Александра Малых
Организация коррекционно-развивающей работы (Из ИОМ для детей с ЗПР) с ребенком ЗПР в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Блок II
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
1. Сведения о программах:
АООП ДОУ для детей с ЗПР (адаптированная основная образовательная программа)
АОП (адаптированная программа)
РП специалистов (рабочие программы специалистов)
2. Режим и форма организации занятий :
Фронтальные (ф/з, групповые (г/з, подгрупповые (п/г, индивидуальные (и/з) занятия в соответствии с САНпин.
Публикация «Организация коррекционно-развивающей работы (Из ИОМ для детей с ЗПР) с ребенком ЗПР в ДОУ» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
3. Методы отслеживания динамики: наблюдение, беседа, опрос, тесты, анкетирование родителей, стартовая и итоговая диагностика, мониторинг, скрининг, тематический контроль.
Перспективный план индивидуальных занятий с ребенком
Раздел Задачи Примерное содержание
Развитие сенсорно-перцептивной сферы развивать все виды восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, слухового, вкусового, обонятельного, обеспечивать полисенсорную основу обучения;
развивать зрительный гнозис,
формировать полноценные эталонные представления о цвете, форме, величине, закреплять их в слове
Д/ И: «Шарики-ниточки», «Что какого цвета?», «Радуга», «Полосатый коврик», «Волшебный мешочек», «Тактильные доки»
«Назови фигуру»,
- «Геометрическое лото»,
- «Нарисуй фигуру, которую я назову»,
- «Танграм»,
- «Закрой фигуры»,
- «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность,
- «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»,
- «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»,
- «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т. д.».
- «Дорисуй фигуры»,
- «Угадай, что хотел нарисовать художник?»
- «Радужный хоровод»,
- «Уточним цвет предметов (вариативность)»,
- «Цветное лото»,
- «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).
- «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»,
- «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»,
- «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т. д.)».
- Беседа по картинкам (части суток,
- «Разложи картинки»,
- «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,
- «Угадай время года по описанию (вариативность)»,
- Отгадывание загадок о временах года
- Заучивание стихотворений,
- Беседа о временах года,
- «Назови время года»
- «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т. д.»,
- «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.»
- «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.»,
- «Расскажи, где, какая игрушка стоит?»
- «Посмотри и найди предметы круглой формы»,
- «Кто больше назовёт?»,
- «Назови все предметы, которые были «спрятаны»»
узнавание зашумленных, наложенных, перечеркнутых, конфликтных изображений;
обведение контуров пальчиком, примеривание с помощью наложения и приложения данного элемента к образцу-эталону
Развитие внимания Развивать произвольность внимания,
Развивать способность к переключению внимания,
Развивать концентрацию внимания;
Способствовать увеличению объема внимания.
«Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т. д.);
- «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);
- «Найди отличия»,
- «Что неправильно?»,
- «Что задумал художник?»,
- «Что недорисовано?»
- «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.
- «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,
- «Найди пару», «Найди такой же».
- «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается,
- «Копирование образца»,
- «Найди такой же предмет»,
- «Рисую палочки»,
- «Расставь значки»
Развитие мнестической деятельности Развивать память: зрительную, слуховую, кратковременную, долговременную.
увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях.
развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности
-Д/И Мемо-домики, мемо-коты
- «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов,
- «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д. ,
- «Я - фотоаппарат».
