Ирина Шефер
Организация исследовательской деятельности в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Организация исследовательской деятельности в работе с дошкольниками.
Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Поэтому проектно-исследовательская деятельность в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе.
Публикация «Организация исследовательской деятельности в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
При проведении экспериментов придерживаются следующей структуры :
1. постановка проблемы;
2. поиск путей решения проблемы;
3. проведение наблюдения;
4. обсуждение увиденных результатов;
5. формулировка выводов.
Исследовательская деятельность, как стержневая, может быть "обрамлена" другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания:
1. Чтение небольшого художественного произведения, водящего в конкретную тему - затем собственно исследовательская деятельность.
2. Исследовательская деятельность - затем продуктивная деятельность, продолжающая тему.
3. Исследовательская деятельность - затем сюжетно-ролевая игра.
Эксперименты бывают индивидуальные или групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.)
Типы исследований :
1. Опыты (экспериментирование).
2. Коллекционирование (классификационная работа).
3. Путешествие по карте.
4. Путешествие по "реке времени".
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности - наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Детское экспериментирование имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (т. к. именно в дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим,и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух, нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми, не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов, необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу.
Слышимая им речь оказывает существенное влияние на развитие его речи, поэтому к ней предъявляются определенные требования.
Речь взрослого должна быть:
• по возможности чаще адресована индивидуально конкретному ребенку. Этим обеспечивается привлечение внимания ребенка к речи и готовность ответить на нее;
• эмоционально окрашенной. Эмоциональное содержание, выраженное определенным тоном, ребенку часто более понятно, чем смысл слова;
• правильной, отчетливой, неспешной;
• понятна ребенку по содержанию, касаться интересных для него тем. Этим обеспечивается вовлеченность ребенка в речевой контакт со взрослым и его активность в этом процессе;
• более сложной, чем речь ребенка и по структуре и форме фраз, и по лексической новизне. Она должна давать ребенку более сложные образцы, чем те, которыми ребенок уже владеет.