Ирина Загребина
Проект «Лэпбук-современное средство обучения детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №5 «Солнышко»
Проект
«Лэпбук - современное средство обучения детей дошкольного возраста»
Подготовила
Воспитатель
Загребина И. В.
Навашино
2017г.
Вид проекта : педагогический.
Тип проекта : исследовательский, практико-ориентированный.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели.
Продолжительность проекта : долгосрочный: начало - сентябрь 2016г., окончание - май 2017г.
Публикация «Проект „Лэпбук-современное средство обучения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Раздел программы: программа "От рождения до школы", раздел: познавательное развитие.
Тематическое поле - познавательное развитие.
Актуальность проекта. Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.
Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
Зачем нужен лэпбук?
1. Он помогает по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
5. Лэпбук может быть содержательным элементом развивающей предметно-пространственной среды группы.
6. Лэпбук можно использовать как особый вид детско-родительского проекта.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. В научной литературе лэпбук не выделяют как одно из основных средств обучения, поэтому есть необходимость в его разработке.
Таким образом, возникла необходимость в выборе темы проекта "Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста"
Объект проекта : современные средства обучения детей дошкольного возраста.
Предмет проекта : использование лэпбука в процессе обучения детей дошкольного возраста.
Гипотеза: можно предположить, что повышение познавательной активности детей дошкольного возраста возможно при выполнении следующих условий: систематического использования лэпбука в образовательной деятельности, свободного доступа лэпбука для детей, формирования устойчивого интереса дошкольников для создания и использования лэпбука.
Цель проекта : изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу и другие информационные источники по теме проекта.
2. Раскрыть понятие средства обучения у детей дошкольного возраста.
3. Разработать систему мероприятий по созданию и использованию лэпбуков как средства обучения детей дошкольного возраста на 2016-2017учебный год.
Ресурсы:
1. Нормативно-правовые:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.13 №1155;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26;
- Примерная образовательная программа "От рождения до школы".
2. Материальные ресурсы: использование данной формы работы не требует больших материальных затрат. В работе используется компьютер и принтер для распечатывания шаблонов и заготовок. При их отсутствии возможно ручное изготовление лэпбуков из подручного материала.
3. Кадровые ресурсы: для создания и использования лэпбуков в образовательном процессе не требуется специальное обучение и курсовая подготовка педагогов. Использование лэпбука может осуществляться воспитателями дошкольной образовательной организации независимо от квалификации и опыта работы, а также реализуемых программ и контингента воспитанников.
Предполагаемый продукт проекта : создание лэпбуков по запланированным темам, выставка лэпбуков.
Критерии эффективности:
1. Режим развития. Проект будет успешным, если его задачи будут реализовываться в условиях сотрудничества педагогов и воспитанников, что позволяет реализовать режим развития данной возрастной группы и дошкольной организации.
2. Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все формы и методы, которые будут использованы во время реализации этапов проекта, должны способствовать установлению доверительных отношений между педагогами и детьми, и формированию осознанного отношения детей к процессу совместной деятельности и способам ее реализации.
3. Основные принципы реализации проекта : комплексно-тематический, личностно-ориентированный и деятельностный подход, создание активной развивающей предметно-пространственной среды.
Теоретическая значимость выпускной работы заключается в определении особенностей использования лэпбука в обучении детей дошкольного возраста.
Практическая значимость выпускной работы состоит в использовании материалов, методических разработок по применению лэпбуков в практике образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций.
Риски:
1) Нерегулярная посещаемость детей детского сада по причине заболеваемости, соответственно пропуски совместной деятельности;
2) Низкая активность детей.
Предупреждение рисков:
1) Профилактика заболеваний в режимных моментах;
2) Использование здоровьесберегающих технологий;
3) Реализация принципа личностно-дифференцированного подхода в работе с дошкольниками.
Этапы проекта
Подготовительный этап
1. Выбор и формулирование темы проекта Сентябрь - октябрь 2016г.
2. Определение объекта, предмета проекта, гипотезы Сентябрь - октябрь 2016г.
3. Изучение нормативно-правовой документации, литературы по проблеме исследования Сентябрь - октябрь 2016г.
Проектировочный этап
1. Разработка плана-графика мероприятий Октябрь 2016г.
2. Подбор диагностических методик Ноябрь 2016 г.
3. Мониторинг уровня развития познавательных способностей детей. Декабрь 2016г.
Этап реализации проекта
1. Изготовление в совместной деятельности лэпбука "Золотая осень" Сентябрь Лэпбук «Золотая осень»
2. Изготовление в совместной деятельности лэпбука "Эти забавные дикие животные" Октябрь
4. Изготовление в совместной деятельности лэпбука "Зима" Ноябрь 5. Изготовление в совместной деятельности лэпбука "Весна - красна"
6. Изготовление в совместной деятельности лэпбука «Математика вокруг нас» Март
7. Изготовление в совместной деятельности лэпбука "Лето - чудная пора" Апрель
8. Организация выставки лэпбуков "Лэпбук - это интересно!" Май
Контрольно-оценочный этап
1. Мониторинг уровня развития познавательных способностей детей. Май
Перспективами реализации данного проекта является создание банка макетов лэпбуков по всем тематическим неделям в соответствии с основной образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Солнышко» для их систематического использования в качестве формы организации образовательной деятельности обучающихся.
Трансляция проекта планируется на педагогическом совете.
Заключение
Целью данного проекта было изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения детей дошкольного возраста.
Для его реализации был изучен немногочисленный опыт работы отечественных и зарубежных педагогов по данной теме. На основе анализа изученных материалов были разработаны и созданы макеты лэпбуков для апробации их в ходе познавательной деятельности при реализации образовательной области «Познавательное развитие». Эффективность применения лэпбуков позволила предположить возможность его использования в других образовательных областях.
Результаты наблюдений показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.