неля семак
Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР1–2 уровня речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 1-2 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация
В статье затрагивается вопрос проблемы организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР 1-2 уровня речевого развития. Описывается педагогическая технология коррекции дошкольников с ОНР как условие здоровьесбережения. Раскрывается содержание этапов коррекционного воздействия. Приводятся результаты экспериментального исследования эффективности использования предлагаемой технологии в коррекционно-образовательном процессе ДОУ.
Публикация «Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР1–2 уровня речевого развития» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ключевые слова
ОНР, коррекционная работа, дошкольный возраст, педагогическая технология, эксперимент.
Annotation
The article touches upon the problem of the organization of correctional work with preschool children with ONR 1-2 levels of speech development. The pedagogical technology of correction of preschoolers with ONR is described as a condition of health saving. The content of the stages of corrective action is revealed. The results of an experimental study of the effectiveness of the use of the proposed technology in the correctional and educational process of the preschool educational institution are presented.
Keywords
ONR, correctional work, preschool age, pedagogical technology, experiment.
Важность и значимость коррекционной работы в развитии детей дошкольного возраста с ОНР невозможно переоценить, ведь педагогические технологиии являются средством не только развития коммуникативных навыков, адаптации в социуме, но и в целом это приобщения к языковой культуре русского народа. Особенно она имеет большое значение для познавательного развития, социализации и успешного общения ребенка младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, реализации его образовательного потенциала.
В современной образовательной ситуации актуализируется проблема совершенствования деятельности дошкольной образовательной организации по формированию речевых навыков на этапе дошкольного образования с точки зрения адаптивности методического материала в условиях логопедической группы, где реализуется программа для детей с ТНР.
В Письме Министерства просвещения Российской Федерации от 08.02.19 г. отмечается, что в последнее время участились случаи обращения родителей обучающихся с нарушениями по вопросу об отсутствии специальных условий обучения категории детей с ОНР.
Кроме того, важно подчеркнуть, что нарушения речи у детей дошкольного возраста не преодолеваются без специально организованной помощи, включающей логопедическое воздействие, эффективная организация которой невозможна без глубокого изучения характера и особенностей проявления разного рода речевых ошибок.
Педагогическое сопровождение или коррекционный процесс в этом случае решает множество задач по обучению растущей и развивающейся личности ребенка с общим недоразвитием речи. Как это сделать наилучшим образом — проблема, над которой работают теоретики и практики. При этом в педагогических поисках ведущей является идея внедрения современной методологии в интеграции с традиционной. Разработка новых методов и средств, их классификация и систематизация привели к «рождению» новых идей для формирования речевых навыков у детей с ОНР.
В связи с этим перед педагогом встает проблема: как использовать эти методы при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 1-2 уровня речевого развития?
Проведенный нами анализ научной и научно-методической литературы, а также опыт педагогов современных общеобразовательных учреждений позволил выявить следующие противоречия:
- между возросшими требованиями общества к уровню развития речи детей дошкольного возраста с ОНР и недостаточной разработанностью методологии в аспекте коррекции речевых навыков;
- между наличием современных методических разработок в области развивающей работы со дошкольниками с ОНР 1,2 степени и недостаточным использованием этого потенциала со стороны педагогов.
Актуальность и указанные противоречия определили выбор темы: «Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР 1-2 уровня речевого развития»
Цель исследования – теоретическое обоснование эффективности коррекционных мероприятий по развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 1,2 уровня.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность понятия ОНР;
- охарактеризовать речь у детей дошкольного возраста с ОНР 1,2 уровня;
- описать организацию, принципы и методику обследования детей с ОНР;
- охарактеризовать коррекционную программу, направленную на формирование речевых навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 1,2 уровня;
- описать содержание коррекционных мероприятий.
Объект исследования – дети дошкольного возраста с ОНР 1,2 уровня.
Предмет исследования – особенности условий реализации коррекции речевых навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 1,2 уровня.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической, научной и методической литературы по проблеме исследования; систематизация выборок диагностических методик
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это такое нарушение речевого развития, при котором наблюдается недостаточный уровень сформированности всех компонентов языковой системы: словарного запаса (лексики, грамматического оформления (грамматики, звукопроизношения (фонетики, слуховых дифференцировок (фонематического слуха).
Ниже рассмотрим особенности речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР 1,2 уровня.
