МААМ-картинки

Организация наблюдений с детьми младшего дошкольного возраста

Наталья Шендыгаева
Организация наблюдений с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.).

Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, они помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. Поэтому в своей работе с детьми дошкольного возраста мы большое внимание уделяем организации наблюдений за природными объектами.

Публикация «Организация наблюдений с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей младшего дошкольного возраста, мы учитываем возрастные особенности и возможности, уровень познавательной деятельности малышей; в начале года мы только знакомим детей с объектами природы, а со второй половины года начинаем использовать сравнение. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдений, поэтому в начале наблюдения мы привлекаем внимание детей к объекту. Для этого мы используем разнообразные сюрпризные игровые приемы, используем художественное слово (стихи, загадки) : например, неожиданно приносим котенка в группу или говорим, что детей пригласили в гости рыбки или птички (если наблюдение проводится на прогулке, так же мы используем в своей работе персонажи кукольного театра, игрушки. Затем мы организуем рассматривание объекта. Если это живой объект, то мы побуждаем его двигаться, а затем обращаем внимание детей на то, как ест, двигается животное, какие издает звуки. Задаем детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие. Детям очень нравятся наблюдения за живыми объектами : за рыбками в аквариуме, за птицами на улице. Мы сравниваем размер птиц: воробей маленький, голубь большой, воробей прыгает, голубь ходит и т. д. В процессе наблюдения мы четко ставим вопрос, направляя внимание малышей на сравниваемые признаки, например: «Посмотрите на воробья и голубя: кто из них больше?» или «Какого цвета перышки у воробья и какого – у голубя?». С трехлетнего возраста мы вводим в наблюдение отдельные поисковые действия: во время кормление котенка предлагаем разный корм: молоко, овощи и конфеты. После наблюдения спрашиваем у детей, что больше всего любит есть котенок. Мы учим детей видеть зависимость живых объектов от человека: советуем родителям дома привлекать детей к кормлению домашних животных, в детском саду кормим птиц, меняем воду в поилке, чистим клетку, меняем воду в аквариуме; зимой насыпаем корм в кормушки на улице и т. д.

Пример: наблюдение за птицами во время кормления (прогулка). Перед прогулкой оставляем корм для птиц на участке и сообщаем, что нас пригласили в гости птицы. Во время прогулки мы подводим детей к кормушке и смотрим, какие птицы прилетели к кормушке. Загадываем загадку про воробья. Далее задаем вопросы : «Чем птицы собирают зерна? Как птицы кричат? Как прыгают?»

Через несколько дней можно провести повторное наблюдение за птицами в ходе которого закрепляем знания о птицах и учим различать основные части тела, развиваем и воспитываем бережное отношение к птицам (тело покрыто перьями, пухом, есть крылья; птицы летают, прыгают, клюют). Во время проведения наблюдения так же используем стихи и загадки про птиц, предлагаем детям попрыгать, почирикать, как птички. В

Самые первые наблюдения мы организовывали с детьми в 2-3 года : за изменениями температуры – на улице тепло, холодно, жарко; за осадками – идет снег, дождь. При этом мы не просто констатировали факты, а использовали различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении (загадки, стихи, приемы подражания: показать как падают снежинки, стучат капли дождя и т. д.)

Во время наблюдений за деревьями и кустарниками, мы учим детей находить высокие и низкие деревья, рассматриваем с детьми разные по форме и цвету листья, цветы, следим за их движением во время ветра и в покое, слушаем шум деревьев (как вы думаете, о чем шепчутся березки).

Пример: Во время наблюдения за листопадом учим определять признаки осени, развиваем наблюдательность, воспитываем умение радоваться красивому, бережно относиться к природе. Читаем стихотворение «Падают, падают листья…», обращаем внимание детей на опавшие листья, спрашиваем, у всех ли деревьев одинаковые листья. Дети смотрят, сравнивают их по цвету, форме, убеждаются, что у листьев разных деревьев различная окраска. Затем, рассматривая собранные детьми листья и отбирая самые красивые, спрашиваем, почему они нравятся ребенку. Далее проводим игру с листочками: читаем текст, а дети в соответствии с ним выполняют движения, изображая листопад.

Особенно удобны для обследования и наблюдения комнатные растения – их форма во все сезоны не меняется. Мы предлагаем детям не только рассмотреть растение, но и обследовать его: потрогать, ощутить гладкость листьев фикуса и бархатистость герани. Сравнивания растения, отмечаем их различие: у фиалок стебель тонкий, прозрачный, сочный, а листья небольшие, нежные, светло-зеленые, а у фикуса листья большие, яркоокрашенные, ствол толстый, у герани бархатистые, круглые листья и очень сильный запах.

Особое место в своей работе мы уделяем играм с природным материалом

Публикации по теме:

Исследовательский краткосрочный проект «Эксперимент-наблюдение за ростом лука»Исследовательский краткосрочный проект «Эксперимент-наблюдение за ростом лука» Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления.

Экологическое образование — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка Консультация. Тема: «Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка». Берегите эти воды, эти земли.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация наблюдений с детьми младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 ноября 2014 в 18:14
+67Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация наблюдений с детьми младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шендыгаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 33.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД