Ламуева Людмила Николаевна
Организация логопедической работы в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественным орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества».
Е. И. Тихеева
Речь – это психическая функция, присущая только человеку. Она является основой человеческого общения.
Речь взрослого человека – это его визитная карточка.
Речь ребёнка – это отражение социальной среды в которой он растёт.
Публикация «Организация логопедической работы в детском саду» размещена в разделах
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Причины их весьма разнообразны. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими.
Как понять,
задерживается ли речевое развитие у вашего ребенка или нет?
Ниже приведена таблица речевого поведения нормально развивающегося ребёнка. Ориентируясь на неё, можно определить, не запаздывает ли речевое развитие вашего ребенка и нужно ли бить тревогу. В таблице приводится среднестатистическая информация о сроках, в течении которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть растянутыми, исходя из индивидуальных особенностей развития ребенка. Но если в определённый период развития ребенка указанные формы не появляются или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.
Диагностическая шкала оценки этапов начального вербального развития в норме
Основные показатели довербального и вербального развития Возраст
Ребёнок интонирует крики, так что вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия. 1 -2 месяца
Появляется гуканье и гуление. Ребёнок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними. 1.5 – 3 месяца
Появляется лепет. Ребёнок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящие из одинаковых слогов. 4-5 месяца
Появляются лепетные слова. Ребёнок использует в речи что называется «нянькин язык», его слова состоят из двух – трёх открытых слогов (ляля, тата, кука, появляется много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи). В 11 месяцев – использует 3 «лепетных» слова с соотнесением. В 1 год 3 месяца – произносит 6 слов. Понимает простую инструкцию без жеста.
В 1 год 6 месяцев – словарный запас ребёнка 7 – 20 слов. Он показывает одну из частей тела. 8 месяцев – 1 год 3 месяца
В речи ребёнка появляются двусловные предложения. Он, общаясь с вами, объединяет два слова. К примеру «дай пи» (дай пить, «мама нет» (мамы нет дома) и т. п.
В 1 год 10 месяцев – появляется ФРАЗА из 2 слов, словарный запас 20 слов. Показывает три части тела. 1 год 6 месяцев – 2 года 2 месяца
Происходит активный рост словаря. В это время ребёнок уже может задавать вопрос. В 2 года словарь – минимум 50 слов.
Ребёнок произносит предложение из двух слов. Понимает двухэтапную инструкцию. 1 год 9 месяцев – 2 года 6 месяцев
В речи ребёнка появляются грамматические формы слова. Он начинает изменять слова в речи по числам, родам, падежам.
В 3 года – словарный запас ребёнка около 250 слов, он строит предложения из 3 слов, называет своё имя, пол, возраст, выполняет задания типа «положи кубик в коробку», «положи кубик под чашку». 2 года 4 месяца – 3 года 6 месяцев
Проявляется детское словотворчество. Ребёнок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка. В 2 года 10 месяцев – ребёнок адекватно использует местоимения Я, ТЫ, МНЕ. Имеет представления о значении слова «один». 2 года 6 месяцев – 3 года 5 месяцев
Ребёнок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят ещё чем – то. 2 года 6 месяцев – 3 года 6 месяцев
Что делать если ребёнок не говорит в соответствии со своим возрастом
Если речь у вашего ребёнка не проявляется согласно вышеприведённой таблице, следует:
1. Понаблюдать за ребёнком и обратить внимание, на его поведение:
- играет ли он так же, как его сверстники;
- стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми.
Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения или отклонения в психическом развитии.
2. Обратите внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь, выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами.
3. Провести обследование ребёнка, включающее консультацию невролога, психолога и логопеда.
4. Выяснить, достаточно ли хороший у ребёнка слух, поскольку без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
5. При необходимости начать лечение и логопедические занятия.
Заметьте! Речь ребёнка развивается нормально, если:
- его физическое развитие соответствует возрасту;
- у нет никаких неврологических заболеваний;
- он активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми;
- он охотно повторяет за вами всё, что слышит;
- он активно добивается своего с помощью речи;
- он вслушивается в свою речь, стараясь исправить свои ошибки сам.
Обратите внимание! Сигналом о неблагополучном развитии речи служит то, что:
- ребёнок развивается с задержкой;
- ребёнок перенёс тяжелые заболевания;
- у ребёнка есть неврологические заболевания;
- ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит;
- когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это ещё раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит. Как будто вас не слышал;
- ребёнок предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью;
- ребёнку безразлично, понимает ли его кто-то, и он говорит на одному ему понятном языке;
- речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.
Обнаружение хотя бы одного признака неблагополучного развития речи говорит о том, что ребёнок нуждается в помощи.
В возрасте от 3,5 до 4,5 ребёнок уже должен владеть фразовой речью и понимать то, что ему говорят. По состоянию речи дети этого возраста могут быть разделены на три разряда:
- неговорящие дети;
- дети, говорящие неразборчиво;
- дети, говорящие внятно, разборчиво.