Первый уровень (отсутствие речи) :
- «лепетные слова»;
- звукоподражания;
- использование отдельных существительных и глаголов;
- обрывки фраз бытового характера с сопровождением мимики и жестов;
- проявление сходности с умственно отсталыми детьми;
- используют однословные предложения;
- наблюдается постепенное расширение предложений в двух и четырёхсловные, но всё еще неправильно грамматически оформленные;
- преобладает использование коротких слов, состоящих из двух или трёх слогов;
- отсутствует способность подбирать слова разных по значению, но сходных по звучанию.
Второй уровень (зачатки общеупотребительной речи) :
- к лепетным словам, мимике и жестам прибавляются постоянные, часто используемые слова, в некоторой степени искажённые в произношении;
- отмечаются различения единственного и множественного числа, но высказывания остаются бедными по составу предложения;
- пока ещё не различают число, род и падеж слов;
- допускают ошибки в словоизменениях, сходные предметы по форме и назначению могут называть одним словом - не понимают смысл обобщающих слов;
- не употребляют предлоги, а существительные используют в исходной форме;
- сокращения слогов в слове, перестановка слогов, замена. Дети с недоразвитием речи страдают недостаточностью фонематического слуха.
Принципы коррекционной работы с детьми с ОНР :
1. Принцип комплексного изучения ребенка с речевой патологией :
2. Принцип учета возрастных особенностей детей.
Этот принцип ориентирует на подбор лексического материала, методов и организационных форм обследования в зависимости от возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Широко используются игровые ситуации, индивидуальные, малогрупповые и фронтальные формы обследования, педагогическое наблюдение за речевой активностью детей во время игр, прогулок и других режимных моментов.
3. Принцип динамического изучения детей с общим недоразвитием речи.
4. Принцип качественного анализа результатов изучения ребенка.
Исходя из вышеназванных принципов, были уточнении организационные и содержательные аспекты логопедического обследования детей, имеющих общее недоразвитие речи разной степени выраженности.
На первичной консультации логопед знакомится с ребенком и родителями, устанавливает контакт, изучает медицинские заключения (детского невролога, педиатра). После получения необходимых сведений специалист переходит к обследованию речевого статуса ребенка. Логопедическое обследование состоит из двух этапов:
Ориентировочный этап. В ходе беседы со взрослыми выясняются подробности течения дородового периода, родов и раннего физического развития ребенка. Внимание акцентируется на особенностях речевого онтогенеза : от предречевых реакций до появления первых слов. Оценивается контактность ребенка, его речевая активность. При осмотре обращается внимание на состояние артикуляционной моторики.
Обследование компонентов языка. Последовательно выясняется степень сформированности связной речи, грамматических навыков, словарного запаса, фонематических процессов, звукопроизношения.
При формулировке заключения указывается уровень речевого развития и клиническая форма речевой патологии (например, ОНР 1 уровня у ребенка с моторной алалией). Низкий уровень сформированности речи следует отличать от других форм безречья: ЗРР, аутизма, олигофрении, мутизма, отсутствия речи по причине тугоухости. При психических расстройствах и нарушениях слуха системное недоразвитие речи является вторичным по отношению к первичному дефекту.
Обучение детей второго уровня осуществляется преимущественно в дошкольных группах для детей с общим недоразвитием речи (с 5-летнего возраста) Коррекция речевого дефекта с одновременным медикаментозным воздействием при показаниях может периодически проводиться на базе речевых стационаров, психоневрологических санаториев (с 4-7 лет - дошкольное отделение, 7-13 лет - школьное отделение).
Основные задачи обучения включают:
Интенсивную работу по развитию понимания речи, направленную на различение форм слова;
Развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий;
Овладение правильным произношением и различением звуков, формирование ритмико-слоговой структуры слова.
Материалом для обогащения речи детей служит окружающая действительность, изучение которой происходит на основе тематического цикла. Уточняются и накапливаются конкретные понятия, формируется предметная соотнесенность слова, выделение и называние действий, признаков, качеств и т. д. Систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря, развитие сознательного восприятия речи позволяет наращивать и обобщать языковые наблюдения над смысловыми, звуковыми, морфологическими и синтаксическими сторонами речи.
Коррекция недоразвития речевых функций предполагает работу над связной речью, усвоением лексико-грамматических категорий, совершенствованием фонетической стороны речи. Регулярные занятия и правильно организованный речевой режим помогут ребенку добиться чистой и правильной речи.
Если коррекция общего недоразвития речи начата своевременно, когда ребенку исполнилось 3 года, прогноз весьма благоприятный. Коррекция при общем речевом недоразвитии может затянуться на долгие месяцы, поэтому важно, чтобы ребенок был к этому готов и упорно трудился. На данный момент существуют различные методики, которые позволяют эффективно справиться с ОНР.