Ирина Ивановна Дроботова
Конспект образовательной деятельности по лепке в средней группе «Уточка» (дымковская игрушка)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по лепке в средней группе «Уточка».
Тема: «Уточка». (Дымковская игрушка)
Цель: познакомить с дымковской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства.
Программные задачи:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по лепке в средней группе „Уточка“ (дымковская игрушка)» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Средняя группа
- Утки, утята
- Уточка, утята. Лепка, занятия с пластилином
- Уточка. Дымковская игрушка
- Темочки
Познакомить с дымковской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства; формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров; учить самостоятельно лепить дымковскую игрушку, придавать сходство с игрушкой. Развивать внимание, логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к русской игрушке.
Материал: глина, дощечки, салфетки, вода для смачивания и разглаживания деталей.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости из деревни Дымково. Это Уточка!
-Уточка-Марфуточка бережком идет,
Уточек-марфуточек купаться ведет.
-Как вы думаете, почему уточка грустная?
-Ребята, наша гостья загрустила, потому что потеряла своих утят. Чем мы можем помочь Уточке?
-Ребята, а вы хотите помочь уточке?
-Сможете?
2. Актуализация знаний.
Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам?
-Так давайте полетим. На чем летают в сказках?
-Раз, два, три, четыре, пять,
Начал наш ковер взлетать
Над полями, над горами,
Над высокими лесами.
Мы быстрее ветра мчимся.
Глядь — и мигом приземлимся.
Воспитатель: Ребята вот мы с вами и прилетели. Присаживайтесь на стульчики.
Перед детьми интерактивная доска, где проецируется презентация про Дымковские игрушки, с иллюстрациями.
-Смотрите-ка, река! Это река, называется Вятка, а на берегу стоит город и город такое же имя носит. Вятка — город старинный. Когда-то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. А на другом берегу, за крепостными стенами, раскинулась слобода, где жили гончары. Они лепили посуду и игрушки. Чтобы посуда была крепкой, ее обжигали в печах. Каждое утро над слободой дружно поднимались дымки из печных труб. Может быть, поэтому вятскую слободку и назвали «Дымково».
-Ребята куда мы прилетели? К кому в гости?
(На доске иллюстрации деревни Дымково)
-А ну ка, посмотрим, кто здесь живет?
(Иллюстрации различных Дымковских игрушек и их описание).
Барышня
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Водоноска
За студеною водицей
Водоноска - молодица,
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша,
Эта девица – краса.
Няня
В кокошнике няня,
На руках Ваня.
И хорош, и пригож Ваня,
Не забудь няню,
Когда подрастешь, Ваня.
Всадник
Всадник на коне
Бока крутые, рога золотые,
Копытца с оборкой,
А на спине - Егорка.
Олень
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Красноногий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Конь
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
Индюк
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите – пышный хвост
У него совсем не прост!
Точно солнечный цветок,
И высокий гребешок.
Воспитатель:
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель: Наша с вами задача ответственная и непростая, ребята. Мы должны помочь Уточке найти своих деток. Поэтому давайте узнаем где же их можно найти?
Возникает затруднение.
- Мы знаем где их найти?
-Почему мы не знаем?
- Значит, что нам надо сделать, чтобы у нас получилось?
4. Открытие нового знания.
-А что делать, если ты чего-то не знаешь? (Спросить у того, кто знает)
Дети обращаются к воспитателю с вопросом: «Где можно найти утят?»
Подвижная игра «Утки и собачка».
Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Утки и собачка». Он берет на себя роль утки-мамы, а ребята изображают маленьких утят. Утка-мама показывает утятам, где пруд, и предлагает пойти поучиться плавать.
«Рано-рано утречком Уж она их учит, учит!
Вышла мама-уточка Вы плывите, ути-деточки,
Поучить утят. Плавно в ряд».
(А. Барто)
Утка-мама плавно двигается, отводя руки слегка назад, дети-уточки подражают ей. Затем она говорит: «Уточки в пруду плавают, крылышки приглаживают» (гладит руки, бока плавными движениями, хвалит деток-уточек : «Вот молодцы, как хорошо пригладили свои крылышки, кря-кря, кря-кря».
Вдруг с лаем появляется собачка (помощник воспитателя или ребенок старшей группы). Утка-мама отгоняет ее.
«Ты, собачка, не лай! Утки наши белые
Наших уток не пугай! Без того не смелые».
(И. Токмакова)
Собачка подбегает к пруду, а утята быстро плывут к утке-маме и прячутся у нее под крыльями. Собачка убегает. Игра повторяется. Затем утка-мама говорит:
«Ты, собачка, не лай!
Наших уток не пугай!
Лучше с нами поиграй».
Пойдем к нам в гости, мы тебя угостим чем-нибудь вкусным. (Дети угощают собачку.)
5. Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в подмастерья.
-Кто такие подмастерья?
- Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.
- Как называли молодых помощников мастера?
- Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что нам необходимо?
- Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки?
Дети садятся за столы, на которых находятся кусочки глины одинакового размера.
- Давайте расскажем, как вы будете делать уточку, какие приёмы будете использовать? (дети не знают, что делать дальше)
- Смогли рассказать, как правильно сделать уточку? (нет)
- Почему не смогли? (мы не знаем, как мы будем её делать, какие приёмы использовать).
6. Включение нового знания в систему знаний и умений.
Садитесь за столы. Сейчас будем с вами учиться лепить из глины уточку.
-Прежде чем приступить к работе, давайте рассмотрим уточку. Посмотрите на ее туловище, какой оно формы? (овальной).
-Голова по сравнению с туловищем какая? (круглая). Она больше или меньше туловища (меньше).
-А что еще есть у уточки? (клюв, хвост, крылья).
У вас на столе лежит глина и доски для лепки. Давайте вспомним, как мы с вами будем лепить:
1. Раскатываем сначала туловище (толстой колбаской).
2. Потом круговыми движениями голову (круглую).
3. Затем крепим голову к туловищу.
4. Вытягиваем клюв и хвост.
5. Затем смачиваем пальчики водой и сглаживаем все неровности, чтобы уточка получилась гладкая.
Дети выполняют работу, а воспитатель помогает.
-Посмотрите, какие замечательные уточки у нас получились!
А теперь мы их поставим просохнуть, а потом где их будем обжигать (в печи).
-Теперь мы можем поставить готовых утят к нашей Уточке, пусть она порадуется.
-Давайте с вами вернемся обратно в группу?
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал наш ковер взлетать
Над полями, над горами,
Над высокими лесами.
Мы быстрее ветра мчимся.
Глядь — и мигом приземлимся.
6. Рефлексия.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Кому мы сегодня помогали?
-Смогли помочь Уточке?
-Почему вам это удалось?
-Мы познакомились с дымковской игрушкой. Были подмастерьями и лепили из глины уточку. Познакомились с глиной, она отличается от пластилина. (используя новые приёмы).
Воспитатель хвалит детей и говорит, что теперь Уточка не будет грустить, ведь у нее нашлись утята.