Галина Бикташева
Организация инновационной и опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:
• развитие индивидуальности воспитанников;
• развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
• повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
• стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
Публикация «Организация инновационной и опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
• повышение интеллектуального уровня детей;
• развитие креативности и нестандартности мышления.
Дошкольники представляют собой прирожденных исследователей. И подтверждением этому служит — их любознательность и непрерывное стремление к экспериментам, желание все время находить решение при наличии проблемной ситуации. Сведения об окружающем мире усваиваются более прочно и надолго тогда, когда ребенок видит, слышит и делает все самостоятельно.
В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, устанавливать взаимосвязи и закономерности. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность. Организуя работу по экспериментальной деятельности, мы предусматриваем включение дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, детям предоставляется возможность приобретать знания самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Мы стремимся видеть воспитанников общительными, любознательными, творческими, самостоятельными личностями, которые умеют ориентироваться в окружающей обстановке и успешно решать появляющиеся проблемы, что в большой степени зависит от нас. Все исследователи экспериментирования выделяют главную характерную особенность познавательной деятельности ребят : малыш познаёт объект в процессе практической работы с ним, выполняемые ребёнком практические действия несут познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, формируя условия, в которых раскрывается содержание конкретного объекта.
Чтобы дети самостоятельно могли найти ответы на все свои вопросы, мы начали в ДОУ исследовательскую экспериментальную деятельность по теме : «Эколята -исследователи». Педагоги стараются обратить внимание ребят на то, что даже привычные объекты: вода, солнце, воздух, песок заключают в себе довольно много неизвестного. Начиная с раннего возраста, детям требуется прививать навыки экологически грамотного отношения в природе, в быту, в повседневной жизни. Новизна инновационного проекта заключается в том, что используя метод проектов в экологическом развитии детей через экспериментально-исследовательскую и экскурсионную деятельность дети становятся самостоятельными, любознательными, изобретательными, способными рассуждать и мыслить логически.
Этапы реализации инновационного проекта
1. Подготовительный (2018-2019)
Деятельность педагогов, родителей, социальных партнеров:
- формулировка проблемы, целей, задач, прогнозируемых результатов, определение продукта проекта;
- планирование поисково-исследовательской деятельности;
- создание детского центра исследований;
-составление договоров с социальными партнерами;
- создание предметно пространственной среды
-определение тем проектов
Деятельность детей :
-введение в игровую ситуацию
-вхождение в экспериментально-исследовательскую деятельность
- выполнение творческих работ
2. Практический (2019-2020)
Деятельность педагогов, родителей, социальных партнеров:
- реализация проектов;
- организация экскурсий в Кемеровский краеведческий музей, СЮН;
-проведение семинаров, круглого стола с целью обмена опытом
Деятельность детей :
-участие в проекте
- участие в творческих конкурсах, публичных выступлениях;
-оформление альбомов, коллекций, макетов.
3. Заключительный (2020г)
Деятельность педагогов, родителей, социальных партнеров:
-проведение анализа полученных результатов, их оценка с точки зрения поставленных целей и задач;
-презентация проектов экспериментально-исследовательской деятельности;
-составление методического пособия, представления опыта на научно-практических конференциях различного уровня и в научных изданиях.
Деятельность детей :
- участие в конкурсах различного уровня.
Методика выполнения экспериментирования в педагогическом процессе не является слишком сложной. В детском учреждении не должно присутствовать четкой грани между простой жизнью и осуществлением опытов. Эксперименты не являются самоцелью, они лишь метод знакомства с окружающим миром, в котором детям предстоит существовать. Работа осуществляется во второй половине дня, один раз на в две недели по 10-30 минут в зависимости от возрастной группы. В работе с детьми применяется индивидуальный подход, который строится на основе восприятия, которое связано с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на конкретное предложенное задание. Для эффективного и успешного воспитательно-образовательного процесса по указанному направлению, в группах ДОУ выполнено преобразование предметно-развивающей среды и сформированы центры экспериментально-поисковой работы. Также ДОУ заключило договор с Кемеровским областным краеведческим музеем по программе " Растем вместе с музеем". Сотрудники музея приезжают в ДОУ и рассказывают про природу Кузбасса, а также родители вместе с детьми посещают музей по выходным.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».Педагоги ДОУ, также родители считают, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.