Ирина Подгорнова
Организация инновационной деятельности в ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
Организация инновационной деятельности в ДОУ.
Инновационная деятельность. Что это такое?
«Инновационная деятельность","педагогические инновации "-относительно новые понятия для сферы образования, включая систему дошкольного образования. В последние 10-12 лет в связи с изменением социально-экономических условий в России, интеллектуализацией многих видов деятельности человека, развитием научных исследований в области образования, вариативности образования, в том числе и дошкольного, резко возросла актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания.
Публикация «Организация инновационной деятельности в ДОУ,» размещена в разделах
Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на поиск новых путей, подходов к решению каких-то проблем.
Сегодня я хочу рассказать Вам об инновациях, которые использую в игровой деятельности.
Игра – один из видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая им различным действиям с предметами, способами и средствами общения. В игре ребенок развивается, как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
В настоящее время одной из приоритетных задач в нашей стране, стоящий перед педагогами является сохранение и укрепление здоровья детей в воспитательно-образовательном процессе процессе. Эта задача является приоритетным направлением работы и нашего ДОУ. Поэтому педагоги нашего учреждения стараются истользовать здоровьесберегающие технологии в игровой деятельности. Мною разработана оздоровительная программа «Будь здоров!», один из разделов посвящен, как раз игровой деятельности : игровой массаж «Поиграем с носиком», «Поиграем с ушками», «Поиграем с ручками», игровой самомассаж и взаимомассаж, игры на профилактику плоскостопия «Бегущая скалка», «Заяц елочки и мороз», и формирования правильной осанки «Ходим боком», «Восточный официант», игры на предупреждения переутомляемости глаз «Комарик», «Яблоко»,
а так же игры на снижение агрессии детей «Улей», «Еж» и другие.
Создана картотека игр по формированию ЗОЖ, на данный момент работаю над созданием картотеки «Игротерапия» (игры, которые лечат)
С ведением ФГТ гендерное воспитание стало наиболее актуальным, и всё больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причём начиная уже с дошкольного возраста.
При планировании своей работы, учитываю особенности пола. Так, например: мальчикам необходимо большое пространство, а девочки любят небольшие укромные уголки. Мальчики и девочки не одинаково относятся к игрушкам. У девочек чувства активнее, эмоциональнее, описывая кукол, они употребляют слова: «красивая», «родная», «хорошая», стараются упомянуть о деталях одежды и внешности кукол. Мальчики же обращают внимание на возможности своей игрушки: «умеет стрелять», «никого не боится», «всех побеждает». Обратив на это внимание, стала лучше понимать желания детей в выборе игрушек. В повседневной жизни приучаю мальчиков и девочек оказывать знаки внимания, обмениваться комплиментами, дарить друг другу «сувениры».
В подвижных играх стараюсь соблюдать полоролевой подход. Содержание игр имеет различия и отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. В играх для мальчиков делается упор на развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – на чувство ритма, красоту движений, гибкость. Этот подход осуществляем через деление детей на две подгруппы. Методические приёмы имеют различия в подборе упражнений, в продолжительности, оборудовании, роли в подвижных играх, в оценке детей, акцентировании внимания детей на мужских и женских видах спорта.
Работа с дошкольниками с использованием дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек даёт ощутимые результаты. Мальчики убеждаются в своей «мужской» силе, а девочки – в «женской» умелости.
В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Считаю, что игры с применением элементов ТРИЗ снимают чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение.
ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.
На данный момент мною создается картотека игр с элементами ТРИЗ.
В последние годы стало появляться много детей с нарушениями в речевом развитии. При этом у них часто наблюдается заниженный уровень речевого общения, агрессивность, неумение и нежелание уступать друг другу, быть терпимее и доброжелательней. Замечается также нередко быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, что ведёт к ограничению речевой практики, что, в свою очередь, задерживает развитие коммуникативных навыков.
Причин таких отклонений существует несколько. Это и нарушения экологического равновесия, и проблемы, возникающие в обществе: рост насилия и жестокости в жизни и на экране телевизора, снижение уровня жизни значительной части населения, неправильное питание и нездоровый образ жизни будущих родителей, появление большого количества асоциальных семей, где не всегда рождаются дети с нормальным уровнем развития. Большая часть родителей занята зарабатыванием денег, на общение с детьми нет ни времени, ни желания. Часто компьютер и телевизор заменяют живое общение между родителями и детьми.
Воспитателям приходится работать с разными детьми, а особенно нам в логопедической группе. Мы в своей работе обращаем большое внимание на развитие речи и общую коррекцию поведения детей. Существует много приёмов и методов, которые помогают исправлять нарушения и развивать детей. Я хочу остановиться на одном из них подробнее. Это использование в своей работе с детьми игр с песком. В этом году мы решили заняться песокотерапией, планируем использовать песок круглый год.
Дети очень любят игры в песке. В течение всех летних месяцев они неустанно «трудятся» в песочнице: строят башни, замки, дворцы, «стряпают» пироги, «пекут» торты и пирожные. Песок помогает детям находить взаимопонимание. Обладая способностью снимать агрессивную энергию, он позволяет совершенно мирно «уживаться» в песочнице большому количеству детей, строить совместные планы и осуществлять их. У них возникает потребность в общении друг с другом, что, конечно же, благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков, развитие речи.
Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.
С наступлением зимы, мы не хотим прощаться с играми в песке до весны. Мы у себя в группе изготовили «минипесочницу». И теперь играем в игры, например,
1. Игра «Чей след?». На столе выставляется некоторое количество предметов. Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки. Один из детей отворачивается, а другой делает отпечаток на песке одним из предметов. Первый ребёнок, открыв
глаза, должен отгадать предмет, которым был сделан отпечаток.
2. Игра-эстафета «Передай другому». Дети становятся в колонну. Последнему из них воспитатель «рисует» на спине любую букву или цифру, если дети их уже знают. В противном случае можно нарисовать геометрическую фигуру или что-то другое. Ребёнок «рисует» это же изображение впередистоящему. Этот ребёнок – следующему. Самый первый должен изобразить этот рисунок на песке. Затем сравнивается с тем, который был задуман. Если дети встанут в две колонны и получат задание на скорость, то это будет уже эстафета.
3. Самостоятельные игры. В свободное время наши дети с удовольствием играют самостоятельно в «минипесочнице». Для этого у нас создана большая коллекция мелких игрушек: машинки, животные, камешки, ракушки, солдатики, бусинки, деревья, домики и многое другое. Детьми создаются разные панорамы для игр. Это и улицы с домами, деревьями, дорогами, с движущимся по ним, транспортом. Это зоопарк с животными и насекомыми. Песочница позволяет детям разыгрывать настоящие спектакли, что способствует развитию их речи, коммуникативных способностей, развивает фантазию, содействует обеспечению эмоционального комфорта, психического благополучия, что делает детей более добрыми и терпимыми, помогает корректировать их поведение.
Детей необходимо приобщать к игре. Воспитателям необходимо быть в курсе инноваций в игровой деятельности, ведь от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.