Елена Васильевна Алексеева
Организация и проведение этических бесед с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте интенсивно развиваются моральные чувства у детей, усваиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и моральные навыки, начинают складываться взаимоотношения со взрослыми и ровесниками. Наиболее эффективным средством этического воспитания дошкольников является взаимосвязь знаний о сути поступков и событий с организацией поведения. Разъяснение норм морального поведения осуществляется на специально отведённых для этого занятиях в форме этических бесед. Основная цель этических бесед – воздействие на сознание и чувства детей, углубление представлений и понятий о нормах поведения. Источником для этических бесед являются факты, явления, события самого детского коллектива, события, которые совершаются в стране, свидетелями которых являются дети, а также содержание художественных произведений. Задача педагога – воспитывать у детей гуманизм, расширять и углублять представления о добре, взаимопомощи, справедливости, честности, дружбе, формировать навыки культуры общения и поведения. Необходимо вырабатывать навыки этического общения с людьми при встрече, расставании, закреплять знание правил вежливости (благодарить за оказанные услуги, приветливо здороваться, прощаться, уступать место, оказывать помощь, проявлять внимание). Расширять и закреплять представления о добрых взаимоотношениях в семье, воспитывать уважительное отношение к старшим. Дать представление о том, как дарить подарки, поздравлять друзей, родных, близких. Необходимо учить детей правилам поведения в общественном транспорте (говорить тихо, не привлекая к себе внимания; не мешать другим, умению пользоваться телефоном, культурно разговаривать по телефону. Закреплять правила поведения на концерте, в театре, на празднике, в музее. Дать представление об особенностях поведения мальчиков и девочек, о необходимости и желательности правильных, красивых взаимоотношений между ними. Важной задачей является воспитание необходимости соблюдения правил личной гигиены, представление об аккуратности одежды и вещей, навыков культурного поведения за столом (сидеть прямо, не разговаривать с набитым ртом, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться столовыми приборами – всё это неотъемлемые черты воспитанного человека). Этические беседы имеют следующую структуру: тему, цель, начало беседы, ход, конец беседы. Основным методом являются вопросы. Этические беседы проводятся с коллективом детей, с подгруппой, индивидуально. Они не должны носить характер назиданий, указаний, упрёков. В непринуждённой форме дети вспоминают события, которые пережили сами или о которых узнали из книг. Очень важно, чтобы в беседе принимали участие все дети: сравнивали, сопоставляли действия литературных героев со своими собственными. Последовательность вопросов в беседе должна подводить детей к выделению морального правила, которому необходимо следовать в повседневной жизни, в общении с окружающими. Важно также в ходе беседы использовать иллюстративный материал, музыку, презентации. Для определения тематики этических бесед необходимо руководствоваться программой, а также наблюдением за поведением детей в повседневной жизни, игровой и трудовой деятельности. Важен и глубокий анализ поступков, положенных в основу этических бесед, что позволяет наметить темы предстоящих бесед. Пробудить в детской душе способность сопереживать, сострадать, радоваться – значит уже в дошкольном возрасте подготовить благодатную почву для развития гуманных чувств.