Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара» или «Вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.
После игры, Петрушка удивленно смотрит на карусель и говорит:
“Ой, ребята, а что это у вас, карусель-то какая не нарядная, невесёлая! (
Украшений нет, товару нет. Зайду –ка я к вам в другой, раз…” (уходит)
Ребята, давайте украсим нашу карусель! Смотрите-ка, Петрушка нам что-то оставил? Ой, да это же наши заготовки дымковских игрушек! Давайте их раскрасим. (раскрашивают игрушки)
А пока они подсыхают - поиграем в еще одну игру- найди и узнай Дымковскую игрушку! (Презентация “Игра”)
Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: Веселые, праздничные, нарядные.
Воспитатель: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?
Вопрос: Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?
Дети: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.
Воспитатель: Какие цвета любят мастера Дымково?
Дети: Яркие нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: молодцы ребята, теперь украсим нашу карусель!
Украшаем карусель.
А вот и петрушка! (вбегает под музыку “Калинка”)
Ох, товар-то как хорош,
Всем и каждому пригож!
Лишь к прилавку подойдешь-
Без покупки не уйдешь!
5 ребенок читает стих стих.
“Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!”
Поем песенку вокруг карусели под музыку “Ах вы сени, мои сени”…
“А на ярмарке товары –
Расписные самовары
Продаются рамки, склянки
И картины и баранки.
Покупают люди сушки
И на дивную игрушку
Смотрят долго, не спеша,
До чего же хороша!
Ярмарка удалая,
Ярмарка расписная.
Честной народ собирайся
И душою разгуляйся!”
Петрушка раздает леденцы-петушки детям. Прощаемся.