Ирина Васильева
Организация музыкально-игровой деятельности в форме сказки-шумелки
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО- ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ СКАЗКИ-ШУМЕЛКИ
ВЫПОЛНИЛА: ВАСИЛЬЕВА ИРИНА ЮРЬЕВНА
ВОСПИТАТЕЛЬ
МБОУ «ВЕРЕВСКАЯ СОШ» (СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ- ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)
ГАТЧИНСКИЙ РАЙОН, Д. МАЛОЕ ВЕРЕВО
Содержание
Введение… 3
Практическая часть…. 6
Участники проекта… 6
Подготовка к проведению занятия…. 6
Работа с родителями…. 6
Проведение занятия, организация работы с детьми… 6
Заключение …. 15
Приложение 1. Материал для наглядной информации в родительский уголок ….16
Список литературы…. 19
Публикация «Организация музыкально-игровой деятельности в форме сказки-шумелки» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Сказки-шумелки. Шумовые сказки для детей
- Темочки
Введение
Что же такое сказки - «шумелки»? Это ничто иное, как чтение сказок на фоне шумового оформления. Это очень занимательный, а главное, эффективный вид музыкально-игровой деятельности, основанный на соединении литературного жанра и игры на инструментах детского музыкального оркестра.
Сказки - «шумелки», как вид музыкальной деятельности, полностью отвечают современным требованиям, предъявляемым к процессу музыкального воспитания в детском саду (Федеральным государственным образовательным стандартам). Также они являются отражением идеи Карла Орфа - известного немецкого музыканта и педагога, о том, что основе музыкального воспитания детей лежит “принцип активного музицирования” и “обучение в действии”.
По мнению этого авторитетного немецкого педагога-музыканта, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования и самовыражения. Начальное музыкальное воспитание и образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Захватывающая атмосфера сказок - «шумелок» позволяет увлечь детей, оставляя их в зоне внутреннего комфорта, а также, способствует активному желанию участвовать в этом процессе и проявить себя.
Сказки - «шумелки» могут быть использованы как готовый материал для мероприятий детского сада, так и в качестве упражнений в повседневной работе на занятиях по музыке и или в группе с воспитателем. Эти упражнения можно проводить и дома совместно с родителями. Сказки - «шумелки» развивают слуховое восприятие, мелкую моторику, слуховую память и фантазию у детей. Проведение таких упражнений возможно уже с младшего дошкольного возраста от 2 до 5 лет.
Какой же материал необходим, чтобы воплотить в практику сказку - «шумелку»? Это литературный и музыкальный материалы.
В качестве литературной основы можно использовать:
• Народную сказку, как русскую, так и любую другую.
• Стихотворения.
• Истории, придуманные воспитателем (импровизации).
При выборе литературной основы необходимо учитывать возрастные особенности детей и руководствоваться принципом доступности. Желательно, чтобы в тексте сказки или стихотворения было достаточное количество изобразительных моментов.
Музыкальный материал :
• Использование инструментов детского оркестра: ксилофон, трещотка, барабан, бубен, кастаньеты, погремушки, колокольчики, бубенцы, ложки, треугольник и т. п.
• Использование звучащих предметов: щетки, целлофан, бумага, крупы, расческа, велосипедный звонок, натянутые резинки, металлические крышки, стеклянные банки, стаканы и т. п.
• Использование самодельных инструментов: погремушки, трещотки из подручных материалов.
Актуальность темы
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей.
Игра на детских инструментах является универсальным средством развития творчества детей, их воображение и фантазии. Во-первых, ее можно использовать в работе с детьми разного возраста, начиная с ясельной группы. Во-вторых, применять детские музыкальные инструменты можно в различных видах деятельности ребенка – музыкальные занятия, театрализованная деятельность, ознакомление с окружающим миром, конструирование, ИЗО, физкультурные занятия и т. д.
Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребё нка:
1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.
Цели проекта:
• Формирование музыкально-сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.
• Развитие воображения, фантазии, коммуникативных навыков, творческого начала и элементарных навыков игры на детских музыкальных инструментах.
Задачи:
• Развивать слуховое и зрительное воображение, ассоциативное мышление, познавательный интерес.
• Развивать музыкальность через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных - в процессе озвучивания сказки.
• Развивать у детей слуховое восприятие, умение выделять различные качества звуков, сравнивать их.
• Закреплять названия музыкальных инструментов и знакомить детей с новыми самодельными инструментами и приемами звукоизвлечения.