- «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз,
- «Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами,
- «10 слов» ( запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)
Развитие мыслительных операций стимулировать и развивать опосредованные действия как основу наглядно-действенного мышления,
учить способам проб, примеривания, зрительного соотнесения;
развивать способность к анализу условий наглядной проблемной ситуации, осознанию цели, осуществлению поиска вспомогательных средств;
формировать у ребенка операции анализа, сравнения, синтеза на основе наглядно воспринимаемых признаков;
развивать антиципирующие способности
учить умению узнавать объемные тела по разным проекциям, рассматривать их с разных сторон с целью точного узнавания,;
Развивать наглядно-образное мышление в заданиях по узнаванию целого по фрагментам
развивать способность к замещению и наглядному моделированию; • учить детей сравнивать предметные и сюжетные изображения, выделяя в них сходные и различные элементы и детали (2-3 элемента);
Развивать словесно-логическое мышление:
• развивать способность понимать скрытый смыл наглядной ситуации, устанавливать простейшие аналогии на наглядном материале; • формировать умение делать простейшие умозаключения индуктивно- дедуктивного характера; • обращать внимание детей на существенные признаки предметов, учить оперировать значимыми признаки на уровне конкретно-понятийного мышления: выделять признаки различия и сходства; обобщать ряды конкретных понятий малого объема; • формировать обобщающие понятия, учить делать обобщения на основе существенных признаков, осуществлять классификацию; • подводить к пониманию текстов со скрытой моралью; -создавать специальные наглядные проблемные ситуации, требующие применения вспомогательных предметов и орудий;
-достать недоступный руке предмет; выловить из банки разные предметы, используя соответствующее приспособление и пр.
-анализ образцов объемных, плоскостных, графических, схематических моделей, а также реальных объектов в определенной последовательности
-складывания разрезной картинки и сборно-разборных игрушек
-выполнять графические изображения деталей конструкторов (с разных сторон)
-Игра «Чьи лапы, хвосты, уши; дом» — по элементам и т. д. ;
Игры на замещение, кодирование, моделирование пространственных ситуаций ( игры с дорогами: автомобильной, железной)
- «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,
- «Четвёртый лишний»,
- «Найди отличия».
- «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»
- «Как это можно использовать?»,
- «Говори наоборот»,
- «Бывает – не бывает»,
- Загадывание загадок.
-Картинки-нелепицы
Развитие мелкой моторики развивать движения кистей рук по подражанию действиям педагога;
формировать дифференцированные движения кистями и пальцами рук: сгибание и разгибание, отведение в стороны пальцев;
выполнять согласованные действия пальцами обеих рук.
развивать умения удерживать позу пальцев и кистей рук; развивать умение сгибать и разгибать каждый палец на руке; • тренировать активные движения кистей (вращения, похлопывания); • применять игровые упражнения для расслабления мышц пальцев и кистей рук при утомлении;
побуждать выполнять упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением; -пальчиковые игры на выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д. («Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками», «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д.)
-игры с мелкими предметами и игрушками разной фактуры: кручение, нанизывание, щелчки, вращение и др.,
-нанизывание бус, пуговиц, колечек на шнурок в определенной последовательности, представленной на образце;
-захват мелких или сыпучих материалов;
-выкладывать мелких предметы по заданным ориентирам: точкам, пунктирным линиям;
-графические задания: проводить простые линии – дорожки в заданном направлении, точки, дуги, соединять элементы на нелинованном листе, а затем в тетрадях в крупную клетку с опорой на точки, «Штриховки»;
-игры на обведение по контуру различных предметов, используя трафареты, линейки;
-дорисовывание недостающих частей к предложенному образцу;
-воспроизведение образца из заданных элементов (счетные палочки, палочки Кюизенера;
• раскрашивание по контуру сюжетных рисунков цветными карандашами, с учетом индивидуальных предпочтений при выборе цвета
Развитие психомоторной сферы • формировать и закреплять двигательные навыки, образность и выразительность движений, побуждать к выражению эмоциональных состояний с помощью пантомимики, жестов, к созданию игровых образов
• развивать двигательную память, предлагая выполнять двигательные цепочки из четырех-шести действий;
-развивать навыки пространственной организации движений; совершенствовать умения и навыки одновременного выполнения согласованных движений;
• формировать устойчивый навык к произвольному мышечному напряжению и расслаблению под музыку. -Упражнения психогимнастики, этюды (явления природы, професии, животные, эмоции людей и т. д.);
-физминутки, подобранные в соответствии с темой занятий;
-кинезиологические упражнения;
-релаксационные упражнения.
Саморегуляция, произвольность поведения Развитие умения планировать деятельность, поэтапно ее осуществлять, давать о ней словесный отчет;
Развитие саморегуляции в совместной со взрослым и в самостоятельной деятельности;
Привлекать к анализу результатов своей деятельности; -Н/П игры с правилами;
-М/П/И с правилами и сигналами (вербальными, невербальными);
-рефлексия в конце занятия
Обучение грамоте Звуки и буквы русского алфавита,
Дифференциация парных звуков
Звуковой анализ слов
Кроссворды по различным лексическим темам. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «КРО. Подготовка к обучению грамоте» конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. М. : 2010.
