светлана марышева
Организация образовательного пространства в группе ДОО средствами мини-музея «Живая старина» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Организация образовательного пространства в группе ДОО средствами мини-музея «Живая старина» (из опыта работы)
«То, что забыли сыновья,
стараются вспомнить внуки»
Эйлис Росси
Реферат: Социокультурная ситуация в современном российском обществе характеризуется процессом интенсивного обновления системы образования в целом и дошкольного образования в частности. Повышение роли культуры во всех сферах современной общественной жизни, включая образование, диктует необходимость воссоздания и сбережение регионально – национальных традиций, познания человеком своей культуры. Для достижения определенного результата, необходимо находить и использовать нетрадиционные методы влияния на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы.
Публикация «Организация образовательного пространства в группе ДОО средствами мини-музея „Живая старина“ (из опыта работы)» размещена в разделах
В дошкольном учреждении, музейная педагогика – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка гармоничного отношения к реальности. Средства музейной педагогики помогают привлечь внимание и пригласить к партнёрскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т. е. целостной цепочки гуманистических духовно-нравственных ценностей.
Данная статья раскрывает сущность организации и создания музейно – образовательного пространства, средствами мини-музея «Живая старина», где дети в непосредственном проживании приобщаются к истории родного края.
Ключевые слова: мини – музей, этнопедагогический подход, этносреда, этнокультурный (региональный) компонент.
Музей – (от греч. – храм муз, исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфических групп культурных и природных объектов (музейных предметов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение. Это памятники истории - они хранят память о прошлом и могут нам рассказать много интересного. И если организовать соответствующую возрасту ребенка экскурсию, то посещение музея, станет для него незабываемым и увлекательным приключением. Поучительным путешествием - возможностью прикоснуться к чему-то далекому, в музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка.
Мы все чаще замечаем, что представление современного поколения о главных человеческих духовных ценностях уступают место материальным. Во время беседы с детьми в группе, на тему «Что такое музей?» столкнулась с проблемой: дети мало знают, а многие и совсем не знают, что такое музей. Пообщавшись с родителями на эту тему, оказалось, что многие родители считают, что детям дошкольного возраста ещё рано посещать такие учреждения как выставки и музеи. Многие мамы и папы не приветствуют такого рода знакомства своих детей с чем-то новым, как проведение экскурсий. Лев Николаевич Толстой говорил, что люди, забывшые свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречены на вымирание.
По результатам анкетирования родителей группы получились такие результаты: 5% - это всего одна семья посещали музей со своими детьми. 55% ответили - что у них нет возможности посетить с ребенком музей.
В современном мире, в поисках достойной жизнью родители забывают о том, что, помимо материальных ценностей, в детей необходимо капля за каплей вкладывать и духовные ценности. Внутренний мир ребенка, в дошкольном возрасте настолько богат и глубок, а ум пытлив, что если не обращать на него внимания сейчас, он станет равнодушным и потом, уже будет сложно заинтересовать и привить им интерес к культурно-национальному познанию. На многие вопросы, которые задают их дети родителям они вынуждены давать ответы, которые порой не знают сами. Оставшись без ответа, дети тем самым, утрачивают пытливость и наблюдательность и, как следствие понижается эрудированность малыша. А ведь именно непосредственное взаимодействие взрослого и ребенка способствует развитию у детей исследовательской и познавательной деятельности. Пусть в малом, но мне захотелось исправить эту ситуацию. Для решения данной проблемы я изучила и применила в своей практике инновационную технологию – музейная педагогика.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать условия, которые соответствуют требованиям музейного дела в полном объеме. Но, можно создать «мини» - музей – который приближен к тому возрасту детей, для которых он предназначен, и экспонаты интересные и понятные детям, и подобранную тематику.
«Мини - музей» – это пространство в котором дети чувствуют себя как дома, и одно из средств непрерывной образовательной деятельности.
