Светлана
Организация исследовательской и проектной деятельности школьников на базе сельского эколого-биологического центра
▼ Скачать + Заказать документы
Организация исследовательской и проектной деятельности школьников на базе сельского эколого-биологического центра
Сыромятникова Светлана Константиновна
педагог Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»
села Крест-Хальджай Томпонского района
«Организация исследовательской и проектной деятельности школьников на базе эколого-биологического центра села Крест-Хальджай Томпонского района» Республики Саха (Якутия) «Organization of research and design activities of students on the basis of the ecological and biological center of the village of Krest-Khaldzhai Tomponskу district»
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Аннотация
Роль дополнительного образования в организации исследовательской и проектной деятельности школьников один из путей самореализации и повышения мотивации учащихся внеурочной деятельности. Организация этой деятельности обеспечивает учащимся ситуации: о выбора направленности и форм деятельности, о проявления самостоятельности, оценки своей деятельности.
The role of additional education in the organization of research and project activities of schoolchildren is one of the ways of self-realization and increasing the motivation of students in extracurricular activities. The organization of this activity provides students with the situation : about the choice of direction and forms of activity, about the manifestation of independence, the assessment of their activities.
В 2000 году был создан эколого-биологический центр в село Крест-Хальджай Томпонского района. Цель создания экологического центра заключалась в формировании экологической культуры, организации научно-исследовательской работы и выработки нового экологического мышления у подрастающего поколения. В настоящее время село Крест-Хальджай работает 3 дополнительных образований: школа искусств, детско-юношеская спортивная школа и эколого-биологический центр. Поэтому есть выбор для учащихся в дополнительном образовании. Несмотря на это, в нашем центре ежегодно занимаются около 100 учащихся.
Нашим центром с 2008 года был организован лагерь «Юные натуралисты Томпо», где учащиеся ежегодно исследуют под руководством педагогов дополнительного образования и с научными сотрудниками Института биологических проблем криолитозоны флору и фауны родной местности, проводят фенологические наблюдения отдельных видов растений. Для этих целей была построена туристическая база в местности «Уеттээх»на берегу реки Алдан для проведения исследовательских работ, на 12км отделенности от населенного пункта. Для проживания построен балаган на 12х6кв. м. душ,летний сарай,туалет, домик на 4х4м. кв. Немаловажную роль для проведения научно-исследовательских работ имеет оснащение необходимым инвентарем, мини-экспресс лабораторией и литературой для полевых работ. Системная работа отрядов орнитологов, ботаников, энтомологов позволяет более объективно изучить экосистему местности. Чтобы выявить новые виды растительности, птиц, насекомых создан специальный журнал ежегодных записей, где фиксируется новые находки. В обязательном порядке проводятся волонтерские работы, проверка состава воды реки Алдан.
В условиях дополнительного образования выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследовательской деятельности учащимися происходит в момент выбора кружков, которые они посещают. Тема должна быть актуальной, практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Например в особо охраняемой зоне можно наткнуться на элемент неожиданности, необычности. Чтобы дети загорелись новыми идеями руководитель должен информирован новейшими методами исследования и в курсе новых технологий. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность учащимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня для широкой общественности. И главный результат этой работы- формирование и воспитание экологически грамотной личности владеющей проектно- исследовательской технологией на уровне компетентности.
Эффективность применение проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:
• Происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности
• Вводятся элементы исследовательской деятельности
• Формируются личностные качества воспитанников
• Происходит включение воспитанников в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества- способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмыслить как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).
• Навыки межсетевой коммуникации
Содержание организации проектной и исследовательской работы :
Стадии работы Содержание работы Исследовательская деятельность учащихся Индвидуальная деятельность педагога
Подготовка к проекту -знакомство с основами проектно-исследовательской деятельности
-выбор темы проекта по своему интересу
- определение места проведения исследований, его описание.
-работа над темой проекта 1обсуждение темы с педагогом
2 получение дополнительной информации
3 определение цели и задачи проекта
- знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует обучающихся
- помогает в определении темы и цели проекта
- наблюдает, дает советы над проектом
Планирование проекта - определение источников необходимой информацией (сайт, книг, журналов)
- определение способов сбора информации
- поэтапное выполнение задачи проекта
-выполнение исследования по плану -Предлагает идеи,
-высказывает предложения
- корректирует ход работы
исследование -выбор тем для исследования
-наблюдение, учет
- заполнение общих таблиц,результатов исследования
- сбор материалов, гербариев - выполнение исследовательской работы
- оформление результатов
-планирование и проведение самостоятельных исследований - помочь планировании и проведении исследования
- обучение аргументированию своих суждений и технологии проведения исследования
Представление и защита проекта - выступления НПК докладом Участие в различных НПК, конкурсов Обучение умению презентовать результаты своей работы, объяснять, доказывать, защищать свою идею, отвечать на вопросы экспертов.
Занимаясь исследовательской практикой, учащиеся приобретают специальные знания, проводят исследования и выполняют творческие работы. Необходимо будущему поколению изменить отношение к окружающей природе, найти выход из создавшегося положения. Только приобщаясь с природой, занимаясь исследовательской деятельностью, дети становятся убежденными сторонниками того понятия, что именно во взаимодействии с природой человек постепенно, в процессе труда, формируется как социальное существо.
Спасибо за внимание!