Ольга Коденко
Организация надомного обучения детей инвалидов дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Когда в образовательном учреждении появляется ребенок с ограниченными возможностями здоровья, очень часто можно услышать от педагогов: «Мы не знаем, как работать с ним, у нас нет ресурсов. Зачем ребенок с ОВЗ в группе?» Однако Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и новые стандарты закрепили интегративные и инклюзивные тенденции на уровне государственной политики.
Публикация «Организация надомного обучения детей инвалидов дошкольного возраста» размещена в разделах
Получение детьми с особыми потребностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, а также одной из самых главных задач нашего дошкольного учреждения с 1993 года. Став федеральной экспериментальной площадкой, а с 2016 года методическим ресурсным центром мы уделяем внимание этой проблеме еще больше.
В нашем ДОУ имеются следующие варианты обучения в инклюзивном пространстве:
- включение детей с ОВЗ в группы ДОУ вместе с детьми без нарушений, функционирует группа компенсирующей направленности и группы комбинированной направленности.
- надомное обучение (сочетание занятий дома и в образовательном учреждении)
- работа консультативного пункта.
По инициативе руководителя нашего ДОУ с января 2016 года открылась группа надомного обучения, в нее зачислены дети, посещение ДОУ для которых не возможно по состоянию здоровья и соответствующего заключения врачебной комиссии. Обучение на дому школьников отражается в различных нормативных и правовых актах, а об организации этой формы обучения у дошкольников не говориться ни в одном документе.
Отсутствие нормативной базы, является одной из основных трудностей, с которыми мы столкнулись. Но это нас не остановило, мы изучили, как проходит надомное обучение в школе, разработали план действий и начали работу.
Старший воспитатель составила учебные планы, нами: педагогами – психологом,педагогом – дефектологом., учителем – логопедом - были составлены индивидуальные программы развития в рамках реализации основной образовательной программы центра развития ребенка «Золотой ключик». Утвердили график посещения детей, который учитывает периоды наибольшей активности ребенка и согласован с родителями.
Главной целью домашнего сопровождения является организация ранней коррекции развития ребенка, а также обучить родителей методам и приемам общения и развития ребенка.
Проведя диагностику, были выявлены зоны ближайшего и актуального развития, определены задачи коррекционно – развивающего обучения :
Сенсорное развитие, соответствующее возрасту : освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина, материалов;
Освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств предметов, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
Освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом, способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка);
Накопление языковых представлений, развитие фонетико–фонематических процессов;
Уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
Развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
Формирование игровой деятельности.
Немало трудностей возникло у нас в первое время: дети стеснялись, иногда отказывались выполнять задания, для них был новым сам процесс занятия – хотя и строится он в игровой форме. Нам было непросто распределить время, ведь учитывать нужно не только длительность занятия, но и дорогу; часто приходится мыслить неординарно, подбирать нестандартные методы и подходы взаимодействия с ребенком.
Наши ребята не могу оставаться без сопровождения родителя или педагога, но им необходимо общение с коллективом сверстников. Чтобы восполнить этот пробел, мы приглашаем ребят к нам с родителем на праздники, они могут почувствовать себя частью детского коллектива. Дети групп, часто передают с нами подарки, сделанные своими руками. А на новогодний утренник ребятам вручили приглашение Дед Мороз и Снегурочка, и передали подарки, которые сделали своими руками воспитанники ДОУ.
Как я уже говорила выше, благодаря участию в федеральном эксперименте в нашем учреждении создана развивающая среда, которая соответствует требованиям ФГОС и ориентирована на всестороннее развитие ребенка, что является необходимым условием для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей детей с ОВЗ. Обширен ряд развивающих игр Воскобовича, где каждое пособие позволяет решать комплекс коррекционных задач. Развивающие игры «Сенсино», набор «Пертра» - обеспечивают коррекцию психомоторного развития. Справится с тревогой, агрессией, нормализовать эмоциональный фон воспитанников – помогает песочная терапия. Большая часть пособий транспортируема, и мы их используем для надомного обучения.
И если говорить о результатах, то они есть: в речи детей появились первые слова, совершенствуется мелкая моторика, справились с имеющимися страхами, развиваются игровая и продуктивные виды деятельности. Это указывает на положительную динамику и целесообразность продолжения работы.
Проанализировав нашу работу, можно сказать, что если ребенок будет общаться со сверстниками, будет правильно спланирована и целенаправленно осуществляться коррекционно – развивающая работа, то можно наблюдать положительную динамику в развитии детей и говорить о дальнейшей их успешной социализации.