ФЭМП систематизировать представления детей о свойствах объектов
закреплять знания о величинах предметов: длине, высоте, ширине, толщине, цвете;
вводить понятие меры и действия измерения длины, ширины, высоты объектов с применением соответствующих средств;
сравнивать расположение групп однородных объектов в пространстве (на плоскости);
знакомить детей с понятиями : точка, виды линий, луч, отрезок; утонить знания о геометрических фигурах (вершины, углы, стороны) и телах: пирамида, цилиндр, призма, конус, параллелепипед;
совершенствовать порядковый и количественный счет в пределах 10.
познакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей и др.
дать представление о весе предметов и способах его измерения, познакомить с весами;
способствовать развитию умения ориентироваться на ограниченной территории, отражать в речи их пространственное расположение;
познакомить с планом, схемой, картой;
дать детям элементарные представления о времени;
побуждать пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время»;
различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). 1. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. -
Кн. 1, 2. – М. 2004
2. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических
представлений. Конспекты занятий.
Речевое развитие Третий этап. Формирование в активной речи детей простого нераспространенного предложения
Задачи:
- научить понимать простые нераспространенные предложения;
- учить выполнять простые действия по речевой инст рукции;
- учить понимать и строить словосочетания типа гла гол в повелительном наклонении + существительное в ви нительном падеже;
- учить употреблять в речи словосочетания типа гла гол + существительное в винительном падеже; глагол + существительное в творительном падеже; прилагательное + существительное; глагол + наречие;
- учить употреблять в общении предложения типа под лежащее + сказуемое, выраженное глаголом настоящего времени 3 лица;
- учить понимать и употреблять предложения типа подлежащее + сказуемое + дополнение; подлежащее + ска зуемое + обстоятельство;
- учить различать некоторые формы словоизменения и число существительных;
- учить некоторым продуктивным способам словооб разования существительных и глаголов;
- учить воспроизводить слого-ритмическую структу ру двусложных и трехсложных слов.
Четвертый этап. Обучение активному использованию синтаксированных распространенных предложений
Задачи:
- освоение порядка слов в простом предложении;
- распространение простых нераспространенных предложений дополнениями;
- распространение простых нераспространенных предложений определениями;
- распространение простых нераспространенных предложений обстоятельствами;
- употребление простых предложений с однородными членами (подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями);
- употребление повествовательных и вопросительных предложений.
Задание 4. Научить понимать значения слов, отража ющих пространственные отношения, вниз (внизу) - вверх (вверху) далеко - близко вперед (впереди) - назад (сзади).
Задание 3. Различение названий действий по ситуации:
моет - умывается - стирает
Задание 4. Различение названий действий с противоположным значением:
застегни пальто (расстегни);
Задание 5. Различение единственного и множествен ного числа существительных.
Возьми кубик (кубики, шар (шары, карандаш (ка рандаши).
Задание 6 Различение единственного и множествен ного числа глаголов (по картинкам).
Мальчик спит, бежит - бегут идет - идут сидит - сидят стоит - стоят
Задание 7. Различение рода глаголов пропущенного времени (Картинки куклы - мальчика и куклы - девочки).
Женя упал. - Женя упала.
Задание 8 Определение взаимодействующих лиц на сюжетной картине Ответы на вопросы.
2. Выполнение поручений по речевой инструкции
Задание 1. Выполнить действия с двумя предметами с целью различения падежных значений.
Задание 2. Выполнение действий с целью различения пред ложных конструкций.
Задание 3. Выполнение поручений с целью закрепле ния прилагательных-антонимов.
Задание 1. Различение существительных, сходных по звучанию.
Где? крыша земля стол палка
крыса змея стул полка
Задание 2. Различение глаголов, сходных по звучанию:
Кто купается, а кто катается?
