Светлана Воробьева
Особенности планирования воспитатель-образовательного процесса в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, представляю Вам готовый информационный материал (презентацию и текстовый материал к ней, который может пригодиться как старшим воспитателям – для консультирования педагогов, так и для самих воспитателей при планировании воспитательно-образовательного процесса.
1 слайд Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – она отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей За годы педагогической практики сменилось много разных видов календарного планирования. Раньше все воспитатели писали план в тетради. На правой стороне тетради писался план, а на левой — учёт проделанной работы. Но менялось время, педагоги, образование, с которым приходили педагоги, и естественно менялись планы, модернизировались, упрощались в написании, привнося новые технологии (компьютер). Но привнося новое, забылось то положительное, что было в старых планах, и на сегодняшний день многие календарные планы стали схематичные, неконкретные, какие-то размытые. Парой сам воспитатель не может разобраться, что же он сегодня проводит или упускает какой-то раздел, форму работы с детьми, сам об этом даже не подозревая.
Публикация «Особенности планирования воспитатель-образовательного процесса в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2018
Открывая план воспитателя, видно лицо педагога, его грамотность; умение анализировать, планировать. Его профессионализм: знание методик, возрастные и индивидуальные особенности детей группы. Есть ли контакт со специалистами и прослеживается ли система планирования.
2 слайд
итак, что же представляет собой Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов.
3 слайд
Составляя план педагог должен знать принципы планирования
-комплексно-тематический - это особая форма организации психолого-педагогической работы в детском саду, объединяющие все виды детской деятельности в течение определённого промежутка времени.
-принцип интеграции образовательных областей, - в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы.
-принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста
4 слайд
Виды планирования 1) перспективный план составляется перед началом нового учебного года. 2) календарный план составляется на основании перспективного ежедневно.
5 слайд
Важным условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее. А также планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день, ведется поочередно воспитателями
6 слайд
Разрабатывая план работы оба сменных воспитателя должны соблюдать определенные требования:
• Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка. Существуют четкие рамки содержания (стандарт).
• Учтены местные региональные особенности (национальные традиции, культура, климат, природные условия).
• Учтены время года и погодные условия.
• Предусмотрение в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3—4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду.
• Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.
• Непременная взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития.
• Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.
• Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов
• Взаимодействие с родителями работа планируется как согласно годовому плану так и согласно вновь вытекающих насущных проблем и ситуаций.
7 слайд
-Согласно ФГОС совместная деятельность - это особая система взаимоотношений и взаимодействия взрослых и детей – это наличие партнерской позиции и партнерской формы организации воспитательно-образовательного процесса (это могут быть беседы, проигрывание каких-то ситуаций, досуги, индивидуальная работа, театрализация, игры ит. д.)
- При планировании педагогом НОД осуществляется выбор разнообразных форм и методов работы в зависимости: от особенностей детей, уровня их развития, стоящих образовательных задач. Задачи должны реализоваться в процессе занятия, и они должны быть конкретные к теме и их не должно быть слишком много.
- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов – это решение образовательных задач с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми (утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
При планировании совместной образовательной деятельности в ходе режимных моментов планируем задачи.
Например, в игра –упражнение «Осенние листья». Задачи: совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных –кленовые, березовые, осиновые и т. д.).
Пальчиковая гимнастика «Ветер и листья». Задачи: обучать координировать речь с движениями.
8 слайд
Алгоритм работы над планом (основан на комплексно-тематическом принципе)
1. Итак- определили тему Например, в подготовительной группе тема «Осень. Погода. Природа.»
2. при планировании лексической темы мы планируем «ЦЕЛЬ», которую должны будем реализовать в течении всей недели.
«Цель – это то к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить.» Цель – это общий результат.
Тем более цель бывает ОДНА, а задач может быть МНОГО. Цель всегда отвечает на вопрос: ЧТО? (Формирование, расширение, совершенствование)
Цель (на всю неделю) : (ознакомление с природой) ЧТО? обобщение и систематизация представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе. ЧТО? (Р/р)Расширение и уточнение, актуализация словаря по теме. ЧТО? Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). (Музыка)Формирование певческих навыков и т. д.
Исходя из цели, мы планируем всю деятельность привязываясь к теме недели по возможности. А при организации непосредственной образовательной деятельности не всегда получается планировать занятия по теме недели т. к. литература, предлагаемая программой «От рождения до школы» не разработана по тематическому принципу. С этой целью, а также для реализации национально-регионального компонента можно и нужно использовать дополнительные программы (как мы помним 40%)
3. Для родителей предлагаются краткие рекомендации, проводятся беседы, проекты в рамках темы недели. Доводим до сведения родителей что узнали дети, о чем нужно поговорить дома, на что обратить внимание.
4. Итоговые мероприятия- это обогащение развивающей среды группы. Мероприятия с целью создания у детей положительного эмоционального настроя, побуждения их к активному участию в жизни группы.
Какие итоговые мероприятия можно планировать в ходе реализации темы недели, которые побуждают детей к активной деятельности? (Обогащение предметно-развивающей среды с помощью оформления учебной доски предметными картинками, изготовление макета, просмотр презентации, размещение литературы в книжных уголках, выставка детских работ по продуктивным видам деятельности, создание альбома по данной теме
5. Обсуждение результатов событий недели с детьми в конце дня
9 слайд
Задача педагога- спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы:
подготовку,
проведение,
обсуждение итогов.
При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.
10 слайд
Любой план не является действенным без методического сопровождения, которое может быть представлено в виде перспективных планов, методических указаний, книг, картотек.
11 слайд Спасибо за внимание
Уважаемые коллеги! Я очень надеюсь на то, что мои рекомендации помогут и облегчат вашу педагогическую деятельность.