Евстигнеева Яна Сергеевна
Организация игр с дошкольниками в целях их речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
. Игры, влияющие на речевое развитие детей
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей ДОО.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Темочки
21 век – век компьютерных технологий. У современны детей, есть все, для их развития : компьютеры, планшеты,телефоны, телевизоры, но, к сожалению все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
Период дошкольного детства представляет собой время, когда ребенок активно учиться общаться на родном языке, а также развивает свою речь во всех аспектах, таких как звукопроизношение, словарный запас и грамматика.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который обеспечит его способность эффективно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, успешно учиться в школе и понимать литературу, телевизионные и радиопередачи. Поэтому, развитие речи у детей дошкольного возраста следует рассматривать как одну из существенных целей, перед которыми стоит образовательная система.
Практика показывает, что, дети, обладающие богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, не испытывают проблем в процессе обучения. Они быстро осваивают навыки чтения и письма. Речь, таким образом, является эффективным инструментом для развития высших функций психики. Ее развитие тесно связано с формированием личности в целом, а также влияет на все основные психические процессы. Речевое развитие, занимает важное место в ФОП ДО.
В начале года выявила проблемы речевого развития детей своей группы компенсирующей направленности:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить предложение;
- бедность речи, недостаточный словарный запас;
- бедная диалогическая речь, неспособность построить монолог;
- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи;
- плохая дикция.
В целом уровень речевого развития у детей я охарактеризовала как неудовлетворительный. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность детей, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребёнка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.
Исходя из этого я поставила перед собой важную цель: создать максимально благоприятные условия для развития речи у детей при помощи игровых технологий. Я считаю, что игра является самым мягким и комфортным способом обучения детей. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речевое развитие у детей. Занятия по развитию речи в игровой форме приносят отличные результаты. Все дети проявляют желание участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную активность, расширяет словарный запас, развивает наблюдательность, способность выделять главное, умение конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать усвоенные знания.
Для повышения эмоциональной активности детей использую
Проблемные вопросы, сюрпризные моменты, воображаемые и игровые ситуации. Разыгрываются мини сценки, несущие детям познавательную информацию.
Дети с большим удовольствием принимают участие, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки.
Создание развивающей предметно-пространственной среды
На развитие речи детей дошкольного возраста большое влияние оказывает развивающая среда. Поэтому, мной постоянно ведётся обогащение центра речевого развития практическими материалами дляорганизации образовательной деятельности. Я использую разнообразные пособия и игры, включая как готовые продукты промышленного производства, так и те, которые я создаю самостоятельно. В центре речевого развития, находятся материалы для проведения артикуляционных упражнений в игровой форме, комплексы пальчиковых игр, игры для расширения словарного запаса, развития грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха, знакомства со звуками и буквами.
Игры для развития мелкой моторики
Игры для развития мелкой моторики рук являются неотъемлемой частью процесса воспитания и обучения детей. Особенно полезны игры, которые используют предметы из домашнего обихода, такие как прищепки, пуговицы, бусины и крупы. «Чудесный мешочек», «Мозаика», «Пуговицы рассыпались». Очень полезны и речевые упражнения. Например, игра «Какая пуговица?» позволяет ребенку описывать различные пуговицы по их цвету, размеру или форме. Игра «Подбери и расскажи» требует от ребенка описать предмет, который подходит к определенной пуговице. Это помогает развивать речевые навыки и улучшать понимание связей между предметами.
Схемы для развития связной речи детей
В своей работе я использую метод мнемотехники. Ведь метод мнемотехники является эффективным инструментом в обучении детей и обогащении их словарного запаса. При использовании этого метода, дети не только эффективно запоминают новые слова и выражения, но и обучаются составлению рассказов, пересказу художественной литературы, отгадыванию и загадыванию загадок, а также заучиванию стихов.
Дидактические игры по развитию речи
Я убеждена в том, что дидактические игры по развитию речи - это доступный, полезный и эффективный метод воспитания и обучения детей. Посредством правильно организованных игр дети могут развивать связную и диалогическую речь, учиться менять интонацию и ритм речи, согласовывать движения с произносимыми словами, а также обучаться активному слушанию и сотрудничеству со своими игровыми партнерами.
В процессе игры дети осваивают новые знания, применяя ранее усвоенные в новых контекстах. Развивая свою речь, память, внимание, логическое мышление и зрительное восприятие, дети активно развивают волю, фантазию и воображение. Моя методика проведения дидактических игр по развитию речи включает несколько этапов. Вначале я знакомлю детей с содержанием игры и дидактическим материалом, который будет использоваться. Объясняю правила игры и обучаю детей их соблюдать. Показываю игровые действия и помогаю детям правильно выполнять их, объясняя последствия неправильного выполнения. Я также определяю свою роль в игре и провожу анализ игры, чтобы узнать, какие приемы являются эффективными и какие нуждаются в улучшении.
В ходе проведения игры я стараюсь создать комфортные условия для детей, чтобы каждый из них чувствовал свои успехи и мог достичь своих целей. Стремясь активно включить детей в образовательный процесс, я предоставляю им возможность работать в парах, малых группах или микрогруппах, где они могут обсуждать и обмениваться мнениями. Имея опыт проведения дидактических игр, я с уверенностью могу сказать, что такой подход к развитию речи детей приносит значительные результаты. Все дети проявляют интерес и активное участие в этом процессе, который стимулирует их мыслительную активность, расширяет словарный запас и развивает умение наблюдать, анализировать и систематизировать информацию о предметах и явлениях. В будущем я планирую создать интерактивную папку «Играйка-Развивайка", которая будет многофункциональной и направлена на поддержку детской инициативы. В ее состав будут входить игры с буквами и различными заданиями, способствующими развитию речи детей. Это позволит мне продолжать эффективную работу по развитию речи детей, в то время как они будут наслаждаться игровым процессом.
- Дидактическая игра «Подбери рифму».
- Дидактическая игра «Составь предложение».
- Дидактическая игра «Составь слово».
- Дидактическая игра «Подбери букву».