Оксана Марченко
Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 23 городского округа-город Камышин
Методические рекомендации
Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
Информационная карта проекта
Наименование проекта Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
Основания для разработки проекта
Конвенция о правах ребёнка;
Публикация «Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Конституция РФ статья 43;
Семейный кодекс РФ;
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
Программа развития МБДОУ Дс № 23
Устав БДОУ Дс № 23
Заказчик проекта МБДОУ Дс № 23 городского округа –город Камышин
родители (законные представители)
Тип проекта Исследовательский, практико - ориентированный.
Авторы проекта Заведующий Малявина Ирина Олеговна; старший воспитатель Марченко Оксана Фёдоровна
Участники проекта Педагоги, воспитанники, родители
Направления проекта • Совместная деятельность с детьми.
• Взаимодействие с педагогами и специалистами ДОУ
• Взаимодействие с родителями.
Введение
«Не забывай
Кровавые закаты,
Когда в руинах был родимый край,
И как на землю падали солдаты,
Убитыми…
Живой, не забывай!»
М. Михайлов.
Фундаментальной основой будущего нашей страны и наших детей является патриотизм. Во главу угла этого понятия лежат непреклонные ценности: любовь и уважение к своей Родине и ее традициям, духовному наследию наших предков и многонационального народа, ответственность за свою страну и ее будущее. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации приоритетным направлением в вопросе воспитания гражданина выдвинута следующая задача: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…»
К сожалению, реальная ситуация сложившаяся в нашей стране в политике, экономике и культуре России с большей очевидностью подчеркивает об утрате нашим обществом российского патриотичного сознания. В связи с этим многократно повышается роль воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности. Возрастает необходимость преобразования всех сфер жизнедеятельности общества, как восстановления, так и обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.
Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека-гражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным влияниям, когда в угоду моде усваивается всё зарубежное при забвении о национальном достоинстве. Все дальше уходят в глубь истории грозные годы Великой Отечественной войны. Все чаще и чаще находятся «умники», которые пытаются перекроить страницы грозных лет и уничтожить в сердцах людей память о подвиге наших дедов и отцов, которые ценою своих жизней отстояли для будущих потомков мирное небо над головой!
Война - это суровая трагедия. За ней скрываются кровь, боль, страх и потери. Мы не имеем права не знать своей истории, не гордиться своими предками, их мужеством и стойкостью. Сколько людей отдали жизнь на поле боя, сражаясь за Родину, за то, чтобы мы жили в этом огромном и прекрасном мире, отвоеванном солдатами Великой Отечественной войны. Миллионы жизней отданы в борьбе с фашистами и поэтому сейчас мы живём мирно и счастливо. Все они, несомненно, герои и сколько бы не прошло лет, мы всегда будем помнить тех, кто защищал нашу Родину.
В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка. Таким образом, проект ориентирован в конечном итоге на формирование у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы.
В настоящее время существует множество методов развития познавательных процессов у дошкольников, наряду с другими мной было использован метод музейной педагогики в виде мини-музея.
Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменяются, больше сплачиваются, происходит сближение. Налаживаются партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.
Как научная дисциплина музейная педагогика, на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения.
Цель музейной педагогики — создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС, в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. Именно дошкольный возраст один из самых благоприятных периодов воспитания любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком — гражданином своей страны, патриотом, умеющим ценить и беречь историческое и культурное наследие русского народа.
В мировой и отечественной истории есть события, имеющие непреходящее значение. Время с возрастающей силой подчеркивает их величие, выдающуюся роль в развитии цивилизации.
Цель проекта: Использование потенциала музея в образовательной и воспитательной деятельности детского сада по формированию современного национального воспитательного идеала — высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Задачи проекта:
Внедрять музейную педагогику, создающую условия для развития свободной, творческой, инициативной личности, путем включения воспитанников в многообразную деятельность музея детского сада.
Совершенствовать экспозиционно-выставочное пространство с использованием современных музейных технологий и эстетики, способствующих повышению привлекательности музея.
Координировать и объединять деятельность участников образовательного процесса и социальных партнеров по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Основные направления деятельности
• Поисковая, научно-исследовательская работа :
• Сбор материала о земляках- участниках Великой Отечественной войны, история освобождения населенных пунктов России (города-Герои)
• Работа с музейным фондом
• Формирование фондов подлинных памятников истории Великой Отечественной войны; Формирование фондов копий.
• Экскурсионно- просветительская работа
• Проведение занятий в музее, проведение тематических занятий мужества, занятий по ознакомлению с героизмом медицинских сестер, бойцов, солдат, о тяготах детства во время войны, о городах- героях, о великих сражениях войны, знакомство с наградами войны и. т. д.
• Развитие сетевого взаимодействия
• Связь музея с государственными учреждениями, общеобразовательными организациями.
• Организационная работа
• Обеспечение учета и условий сохранности фонда музея; оформление экспозиций музея, досуговая деятельность.
