Юлия Валентиновна Запретилина
Организация непрерывной образовательной деятельности «Экосистема леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: старшая.
Форма НОД: интегрированное занятие.
Форма организации: подгрупповая.
Цель: способствовать расширению представлений детей о лесе.
Задачи образовательной программы
1. Воспитательные:
• воспитывать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам природы;
• воспитывать самостоятельность, инициативность.
2. Развивающие:
Публикация «Организация непрерывной образовательной деятельности „Экосистема леса“» размещена в разделах
• развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;
• развивать связную речь, обогащать словарный запас детей;
• развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы.
3. Обучающие:
• уточнять имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях;
• формировать понятие «этажи леса».
Планируемые результаты:
• дети осознанно гуманно относятся к объектам живой природы;
• проявляют самостоятельность и инициативность;
• проявляют познавательную активность;
• проявляют интерес к речевой деятельности;
• умеют устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать и делать выводы;
• имеют представления о лесе и его обитателях, об «этажах леса».
Методы и приёмы: словесные (беседа, вопросы проблемного характера); наглядные (показ слайдов, иллюстрации); практические (упражнения, игра).
Материалы и оборудование: проектор, экран, ноутбук, флеш-карта со слайдами, магнитофон, аудиозапись «Звуки леса», «Звук лифта», импровизированный лифт, ветка сосны, кленовый лист, мольберт, картинки «Плоды», разрезные картинки «Цветы», емкости с окрашенной водой, веточки, салфетки для проведения опыта, конструкторы разного вида, фигуры лесных обитателей.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: О. Дмитриев «Что такое лес», А. Тамбиев «Кто в кустах живет?», Г. Ладонщиков «Что мы видели в лесу?», Ю. Коваль «Заячьи тропы», В. Бианки «Лес зимой». Рисование: «Животные и растения нашего леса», «Где растут мои любимые ягоды». Экологические игры: «Кто где живет», «К названному дереву беги».
Ход НОД:
- Придумано кем-то
Просто и мудро -
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
Звучит аудиозапись «Звуки леса». На экране появляется изображение леса.
- Ребята, а где же это мы с вами?
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
- Действительно! Мы с вами в лесу. Ребята, а что такое лес?
- Верно, лес – это дом для растений и животных.
Вот вы живете тоже в доме, на разных этажах, кто-то выше, кто-то ниже. И в лесу тоже есть свои этажи. Хотите о них узнать?
- Ну, тогда отправимся в путешествие по этажам леса! Предлагаю подняться на самый верхний этаж. А как?
- Тогда - в лифт!
Все заходят в импровизированный лифт. Звучит «Звук лифта». На экране появляется изображение верхнего яруса леса с цифрой «3».
- Вот мы и поднялись на самый верхний этаж леса. Посмотрите, что мы видим?
- Верно! Здесь растут деревья. А какие, мы узнаем, угадав загадки.
Хоть колюча, а не ёлка,
Подлинней её иголки,
А кора тонка, красна,
Та красавица. (сосна).
И красива, и стройна
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряшках и серёжках.
Это белая. (березка).
- Верхушки деревьев – это крыша нашего лесного дома.
На экране появляется картинка с изображением трехэтажного дома и верхнего яруса леса (деревьев – сосны и березы).
- А знаете ли вы, ребята, как называется лес, в котором растут только сосны?
- Правильно! Сосновый или сосняк.
А как называется лес, в котором растут только берёзы?
- Верно! Березовый или березняк. А если растут и сосны, и березы? Как называют такой лес?
- Смешанный.
- Предлагаю вам поиграть - угадать, с какого дерева листочек?
Дидактическая игра «С какого дерева листочек?»
- Как много деревьев вы знаете, ребята, молодцы!
Какие у них разные листья! Посмотрите, у меня есть листья с разных деревьев. Кто-нибудь из вас помнит, как называются такие листья?
