Ирина Сивухина
Организация методической работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в контексте ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи российского государства.
Цитируя В. В. Путина, президента РФ, хочется отметить что «мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, а прежде всего, служить обществу и стране»
Публикация «Организация методической работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в контексте ФГОС ДО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Федеральный закон РФ «Об образовании» говорит о том, что воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий социализации ребенка на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Таким образом нормативно-правовой основой патриотического воспитания дошкольников является : закон РФ «Об образовании», ФГОС ДО, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», закон «О днях воинской славы (победных днях) России», закон «Об увековечении Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 гг.», закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», Национальная доктрина образования в РФ.
Целью работы по патриотическому воспитанию, в рамках реализации ФГОС ДО, является создание оптимальных условий для формирования патриотических чувств и становления активной гражданской позиции дошкольника. В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:
- формировать у ребенка отношение к себе как полноправной личности;
- способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств, развитию этнической идентичности ребенка;
- воспитывать чувство привязанности к родному краю, гордости за историю страны, её народ, культуру, уважение к обычаям, традициям своего и других народов.
- развивать способность к толерантному общению, позитивному взаимодействию с ровесниками, родителями, другими людьми;
- ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Нами разработана модель патриотического воспитания дошкольников.
Субъектами взаимодействия являются ребенок, педагоги, родители и социум.
С целью решения поставленных задач работу по патриотическому воспитанию осуществляем по следующим блокам: «Я и моя семья», «Мир людей», «Человек-труженик», «Экология», «Родина моя – Россия», «Культура», «История». Основными формами организации работы по патриотическому воспитанию являются : игровые обучающие ситуации, тематические дни, целевые экскурсии, патриотические акции, творческая мастерская, проектная деятельность.
Ожидаемым результатом или целевым ориентиром деятельности по патриотическому воспитанию является : ребенок патриот и гражданин своей Родины. Каков портрет ребенка обладающего патриотическими качествами?
Это прежде всего ребенок
- самостоятельный;
- активный;
-добрый и трудолюбивый;
- эмоционально-отзывчивый;
- любящий свою Родину;
- уважающий культуру историю и традиции своего народа.
Одним из условий реализации опыта является специально-организованная развивающая среда.
Для реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание» в ГБДОУ д/с № 108 были проведены следующие мероприятия:
1. Проведен мониторинг воспитанников, с целью определить особенности проявления толерантности, определить уровень знаний о национальных и культурных особенностях людей, изучить интерес к сверстникам другой национальности;
Определить уровень развития у детей эмоционального компонента толерантности; выявить уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.
Мониторинг проводился в виде бесед и игровых ситуаций. В мониторинге участвовали воспитанники старшего дошкольного возраста. Количественный состав- 100 человек.
2. Проведение мониторинга по выявлению представлений нравственно-патриотической направленности у дошкольников. Мониторинг проводился в виде бесед и игровых ситуаций. В мониторинге участвовали воспитанники в возрасте от 3 до 7 лет. Количественный состав- 250 человек.
На основании полученных данных был разработан перспективный план работы. Работа осуществлялась по следующим направлениям:
1. Работа с воспитанниками
2. Работа с педагогами
3. Работа с родителями
4. Оснащение предметно-пространственной развивающей среды
Работа с воспитанниками :
Организация участия воспитанников в конкурсах разного уровня по нравственно-патриотическому воспитанию
- 2016-2017 учебный год муниципальный конкурс чтецов «Подарим городу стихи» -победитель 2 человека, районный крнкурс детского творчества «Профессии моей семьи» - победитель 1 чел., муниципальное спортивное соревнование «Мама, папа – я – спортивная семья» - лауреат, муниципальный конкурс художественного творчества «Мой несломленный город» - победитель 1 чел., муниципальный конкурс –фестиваль «Звезды Оккервиля» - победитель- 10 чел., городской уровень- конкурс патриотической песни «Я люблю тебя Россия» - победитель 2 чел.
- 2017-2018 – муниципальный конкурс художественного творчества «Мои соседи» - победитель- 6 чел., районный конкурс чтецов «Разукрасим мир стихами» - победитель 1 чел., муниципальнфй конкурс- соревнование «Фестиваль спорта» - победитель 2 чел., лауреат – 3 чел., районный конкурс песни «Петербург приглашает друзей» - лауреат (творческий детский коллектив- 7 чел., районный конкурс художественного творчества «Открытка Ветерану» - победитель – 1 чел, лауреат 1 чел.
Открытые мероприятия с детьми 2016-2017
- по музыкальному развитию «Патриотизм в музыке. Это русская сторонка, это Родина моя!», «Музыкальный Петербург» - музыкальный руководитель; по художественно-эстетическому развитию (декоративная роспись «Хохлома») «Мы народные умельцы», по познавательному развитию познавательному развитию «К тебе, в твои аллеи, Летний сад!», «История одного узора» (педагогика музейной деятельности, по познавательному развитию «Нам береза нашептала…»
2017-2018-
по познавательному развитию «Школа юных пожарных», по патриотическому воспитанию «Нам не забыть тех страшных дней» (блокада Ленинграда, по физической культуре «К полету готов!» - космонавты России, «С днем рождения, Невский!» - праздничный концерт, посвященный 100-летию Невского района.
Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства – районный конкурс «Мир в твоих руках» - победитель, городской конкурс чтецов им. О.
ергольц «Мы в этом городе живем», районный конкурс авторской песни «Дарю тебе район и музыку и слово» - лауреат (творческий коллектив 8 чел., «Когда говорят о России, я вижу район у Невы» - победитель 2 чел.
Выступления на семинарах, конференциях:
районный мастер-класс в ГБДОУ д/с № 120 «Народная кукла, как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры в условиях реализации ФГОС ДО»
Семинар-практикум в ГБДОУ д/с № 108 «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в контексте реализации ФГОС ДО», «Модель патриотического воспитания в условиях дошкольной образовательной организации», городская конференция в ДОГ «Малыш» г. Вырица «Создание системы проектно-исследовательской деятельности в вопросах экологического воспитания в ДОО», региональная конференция в ДОГ «Малыш» г. Вырица «Педагогические условия оптимизации процесса экологического образования дошкольников».
Создание коллекции презентаций по духовно-нравственному воспитанию «Россия-родина моя», «Я гражданин России», создание цикла мультимедийных презентаций для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию, разработка методических материалов для использования в работе с дошкольниками.
Организация открытых мероприятий, вечеров досугов, праздников, соревнований с участием родителей.