• Развивать слухоречедвигательную координацию.
• Формировать навыки общения в совместном музицировании и игровой деятельности взрослого и детей. Стимулировать ситуативно-личностное общение ребенка со сверстниками.
• Вовлечь родителей в совместное творчество с ребенком – дать творческое задание на то, чтобы самостоятельно сделать и оформить шумовой музыкальный инструмент.
Практическая часть
Участники проекта
Дети младшей группы дошкольного образовательного учреждения, родители, педагоги.
Подготовка к проведению занятия
1. Работа с соответствующей теме методической литературой, интернет-ресурсами.
2. Выбор литературного произведения, которое будет использоваться в качестве сказки. Выбирая текст, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
3. Подбор сопутствующих теме игр с музыкальными инструментами
4. Подбор музыкальных инструментов, подходящих для обыгрывания тех или иных звуков.
5. Подбор необходимых инструментов и инвентаря: игрушки, куклы, костюмы, прочие декорации. Допускается использование иллюстраций, которые можно показывать с помощью проектора или интерактивной доски.
6. Написание плана проведения занятия.
7. Привлечение родителей к изготовлению нестандартных шумовых инструментов.
Работа с родителями
• Тематическое оформление родительского уголка на тему «Зачем нужны детские звучащие инструменты и музыкальные игрушки» [см. Приложение 1]
• Совместное изготовление родителями с детьми нестандартных шумовых музыкальных инструментов. Конкурс - выставка музыкальных инструментов.
Проведение занятия, организация работы с детьми
Принципы подачи материала:
• Сказка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
• Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.
• Благодаря использованию инструментов история или сказка должна стать более интересной и яркой.
• Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
• Для произведения более яркого впечатления можно использовать игрушки или куклы, иллюстрирующие действия, происходящие в сказке или истории.
• Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.
• Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
• Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.
• Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
• Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.
• Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.
• Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.
• Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.
• Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
• Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
• Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.
• Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.
• Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.
• Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.
План проведения занятия
1. Знакомство детей с музыкальными инструментами, их названиями. Дети должны усвоить, какие звуки издает каждый инструмент, на что похожи эти звуки, каким образом на каждом из инструментов можно играть, чем они отличаются. Дать возможность детям самостоятельно поиграть на музыкальных инструментах.
Для привлечения внимания детей можно выбрать сказочного героя, например, Петрушку, который бы знакомил с инструментами, вовлекая детей в своеобразное представление.
Петрушка: Здравствуйте, ребята! Я – весёлый Петрушка, Всегда со мною погремушка. Послушайте, какой у неё голосок.
Погремушка
Мне купили погремушку,
Я трясу её над ушком.
Шарики внутри звенят,
Положу - они молчат.
Колокольчик
Колокольчик – не цветок
Имеет тонкий голосок
Звенит в оркестре круглый год
И никогда не устает.
Деревянные ложки
Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.
Ксилофон (металлофон)
Ксилофон: «Дин-дон, дин-дон» -
Слышен нежный перезвон.
По брусочкам бью, дин-дон,
Создаю мелодий звон.
Бубен
Перезвоны, переклики
Перестук и перебряк!
Бубен, бубен, превеликий,
Ты шутник и весельчак!
Барабан
Барабаню в барабан,
Бам-бам-бам да бам-бам-бам.
Очень громко, знаю сам,
Бам-бам-бам да бам-бам-бам,
Барабанит барабан,
Бам-бам-бам да бам-бам-бам.
Трещотка
- Что за треск на всю округу?
- Это мы трещим с подругой! -
Ох, трещотки хороши,
Прямо праздник для души!
В качестве нестандартных музыкальных инструментов также показать детям, какие звуки и каким образом издают целлофановый пакет и плоская расческа.
2. Чтобы закрепить знания об инструментах и выбрать первую подгруппу для озвучивания сказки, проводится игра. Она также положительно влияет на внимание и слуховое восприятие детей.
«Угадай, на чем играю?»
Цель: Развивать слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.
Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, деревянные ложки, треугольник, барабан и т. п.
Ход игры: Воспитатель поочередно показывает детям музыкальные
инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Затем все инструмент прячутся за ширму. Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки музыкальными инструментами, и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать. Тот, кто угадал инструмент, получает возможность на нем поиграть.
3. Разделение по подгруппам, если детей много.