- Правильно, хвоя. А деревья называются?
- Верно! А остальные деревья с обычными листьями как называются?
- Правильно! Лиственные.
- Деревья – самые высокие в лесу. Это верхний ярус или этаж нашего лесного дома. Как вы думаете, почему деревья расположены на самом верхнем этаже?
- Да, верно! Потому что деревьям для жизни нужно много солнечного света.
- На верхнем ярусе побывали, поедем дальше?
Все заходят в импровизированный лифт.
Звучит «Звук лифта». На экране появляется изображение среднего яруса леса с цифрой «2».
- Вот мы спустились на средний этаж, второй. Что же мы видим здесь?
- Правильно! Здесь растут кусты (кустарники).
На экране появляется картинка с изображением трехэтажного дома, верхнего и среднего яруса леса.
- Ребята, как вы думаете, почему кустарники заняли этаж пониже?
- А чем кустарники отличаются от деревьев?
- Верно! Кустарники не такие высокие, как деревья; у них от общего корня отходит несколько твердых стеблей. А какие кустарники вы знаете?
- Молодцы!
- Предлагаю вам поиграть.
Дидактическая игра «Выбери плоды кустарников»
- Отлично! Вы хорошо потрудились.
- Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Располагайтесь на полянке. Давайте закроем глаза и послушаем музыку леса…
Психологическая разгрузка
- Нам хорошо и приятно. Мы лежим на мягкой теплой траве. Яркое солнышко согревает нас своими лучами. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем запах листвы деревьев, аромат трав.
- Ну что ж, отдохнули, на втором этаже нашего лесного дома побывали, поедем на первый?
Все заходят в импровизированный лифт.
Звучит «Звук лифта». На экране появляется изображение нижнего яруса леса с цифрой «1».
- Вот мы с вами на нижнем этаже. Что же здесь находится?
- Верно! На первом этаже нашего лесного дома растут травы, цветы, мхи, грибы, лишайники.
На экране появляется картинка с изображением трехэтажного дома и трех ярусов леса.
- Ребята, а какие грибы вам известны?
- А какие цветы вы знаете?
- Ребята, а как вы думаете, почему эти растения занимают нижний ярус леса?
- Молодцы! Верно! Потому что эти растения самые теневыносливые. Им для жизни нужно меньше солнечного света, чем деревьям и кустарникам.
- Предлагаю вам поиграть.
Дидактическая игра «Собери растение».
- Отлично! Посмотрите, сколько растений мы вспомнили! Молодцы, отлично поработали!
- Ребята, давайте посмотрим на экран.
На экране картинка с изображением трехэтажного дома и трех ярусов леса.
- Мне кажется, что в нашем доме чего-то не хватает. Как вы думаете, чего?
- Правильно! В любом многоэтажном доме есть подвал. И в нашем лесном доме тоже. Так что же это?
- Умницы! Подвал - это подземный этаж леса, земля (почва, в которой находятся корни растений. А как вы думаете, зачем растениям нужны корни?
- Верно! Давайте проведём небольшой опыт и попробуем выяснить, для чего нужны корни растениям.
Опыт «Для чего растениям корни?»
В емкость с окрашенной водой опускается веточка с салфеткой вместо корней. Салфетка намокает, окрашивается.
- Так зачем же дереву нужны корни?
- Молодцы! Растения через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли.
- Ну, вот мы с вами и побывали на трех этажах лесного дома. Понравилось вам наше путешествие? А на каком этаже больше всего понравилось побывать?
- А кто еще, кроме растений, живет в лесном доме?
- В следующий раз, когда мы отправимся в путешествие в лес, мы обязательно узнаем, кто в лесу на каком этаже проживает.
- А сейчас я предлагаю вам пройти в группу и создать свой лес для этих обитателей. Ребята, кто из чего будет делать свой лес?
Дети рассуждают, высказывают собственные мысли, проявляют способность обобщать, планировать дальнейшую деятельность.