Лариса Сусликова
Конспект занятия по развитию речи детей в подготовительной логопедической группе «Дом и его части»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие коммуникативной речи детей.
Задачи:
Образовательные:
Закрепление словаря детей по теме «Дом и его части».
Закрепление антонимов в словаре детей.
Закрепление образования относительных прилагательных.
Закрепление навыка образования родственных слов.
Развитие смысловой стороны речи.
Коррекционные:
Развитие артикуляционной, мелкой моторики рук, координации движений.
Активизация зрительной функции прослеживания.
Развивающие :
Публикация «Конспект занятия по развитию речи детей в подготовительной логопедической группе „Дом и его части“» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Дом, дома. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Развитие речи, внимания, памяти, творческого воображения.
Развитие логического мышления.
Воспитывающие:
Воспитание умения работать коллективно.
Формирование социального партнёрства, желания действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности
Методы:
Наглядный
Словесный
Практический
Игровой
Оборудование: сюжетная картина по сказке «Теремок», магнитофон и диск с записью грустной мелодии, предметная картинка с изображением теремка, плоскостное изображение героев сказки, мяч, предметные картинки с изображением домов, предметная картинка с изображением всех частей дома, мнемотаблицы с изображением скороговорок.
Ход занятия:
Вводная часть.
Ребята, а вы любите сказки? Есть такая сказка, в которой медведь развалил теремок. Вы знаете её? Выставляется сюжетная картина сказки «Теремок»
Перед вами герой этой сказки. Выставляется картинка с изображением медведя. Это он развалил теремок и оставил всех зверей без дома.
Психогимнастика под музыку.
Идёт медведь. Ребята, давайте покажем, как он ходит. Медведю холодно, шуба меховая промокла, замёрзли лапы. Покажите, как медведю холодно и грустно.
Основная часть.
А теперь слушайте сказку дальше. Думает медведь, как зимовать буду? Думал-думал и придумал. Решил себе дом построить, тёплый, да крепкий. Стал медведь инструменты собирать. Да вот беда не знает он, какие инструменты нужны. Давайте поможем ему собрать нужные инструменты.
Артикуляционная гимнастика.
• Лопаточка.
• Пила.
• Топор.
Молодцы ребята, помогли собрать медведю инструменты и он начал строить дом, а мы давайте ему поможем.
Пальчиковая гимнастика «Строим теремок»
Тук-ток, тук-ток,
Застучал молоток, будем строить теремок.
Ударять кулачками друг о друга.
С высоким крыльцом.
Поднять руки.
С окнами большими.
Согнуть руки в локтях и положить одну ладонь на другую.
Со ставнями резными.
Развести руки в стороны.
Тук-ток, тук-ток,
Ударять кулачками.
Замолчал наш молоток.
Опустить руки.
Выставляется домок теремок.
Вот построен новый дом, поселился медведь в нём. Только темно медведю в новом доме, давайте зажжём фонарик нём.
Дыхательная гимнастика «Зажжём фонарик».
Живёт медведь в доме, радуется теплу и уюту. Узнали друзья, что медведь построил домок теремок и стали проситься к нему.
Пришёл волк. Просится в теремок. А медведь его не пускает. Пущу тебя только тогда говорит, когда скажешь, как называется жилище человека. Ребята, давайте поможем волку назвать родственные слова к слову дом, а то медведь не пустит его в теремок.
Игра с мячом «Назови родственные слова».
Где живёт человек? В доме.
Как можно сказать о маленьком доме? Домик.
Как можно сказать о большом доме? Домище.
Сказочный человек, который живёт в доме? Домовой.
Человек, который любит свободное время проводить у себя дома. Домосед.
Как называются дела, которые выполняем у себя дома? Домашние.
Как называют женщину, которая не работает, а ведёт домашнее хозяйство. Домохозяйка.
Как назвать одним словом работу, которую вы выполняете дома? Домашняя.
Ребята, слова дом, домик, домище, домовой, домосед, домохозяйка это слова родственники.
Молодцы ребята, помогли волку. Пустил его медведь в теремок.
Смотрите, а следом лиса спешит к теремку. А лису медведь пустит только в том случае, если мы поможем ей ответить, из какого материала можно построить дом.
Игра «Назови, какой дом»
Выставляются картинки с изображением домов из разных строительных материалов.
Ребята, из чего можно построить дом. Из кирпича, дерева, камня, бетона, глины, веток, соломы, металла.
Если дом построен из кирпича, он какой? Кирпичный.
Из соломы? Соломенный. И т. д.
А какой дом будет прочным, почему? Ответы детей.
Ребята, а вы знаете, для чего дому нужна крыша? (двери, окна, стены, фундамент, крыльцо, труба, балкон)
Игра «Для того, чтобы».
Крыша дому нужна для того, чтобы…Ответы детей. И т. д.
Молодцы ребята, помогли лисе. Теперь она тоже будет жить в теремочке.
А вот и зайка к теремку торопится, но медведь его пускать не хочет. Загрустил медведь, скучно ему стало. Говорит он зайке, пущу тебя, если развеселишь меня. Поможем зайке?
Физминутка.
Раз присядка, два прыжок
Это заячья зарядка
А листа как проснутся Кулачками потереть глаза.
Любят долго потянуться. Потянуться.
Обязательно зевнуть. Зевнуть, прикрывая рот ладошкой.
Ну и хвостиком вильнуть. Движения бедрами.
А волчата спинку выгнуть. Прогнуться.
И легонечко подпрыгнуть. Прыжок.
Ну, а мишка косолапый широко расставив лапы Ноги на ширине плеч.
То одну, то обе вместе, Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте Раскачивание туловищем.
А кому зарядки мало, начинайте все сначала. Развести руки в стороны.
Развеселили вы медведя, молодцы.
Ребята, а как вы думаете, кто сейчас придёт к медведю. Лягушка.
Для лягушки медведь тоже задание приготовил. Я думаю мы ей тоже поможем.
Игра «Наоборот».
Пол-потолок, дом большой-маленький, потолок высокий-низкий, окна узкие-широкие, пол чистый-грязный, в доме шумно-тихо, комната большая-маленькая, по лестнице можно подниматься-спускаться.
Молодцы ребята, лягушка тоже будет жить в теремочке.
Посмотрите, кто ещё спешит к теремку. Мышка-норушка.
А мышка бежит с подарком, несёт в теремок картины.
Давайте расскажем медведю, о чём говорят картины. Мнемотаблицы со скороговорками.
Какой большой теремок построил медведь. Все звери в нём поместились.
Заключительная часть.
Скажите, какой был медведь в начале сказки. Злой, сердитый, грустный, вредный.
А какой он теперь? Добрый, весёлый, ласковый, довольный.
Спасибо вам ребята, благодаря вашей помощи все звери будут дружно жить в теремке.
Литература:
1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика : Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. -- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
2. Лопухина И. С. Логопедия. Речь, ритм, движение. – М. : Корона-Век, 2008.
3. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Слободяник Н. П. : коррекционно-развивающие занятия в детском саду. Методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. Творческий центр «Сфера» Москва 2008.
4. Седых Н. А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия. – М. : АСТ, Сталкер, 2004.