Принципы и подходы с учетом ФГОС ДО
Проект строится на основании следующих принципов в соответствие с ФГОС дошкольного образования:
• уважение личности ребенка;
• реализация Проекта в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности; содержание развивающих игр и упражнений должно быть ориентировано на ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;
При реализации проекта используется комплекс взаимодополняющих методов:
• Теоретические: анализ психолого–педагогической литературы, существующего педагогического опыта и методических подходов по теме исследования; изучение документов, прогнозирование и проектирование.
• Информационные : информационные стенды, памятки, собрания, беседы, информация на сайте.
• Активные: моделирование игровых и проблемных ситуаций.
Необходимые условия реализации проекта:
интерес детей и родителей;
методические разработки,
интеграция со специалистами детского сада.
Ожидаемые результаты:
У детей будут сформированы представления :
• о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
• интерес к военно-патриотической музыке;
• чувство единения и гордости за старшее поколение;
• изменение приоритетов родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания детей.
• совершенствование системы взаимодействия между детьми, родителями и педагогами;
Средства патриотического воспитания :
Встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн;
Экскурсии по музейным выставкам для всех возрастных групп
Музейные уроки (на базе музея);
Экскурсионная деятельность;
Познавательные занятия в старших группах;
Диспуты, круглые столы с детьми и родителями
Оформление тематических выставок;
Проведение викторин
Этапы реализации проекта:
I этап – Информационно – накопительный :
Изучить контингент участников проекта (дети, родители, педагоги).
Поиск инновационных форм, методов и способов по работе с вышеуказанным контингентом.
Пополнить предметно-развивающую среду для реализации участников проекта.
Подобрать консультативный и наглядный материал для родителей, педагогов.
Организовать выставку методической литературы для родителей и педагогов по теме проекта.
Провести анкетирование родителей с целью определения их отношения к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
II этап – Аналитический :
После того, как были определены тема и цель проекта, мною подбирался наглядный материал, фото, аудио и видео материалы, книги; разрабатывались конспекты НОД по заданным темам. Были проведены обсуждения со специалистами, педагогами и родителями ДОУ о материальных и технических возможностях реализации проекта. Одновременно шло накопление и подбор материала по всем направлениям деятельности. Результатом проделанной работы явилось составление перспективного плана развития музея и работы с родителями и воспитанниками дошкольного учреждения.
№ Содержание 2018-2019 2019-2020 2020-2021
1. Работа с музейным фондом
Инвентаризация имеющихся музейных предметов
+
+
+
Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами + + +
Создание инвентарных книг (основного фонда, научно-вспомогательного фонда) + +
Создание нормативно-правовых актов и документации по деятельности музея (программа, положение) + + +
2. Поисковая, научно-исследовательская работа
Документы военных лет
+
+
+
Боевые трофеи + + +
Обмундирование + + +
Награды + + +
Переписка + +
Подготовка материалов о Ветеранах ВОВ года. + +
Выпуск сборника детских стихов о ВОВ +
Выпуск сборника сценариев, посвященных Дню Победы + +
Подготовка поделок военной техники, оружия и т. п + + +
3. Экскурсионно- просветительская
Организация экскурсий в музей воспитанников по графику + + +
Проведение тематических занятий по теме: «Мужество и подвиг» + + +
4 Развитие сетевого взаимодействия
Сотрудничество с МБОУ ССШ № 7, патриотическим клубом «Сталинград» на договорной основе + + +
Организация работы с семьями воспитанников
Семья - первый социальный институт ребёнка, где он усваивает моральные принципы и нормы, семья - транслятор нравственного, духовного опыта, имеющий огромный воспитательный потенциал. В народе говорят: «хороший пример - лучше, чем сто слов», воплощая этот мудрый педагогический прием в жизни, мы вовлекаем семью в жизнедеятельность ДОУ, в систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Действующие формы работы с детьми и родителями:
1. Целевые прогулки в Парк Победы в сочетании с работой в Музее боевой Славы детского сада. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны. Такую же экскурсию проводят и с участием родителей. Им предлагается «маршрут выходного дня» с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.
2. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, например, чтение произведений из серии «Дедушкины медали». Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми городской библиотеки.
4. Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях («Курская дуга», «Битва под Сталинградом»).
5. Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
6. Встречи с ветеранами труда, представителями Казачества, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы»
7. Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны. Родители принимают активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов.
8. Сбор наглядного материала с помощью детей и родителей групп старшего дошкольного возраста (значки, открытки и т. д.) для использования в беседах с детьми.
9. Проведение традиционных конкурсов семейного творчества: «Моя Родина-место, где я родился», «Моя родословная», «Рисую вместе с папой»
10. Организация выставки картин на военно-патриотическую тему отечественных художников.
11. Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.
12. Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в изготовлении атрибутики (макетов военной техники, стендовое моделирование).