В последствие сказка читается для каждой подгруппы, чтобы все дети могли поучаствовать в представлении. При этом одна подгруппа играет на музыкальных инструментах, а дети второй выступают в качестве персонажей сказки или истории. Для того чтобы дети более ярко представили себя героями сказки, можно раздать им маски в виде животных.
Для деления на подгруппы можно использовать мешочек с шариками или фишками разного цвета. Шариков каждого цвета должно быть по количеству инструментов.
4. Распределение инструментов и ролей:
• Колокольчик - мышка
• Деревянные ложки - лягушка
• Ксилофон - заяц
• Погремушка - лиса
• Целлофановый пакет - волк
• Барабан - медведь
• Бубен, трещотка, плоская расческа.
5. Прочтение сказки с каждой подгруппой детей по очереди.
Необходимые материалы
• Куклы - герои сказки – игрушки или кукольный театр, пальчиковые, ростовые куклы, фигурки из фетра.
• Маски или костюмы для детей.
Сценарий сказки
В качестве литературной основы для сказки-шумелки было выбрано хорошо знакомое детям произведение – русская народная сказка «Теремок». Музыкальное, шумовое сопровождение позволит малышам взглянуть на сказку по-новому, подключить фантазию, воображение для более яркого представления и осмысления содержания сказки.
Таблица 1. Сказка - шумелка "Теремок"
Текст сказки Музыкальный инструмент
Стоит в поле теремок. Бубен
Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить. Колокольчик
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Деревянные ложки
— Я, мышка-норушка! А ты кто? Колокольчик
— А я лягушка-квакушка Деревянные ложки
- Иди к нам жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить. Колокольчик, ложки
Бежит мимо зайчик-побегайчик, остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Ксилофон
— Я, мышка-норушка Колокольчик
— А я лягушка-квакушка
— А ты кто? Деревянные ложки
— А я зайчик-побегайчик. Ксилофон
— Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить. Ксилофон, колокольчик, ложки
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет? Погремушка
— Я, мышка-норушка Колокольчик
— А я лягушка-квакушка Деревянные ложки
—А я зайчик - побегайчик — А ты кто? Ксилофон
— А я лисичка-сестричка
— Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Погремушка
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Целлофановый пакет
— Я, мышка-норушка Колокольчик
— А я лягушка-квакушка Деревянные ложки
—А я зайчик – побегайчик Ксилофон
— А я лисичка-сестричка
— А ты кто?
Погремушка
— А я волчок-серый бочок. Целлофановый пакет
— Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Целлофановый пакет
Вот они в теремке живут, песни поют. Колокольчик, деревянные ложки, ксилофон, погремушка, целлофановый пакет
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Барабан
— Я, мышка-норушка. Колокольчик
— А я лягушка-квакушка
Деревянные ложки
—А я зайчик – побегайчик Ксилофон
— А я лисичка-сестричка Погремушка
— А я волчок-серый бочок. — А ты кто? Целлофановый пакет
— А я медведь косолапый Барабан
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:— А я лучше у вас на крыше буду жить. Трещотка
Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок. Барабан
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Барабан, трещотка
Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы. Колокольчик, Деревянные ложки, Ксилофон, погремушка, целлофановый пакет
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего построили! Самодельная трещотка
6. Обсуждение с детьми их впечатлений от произведения, от игры на музыкальных инструментах.
Дидактические упражнения на развитие словаря:
- «Бубен (барабан, колокольчик, погремушка) какой?» (подбор прилагательных)
- «Бубен (барабан, колокольчик, погремушка) что делает?» (подбор глаголов)
7. Уборка музыкальных инструментов на место.
Заключение
Реализация ребенком своих представлений в звуках и шумах – занятие творческое и эмоциональное. Совместная игра малыша с взрослым или другими детьми даёт навыки взаимодействия и коллективизма. Копирование «чужих» ритмов развивает слуховое восприятие и память. Различение громких и тихих звуков, отрывистых и протяжных, высоких и низких развивает слух ребёнка, а копирование шумов способствует развитию мелкой моторики. Благодаря шумовому оформлению сказочек, у ребёнка развивается и умение сосредоточенно слушать, и хорошая реакция и память.
Показав возможности игры на простейших музыкальных инструментах и других предметов, издающих звуки, педагог создает благоприятные условия для дальнейшего развития у ребенка интереса к музыке и окружающему миру.
Приложение 1. Материал для наглядной информации в родительский уголок
Зачем нужны детские звучащие игрушки и музыкальные инструменты?