Прежде чем, организовать мини-музей в своей группе, в процессе общения со своими воспитанниками, организовывая различные игры я поняла, что для них важно на данный момент, что им больше всего интересно и о чем они хотели бы узнать. Ведь главной моей задачей было – поддержать детскую решительность, удовлетворить любознательность и, как следствие, расширить представление о нашей истории и традициях. Результатом нашего общения стало желание создать в группе мини-музей «Живая старина».
В процессе создания мини-музея использовала следующие методические принципы:
1. Участие (как способ познания, переживания, сопричастности).
2. Вариативность (возможность для оптимального самовыражения через право выбора).
3. Креативность (поощрять и провоцировать творческую деятельность).
4. Беспрерывность (получение знаний продолжается в семье, и в социуме).
5. Гуманность (создание творческой атмосферы, любовь к жизни).
Цель: способствовать становлению у детей основ национального самосознания, пробуждая интерес к быту и жизни переселенцев Алтая средствами мини – музея.
Задачи:
-способствовать развитию устойчивого интереса детей к познанию национального быта, народных праздников, устного народного творчества в процессе развития интереса к жизни и быту переселенцев Алтая;
-устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей;
-раскрывать гражданско-патриотические чувства у детей через разнообразные виды деятельности, основанные на освоении традиционной культуры Алтая;
-способствовать становлению у детей ценностных ориентиров в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к социальной и природной среде родного края;
-обеспечивать детям свободу выражения своих чувств и переживаний в различных видах деятельности;
-создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей в коллективе, детей и педагогов в совместной работе на уровне сотворчества.
Адресованность: мини - музей организован для детей и родителей детей посещающих ДОО, где организовывается совместная деятельность по образовательным областям в процессе работы с детьми; событийные мероприятия и развлечения в организованном пространстве, с использованием экспонатов музея.
Экспонаты: мини - музея группы пополняются старинными вещами и образцами русского ремесла педагогами, экспонатами переданными в дар, совместные работы детей и родителей воспитанников.
Пояснительная записка: Этнография (от греческого слова «этнос» - древний)- Наука, изучающая состав, происхождение, расселение, культурно-исторические взаимоотношения народов мира, а также их материальную и духовную культуру, особенности быта.
Этнография позволяет увидеть описание обычаев и нравов разных народов, познакомиться с их прошлым. Этнопедагогический подход, интегрирующий достижения аксиологического и культурологического подходов должен быть конкретизирован в принципах краеведческого подхода (С. Я. Ромашкина) с целью повышения воздействия воспитательного потенциала на дошкольников в ДОО. Организация и создание музейно – образовательного пространства, позволяет детям в непосредственной атмосфере приобщаться к истории родного края.
Идея необходимости создания особой этносреды в группе и использовании в качестве педагогического материала образцов аутентичного фольклора в этнокультурном образовании для преодоления сложившейся кризисной ситуации в системе воспитания детей, в том числе использование средств ИКТ в самостоятельной деятельности детей и родителей.
В данной работе четко прослеживается тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить ход времени, найти там свое место и, в результате, способствует формированию у них исторического опыта. Став частью музейной экспозиции, обычные вещи приобретают особый смысл и переносят нас в то далекое прошлое, которое так близко нам.
Наглядность: коллекция экспозиции содержит разнообразный наглядный и практический материал:
-Игровые макеты: «Изба», «Подворье», «У самовара», «Святки», «Масленица – широкая», «В гостях у сказки».
- русская печка, деревянные лавки, посуда, утварь, предметы быта
- макеты различных деревянных построек (дома, мельница, колодец, сараи, церковь, и т. д.)
- куклы различной техники изготовления и назначения (оберёговые, чулочные, нитяные, из мешковины)
Все это помогает детям более глубоко понять смысл фольклорных произведений и обрядовых праздников, а также познакомиться наглядно с народными промыслами переселенцев Алтая, осмыслить связь народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Содержанием работы мини - музея является :
- проведение тематической самостоятельной деятельности для дошкольников;
- посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОО;
- организация экскурсий для детей и их родителей.
Темы экскурсий: «Русская изба», «Печь и предметы обихода», «Знакомство с традиционными алтайскими ремеслами: вышивка, шитье», «Народный календарь: посиделки, вечерки, календарные праздники», «Строить с умом, жить с душой» и др. ;
- оформление тематических выставок: «Предметы быта наших предков», «Алтайский традиционный костюм», «Горница», «Тайна оберега», «Каков мастер, такова и работа», «Хочешь есть калачи – не лежи на печи», «Женское ремесло» и другие;
- организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.
Формы деятельности мини - музея :
- Совместная деятельность с детьми (знакомство с предметами, создание образов, погружение в атмосферу старины);
-тематические досуги («Кузьминские посиделки», «Рождественские колядки», «Подблюдные (гадальные) вечерки», ««Масленица», «Верба, вербочка», «Пасха», «В гостях у Марьи Искусницы», «Святки» и др.).
- взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.
- помощь в оборудовании и оснащении материалами центра мини - музея в группе.
- совместное проживание традиционных праздников
- консультации «Жилище старожилов Алтая», «Традиционные обряды», «Православные праздники»
- опытно – исследовательская деятельность;
- разработка и изготовление детских коллективных и индивидуальных работ - экспонатов;
- выставки;
- экспресс – выставки;
- экскурсии (обзорная, «путешествия», игра – экскурсия и т. д.);
- познавательные беседы;
- различные игры (сюжетно – ролевые, развивающие, театрализованные, драматизации); и т. д.
Для активизации деятельности в рамках музейной педагогики я использую такие формы работы как : дни открытых дверей, мастер-классы, концерты, обзорные и тематические экскурсии, исторические квесты, викторины, конкурсы, музейные уроки, творческие встречи и др.
Очень любят дети такие интерактивные формы, как:
- «перевоплощение» экскурсовода: например, мастер и мастерица в русских народных костюмах, рассказывают о развитии народного промысла.
- игровая ситуация.
- театрализация, которой можно завершить, каждую крупную тему.
Предлагаемые формы работы побуждают детей думать, переживать, анализировать - следовательно, идет формирование свободной, творческой, инициативной личности.
Раскрывать перед детьми предметный мир помогают активные методы, которые строятся на основе того, что дети не только смотрят, слушают, выполняют задания, но и активно действуют, принимают участие в экскурсии, манипулируют с музейными предметами, но и становятся активными участниками данной этнокультурной среды, в которую они попадают. Это дает возможность глубокому усвоению и запоминанию информации.
Активными участниками в создании и пополнении экспонатами РППС мини-музея стали родители, а также старшее поколение (бабушки, дедушки). Они совместно с детьми создают различные макеты и музейные экспонаты, с помощью буклетов я рассказываю им, как создать музей в саду и даже дома. Родители являются непосредственными участниками проектной деятельности по теме: «Этнокультурное образование детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики».
Таким образом, именно музейная педагогика является незыблемой основой нравственных убеждений, что закладываются в детях сегодня. По словам Владимира Владимировича Путина: «Именно образованные, творческие и духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие, будут главной силой России этого и последующего веков».
Список литературы:
1. Ботякова О. С. «Солнечный круг» детский народный календарь – Санкт-Петербург «Детство - пресс», 2004
2. Ботякова О. С. «Российский этнографический музей - детям» - Санкт-Петербург «Детство - пресс», 2001
3. Гаврилова И. Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду» Санкт-Петербург «Детство - пресс», 2010
4. ДемидоваТ. В. ; компьютерная верстка и печать Мызенкова Н. П. ; ред. Кардашина А. И. ; отв. за вып. Чуканова А. М. Методические рекомендации создания и использования мини-музеев в образовательных учреждениях / ТОСБС; – Т., 2013. – 160 с.
5. Квач Н. В. Проблемы и задачи музейной педагогики [Журнал «Нижегородский музей»].
6. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини – музей в детском саду» -Линка – пресс, 2008
7. Солодянкина Г. М., Уланова Л. Н. Материалы межрегиональной научно – практической конференции Барнаул, 2002
8. Учебно – методическое пособие «Хрустальные родники Алтая» - Барнаул,2002
9. Интернет ресурсы.