Развитие общей моторики
Направление работы Формы Содержание
Быстрота выполнения движений
Групповая НОД
индивидуальная Ходьба, бег с изменением темпа движения (звуковой сигнал); бег в разных направлениях с ловлей и увертыванием, «змейкой»; подвижные игры : «Ловишка», «Догонялки», «Кто быстрее», «Быстро возьми», «Чья колонна быстрее построится» игры –эстафеты.
Игры с мячом «Догони мяч», «Догони меня», «Скорее намотай ленточку», «Догони обруч», «Перенеси предметы».
Ловкость
Групповая НОД
индивидуальная Ходьба и бег между предметами, с изменением направления движения, с перешагиванием через предметы в движении; ОРУ с предметами различной формы, веса; ОВД на равновесие, ползание с заданием, метание и ловля мяча»; прыжки
Игровые задания: «Не задень»(ходьба и бег между предметами, «Не задень звоночек»(подлезание, «Перелезь через бревно»
Точность выполнения движений
Групповая НОД
индивидуальная ОРУ с необычным исходным положением;
П/ И с правилами: «Совушка», «Мышеловка», «Перелет птиц», «Самолеты», «Пробеги тихо»
игры на метание «Попади в цель», «Брось через веревку», «Сбей обруч»
Ходьба с выполнением задания(«великан», «карлик», «аист», «лошадка», «собачка»); бег разного вида; подъем по гимнастической лестнице и спуск;
Задание: «перелезть через бревно», «проползи –не задень», «пройди мишкой – проползи мышкой», ходьба по извилистой дорожке; катание на велосипеде; через болото- идти перешагивая с кружка на кружок, лежащие на полу в шахматном порядке
Развитие координации движений Групповая НОД
Индивидуальная
I. Описание особых образовательных потребностей:
• Воспитание и обучение ребёнка по АООП ДО для детей с ЗПР.
• Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, индивидуальные и подгрупповые занятия с воспитателем в рамках коррекционного часа.
• Наблюдение психиатра, невролога, педиатра.
• Активное включение ребёнка в занятия коммуникативно-творческой направленности. Обеспечение речевой практики в различных видах деятельности.
• Взаимодействие учителя-дефектолога и специалистов ДОО для эффективной реализации системы коррекционно-педагогической работы.
• Щадящий педагогический режим (учет темпа деятельности, динамики работоспособности; снижение доли механической нагрузки; минимизация ситуации дефицита времени).
• Комплексная подготовка к школе.
• Чёткая организация режима дня дошкольника (достаточная продолжительность сна, рациональное питание, прогулки на свежем воздухе).
• Проведение общеукрепляющих, оздоровительных мероприятий.
• Обучение умению доводить начатое дело до конца.
• Расширение представлений об окружающей действительности.
• Формирование представлений о себе, окружающем мире.
• Поощрение интереса к продуктивным видам деятельности (лепке, рисованию).
• Осуществление взаимосвязи с образовательной организацией (посещение родительских собраний, консультаций педагогов).
II. Цели, задачи, формы организации коррекционной работы
Цель психолого-педагогического сопровождения - развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Задачи:
1. Развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь).
2. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль и саморегуляция).
3. Расширение представлений о себе и об окружающем мире, обогащение словаря.
4. Развитие коммуникативных навыков.
5. Охрана и укрепление психологического здоровья: стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта пребывания ребенка в ДОУ.
Специфические задачи развивающего обучения детей с ЗПР :
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: мелкой моторики рук, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
2. Обогащение кругозора, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
3. Формирование мотивации к познавательной деятельности.
4. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность.
5. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.
6. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, классификации, умозаключений и др.).
7. Организация благоприятной социальной среды.
8. Системный и планомерный контроль за развитием воспитанника с ЗПР педагогами - членами психолого-педагогического консилиума ДОУ.
III. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в коррекционной работе.
IV. Взаимодействие с родителями
Система работы по взаимодействию команды специалистов с родителями:
№ Блок Содержание Формы и методы
1 Информационно-аналитический предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи оказывать помощь в развитии речи ребенка. опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт, специальные диагностические методики.
2 Практический содержится информация, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей с ОВЗ и их развитием. 1) Групповые (родительские собрания, мастер-классы, открытые занятия);
- Индивидуальные (консультации, открытые индивидуальные занятия специалистов);