«Музыкальные инструменты для маленького ребенка – символ музыки.
Тот, кто играет на нём – почти волшебник»
Полноценное психическое здоровье каждого ребенка невозможно представить себе без игрушек и разнообразных развлечений. Но на самом деле – игра, это не просто веселое времяпрепровождение малышей, а основное средство для познания мира и развития ребенка. Именно игровой процесс формирует и развивает творческие способности детей, учит его выражать свои чувства, познавать самого себя и т. д. В этом смысле очень полезны детские игрушки музыкальной направленности.
Музыка необходима малышам не только для формирования его эмоционального воспитания, но и для развития слухового аппарата и творческого мышления. Музыка, и в частности музыкальные игрушки, позволяют детям учиться чувствовать разницу между тембром, высотой звука, его тональностью и т. д. Родители могут вместе со своим чадом слушать классические музыкальные произведения, танцевать зажигательные танцы или даже устроить настоящий концерт с помощью детских инструментов.
Музыкальные инструменты для детей с самого юного возраста позволяют формировать их слуховой аппарат, тренировать двигательные навыки и даже развивать образное мышление. Действительно, как это ни странно, но развитие мозга ребенка нераздельно связано с музыкой и ее восприятием, ведь именно чувство ритма и формируют музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят и любят играть на них, так как с помощью музыкальных инструментов они осуществляют свою вдохновенную деятельность.
Обеспечьте малыша разнообразными детскими музыкальными инструментами, научите его играть с ними. Малыши так любят греметь маракасами и кастаньетами, ударять в бубен или барабан, дуть в дудку. Не забудьте о таких русских народных инструментах, как трещётка, колотушка и свистулька. А уж ксилофон или металлофон обязательно станет одной из любимых игрушек для Вашего малыша. Дети очень любят металлофон. Маленькие музыканты с удовольствием отстукивают на металлофоне мелодию любимой песенки.
Учите малыша различать звучание музыкальных инструментов. Посадите ребенка перед собой. Покажите два предмета (например, бубен и колокольчик, потрясите их перед глазами малыша, потом спрячьте оба предмета (под стол или за спину) и опять погремите ими. Затем достаньте предметы и предложите малышу угадать, что звучало. Возможно, он не сразу поймет суть вопроса, тогда ответьте сами. Постепенно увеличивайте количество предметов (например, до пяти) и усложняйте задачу - подбирайте предметы, издающие более или менее похожий звук.
Используя пианино или синтезатор, можно сыграть и в такую игру. Пометьте фломастером две клавиши, находящиеся довольно далеко друг от друга, чтобы звуки сильно отличались по высоте. Нажмите на клавиши несколько раз, попросите малыша отвернуться и нажмите одну из клавиш - пусть угадает.
Обязательно слушайте с ребенком музыкальные записи : классическую музыку, звуки природы. Маршируйте под веселые марши, кружитесь под звуки вальса. Можете комментировать ритм мелодии, называть автора и музыкальное произведение.
Музыкальные инструменты можно не только приобрести в магазине, но и сделать их своими рукам. Сделав своими руками такие звучащие игрушки-погремушки, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большой активностью включается в совместные инсценирования и музицирование.
Дети, которые были замкнутые, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей. Зародившийся в детстве интерес к игре на музыкальном инструменте, может в дальнейшем привести к профессиональному увлечению. Но даже если этого не произойдет, Ваш малыш вырастет чутким к прекрасному, развитым человеком.
Дерзайте и творите вместе с детьми!
Список литературы
1. Белкина. В. Н. «Дошкольник: обучение и развитие воспитателям и родителям». Ярославль, 1998 г.
2. Ветлугина Н. А. «Музыкальные занятия в детском саду» Москва,1984 г.
3. Гераскина Л. «Ожидание чуда» Музыкальные занятия и праздники для младшей группы. г. Чехов, 2002 г.
4. Дзержинская И. Л «Музыкальное воспитание младших дошкольников» Москва, 1985 г.
5. Загоруля Т. А., Мазурик А. М. «Путешествие в мир фольклора» Ханты-Мансийск, 1999 г.
6. Зацепина М. Б «Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. Москва. 2006 г.
7. Конова Н. Г «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Москва «Просвещение»1990.
8. Комарова Т. С «Народное искусство в воспитании детей» Москва, 2000
9. Костина Э. П «Камертон» Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. Москва, 2004 г.
10. forum.in-ku.com/showthread.php?t=138342
11. maam.ru