13. Общее родительское собрание, посвящённое влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников. Наш детский сад - открытое образовательное пространство, координируя систему работы по данному направлению, ДОУ создает условия для активного вовлечения родителей в воспитательный процесс :
• Групповые родительские собрания по темам: «Что могут и должны сделать родители по нравственно-патриотическому воспитанию ребёнка», «Человек начинается с детства».
• Психолого-педагогическое консультирование родителей
Для реализации названных целей и задач музей обладает достаточными ресурсами
экспозиций музея Боевой Славы МБДОУ Дс № 23
Экспозиция памятника «Воину освободителю»
Беседы, экскурсии, тематические занятия на тему «Памятники ВОВ»
Экспозиция – стенд «Сражения войны»
коллекция значков по военной тематике,
подборка детской литературы.
Тематические занятия, чтение е детской
художественной литературы
Экспозиция – галерея Славы «Портреты ветеранов ВОВ» родные и близкие сотрудников и воспитанников нашего дошкольного учреждения
Экспозиция – стенд «Сражения войны»
Оригинал письма с фронта
Портреты ветеранов, участников ВОВ
Демонстрационный материал «Награды войны»
Экспозиция – панорама военного сражения,
выставка игрушек «Военная техника»
Семейные реликвии.
Боевые награды, подлинные фотографии военных лет, наградные документы.
Основной фонд музея – 1 (письмо с фронта) \ 98 экспонатов (временная экспозиция, боевые награды)
Научно-вспомогательный фонд : 150
В музее оформлены :
- галерея портретов
«Наши ветераны»
- памятные даты ВОВ
- стенды сражения войны
- города Герои
- баннер «Панорама сражения»
- объемное изображение памятника «Воину-освободителю»
- демонстрационные картинки и беседы (дети-герои, города герои, оружие войны, награды войны, сражения войны)
Важная особенность организации Музея— возможность его посещения каждый день и участие в его создании детей и родителей. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители. Каждый Музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей, что даёт плодотворный результат работы во многих областях воспитательно – образовательного процесса как в рамках дошкольного учреждения, так и за его пределами. Создавая Музей боевой Славы, мы предположили, что это даст возможность практического претворения тех педагогических идей и методик, которые реализуются в системе нравственно-патриотического воспитания.
План работы музея на 2018-2019 учебный год
Месяц мероприятие Ответственный за проведение
ноябрь - Фотовыставка «Архив семьи» Тематические беседы «Семейные реликвии»
- Обзорная экскурсия в музей (дети от 4 до 5лет) Старший воспитатель
Марченко О. Ф
Воспитатель
Власенко Т. А.
декабрь - Пополнение мини-музея экспонатами, символикой и атрибутами;
- тематическое занятие с воспитанниками 6-7 лет «Города герои» Старший воспитатель
Марченко О. Ф
Совместная работа с воспитателями старших групп
январь - создание летописи «От первого лица» истории о жизни простого народа в военные и послевоенные годы.
-Экскурсии для воспитанников 4-5 лет в музей боевой славы «Вечер песен советских композиторов «О войне» Старший воспитатель
Марченко О. Ф
Совместная работа с активом музея
февраль -Выставка армейских фотоальбомов пап детей
-Выставка поделок «Оружие войны» (конкурс для воспитанников и их родителей)
-Экскурсии для воспитанников 5-7лет в музей боевой славы «Оружие войны» Воспитатель
Ефимова С. С.
Совместная работа с воспитателями старших групп
март -Экскурсии для воспитанников 5-7лет в музей боевой славы «Дети - герои» Воспитатель
Ефимова С. С.
.
апрель - Фотоконкурс для дошкольников и их родителей «Стараемся быть похожими на вас»
- Создание стенда «Бессмертный полк»
-Экскурсии для воспитанников 5-7лет в музей боевой славы «Сражения войны» Старший воспитатель
Марченко О. Ф
Совместная работа с воспитателями старших групп
май - Конкурс чтецов ( тематика: о героизме)
- Экскурсии для воспитанников 5-7лет в музей боевой славы «Награды войны» Муз. руководитель Глушкова Т. Г.
Совместная работа с активом музея
Заключение
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Таким образом, среда ДОУ подчинена идее воспитания гражданственности как одной из ключевых компетенций, без которых невозможна жизнь в современном обществе.
Список литературы
1. Вишневская В. Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси». – М. : АРКТИ.
2 Дудникова С. А. Музей в гражданском и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. //Детский сад от А до Я.
3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ «Сфера»
4. Зацепина М. Б. Дни воинской славы : Патриотическое воспитание дошкольников : Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез
5. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт. – сост. Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина и др. – М. :АРКТИ,
6. Лебедева О. В. Этапы патриотического воспитания детей//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.
7. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников//Управление дошкольным образовательным учреждением.
8. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведотуристской деятельности / под ред. А. А. Остапца и др.
9. Усачёва Т. В. Программа патриотического воспитания дошкольников. //Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения. – 2010. - №4.
10. Цветкова И. М. Любовь к Родине воспитывается с раннего возраста //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010. - №1.