Людмила Остроушко
Цели, задачи и методы обучения детей младшего дошкольного возраста аппликации
▼ Скачать + Заказать документы
Аппликация - один из наиболее любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания. Аппликация как вид изобразительной деятельности направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Аппликация дает детям возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.
Публикация «Цели, задачи и методы обучения детей младшего дошкольного возраста аппликации» размещена в разделах
Мы в своей работе для аппликации брали не только цветную бумагу (простая, глянцевая, бархатная, "мраморная", самоклеющаяся и пр, но и
• старые иллюстрированные журналы;
• обертки, фантики от конфет, этикетки, упаковки от покупок; одноразовые бумажные тарелки;
• кусочки ткани, кожи, меха, ваты;
• цветные нитки, обрезки пряжи, пуговицы (аккуратно пришиваются к картону мамой);
• крупы, мелкие макароны, вермишель;
• фольга, скотч, обрезки полиэтилена;
• сухие ветки, иголки, листья, травы, цветы, соломка, апельсиновые корки;
• опилки от карандашей.
Дети вместе с педагогом с интересом собрали и наклеивали из нарезанных самим же малышом клочков разноцветной бумаги, домики, кораблики, фантастические растения, остроконечные горы, диковинные цветы - да мало ли что может получиться из неровных треугольников и многоугольников! Стоит лишь чуть-чуть "включить" воображение…[11; 14].
Мы учили детей младшего дошкольного возраста наклеиванию готовых геометрических фигур, правильно намазывая их клеем, накладывая на бумагу, плотно прижимая наклеиваемое изображение салфеткой. На этом этапе нами были выделены предметная и декоративная аппликации. Сначала мы учили детей наклеивать предметные изображения на основе использования кругов, квадратов:
шарики катятся по дорожке, альбом картинок, бусы, воздушные шары.
Затем темы усложнялись:
грибок, мяч (из двух половинок, погремушка, цветок, светофор, снеговик.
Несложные декоративные аппликации проводились с детьми на основе использования полосы, треугольника, четырехугольника, круга. Полоска была кукольным шарфиком, закладной для книг, пояском, четырехугольник - скатерть, коврик, круг - салфетка, тарелка.
На четвертом году жизни дети еще только начинают учиться аппликации, поэтому воспитатель при объяснении полностью показывал последовательность действий. При этом использовали элементы игры.
В младшей группе нами широко использовался метод "совместного творчества", когда воспитатель делает аппликацию вместе с детьми.
Клеить лучше вначале из тонкого картона геометрические фигуры, а затем из плотной бумаги фигурки животных, птиц, использовать цветной картон или плотную бумагу синего, красного, желтого, зеленого цвета, обязательно называть цвет, форму предмета (круг, квадрат, прямоугольник, и т. п).
После того, как малыши овладели техникой наклеивания, мы усложнили задание. На листе бумаги в виде квадратов, кругов создавали изображение "машинки", "домика" и других предметов. Малыши, глядя на изображение, пробовали найти такую же геометрическую фигуру и наклеить ее. Постепенно переходили к прямоугольникам и треугольникам.
Клеить малыши могут уже с трех лет, сам вырезать геометрические фигуры по контуру научатся гораздо позднее, а вот делать аппликацию из обрывков бумаги можно и с двух – трех лет. Главное научить их рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем можно и по контуру. Обрывки бумаги наклеивают на картон. Картина получаются очень интересные.
Начиная с 3,5 - 4 лет, мы учили детей правильно держать ножницы и резать ими бумагу. Чем раньше дать ребёнку ножницы, тем безопаснее будет. Правило первое: вырезать ребенок должен только в присутствии взрослого; правило второе: использовать можно только ножницы с тупыми концами; правило третье: надо научить ребенка вырезать ножницами и передавать их другому (кольцами вперед). Нельзя разрешать ходить, а тем более бегать с ножницами! В вырезывании участвуют обе руки: левая держит и поворачивает листок бумаги, правая режет ножницами.
Дети овладевают следующими приемами:
резание бумаги по прямой,
наискосок,
закругление углов,
вырезывание округлых предметов,
вырезывание одинаковых изображений и частей из бумаги, сложенной вдвое и др.
Во второй младшей группе с помощью аппликации мы познакомили малышей с основными понятиями: на, около, под, рядом, вверху, внизу. Сравнивали предметы по размерам, формам, цвету, величине. Обучали ребенка счету. Важно сохранять аппликации. Работы, выполненные ребенком самостоятельно или с помощью взрослых, необходимо складывать в папку. На аппликациях необходимо ставить дату. Ребенок прекрасно запоминает то, что он сделал сам.
В средней группе методика проведения занятий почти та же, что и в младшей, но особенности ее в том, что перед детьми ставится более сложная задача : сделать коллективное панно (для украшения помещения); сувениры (для подарков маме, бабушке на праздник 8 Марта). Полный показ выполнения работы используется редко, только в сложных случаях, здесь исполнение показывается частично.
Таким образом, мы, работая по типовой Программе под редакцией М. А. Васильевой, подготовленной с учетом новейших достижений науки и практики отечественного дошкольного образования, учитываем, что ведущими целями Программы являются создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе. Реализация данных целей связывается в Программе с решением ключевых «первостепенных» задач в разнообразных видах детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой. Особое внимание уделяется целенаправленному влиянию воспитателя на ребенка с первых дней его пребывания в детском саду.
Содержание Программы ориентировано на общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем соответствует российским культурным традициям. Единым блоком представлено в Программе эстетическое воспитание. В этот раздел авторы включили и «Знакомство с искусством», и разнообразные виды художественно-творческой деятельности.
Основными задачами обучения изобразительной деятельности и развития творчества детей второй младшей группы (от 3 до 4 лет) являются: развитие эстетического восприятия; обучение детей умению обращать внимание на красоту окружающих предметов, а также объектов природы (растения, животные); формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью; учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.
Программа позволяет воспитателю работать творчески, не сковывает его инициативы: он сам может определять, что будет делать на занятиях, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности. Программа также ориентирует воспитателей на необходимость знания психологии ребенка для правильного воспитания и формирования его как личности.