Рамазанова Марьям Абдулхаевна
Организация и проведение игр в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
Организация игр в средней группе
Дошкольный возраст - важный этап в жизни ребёнка.
В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире.
Публикация «Организация и проведение игр в средней группе» размещена в разделах
В данный период закладываются основы нравственности. Ребёнок усваивает основные моральные нормы, нормы поведения. Возрастает активность ребёнка в разных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной). Возникает самостоятельность игровой деятельности. Основным путем педагогического воздействия на ребёнка является правильная организация всех видов детской деятельности и использование наиболее эффективных форм руководства ими.
Условно все детские игры можно разделить на две большие группы :
1. сюжетно-ролевые творческие игры.
2. игры с правилами.
Сюжетно-ролевые творческие игры включают в себя:
а) игры на бытовые темы;
б) с производственной тематикой;
в) с общественно-политической тематикой;
г) театрализованные игры;
д) игры-забавы и развлечения.
.
Ребенок учится в каждом из семи её видов:
· сюжетно-ролевая;
· строительная;
· театральная;
· дидактическая;
· музыкальная;
· игра – забава
К играм с правилами играм относятся:
1. Дидактические игры: с предметами и игрушками, словесные.
Дидактические игры, настально - печатные, музыкально-дидактические.
2. Подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, с элементами спортивных игр.
МЕХАНИЗМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Всякая игра - свободная деятельность.
2. Игра - это жизнедеятельность детей.
3. Изолированность игры (у любой игры есть место и время).
4. Создание игровых ассоциаций - круг играющих, не изолированных друг от друга, имеющих выполнять роли (в том числе и главную).
5. У каждой игры есть правила, которые дети должны выполнять. Даже в творческой игре есть правила взаимодействия.
Для реализации развития социально-игрового опыта необходимо: 1. Игровой педагог, т. е. носитель игрового опыта.
2. Использование резервных возможностей и опыта народной педагогики.
3. Преодоление тенденции использования в работе игр одного вида.
4. Учет интересов и желаний детей.
5. Грамотное управление игровой деятельностью: проектирование; предметно - развивающая среда; диагностика.
Воспитатель должен уметь подыграть, создать игровую ситуацию, поддержать инициативу, опереться на чувства, использовать юмор и предвосхищающую оценку.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА
При организации предметно-развивающего пространства необходимо учитывать развивающий характер игры; особенности коллектива и каждого-ребёнка.
В каждом возрасте - мы наблюдаем особенности в развитии игры:
· младший возраст - режиссерская игра (игра-манипуляция с предметами).
· средний возраст - ролевая, игра- диалог.
· старший возраст - игры с правилами, режиссерская, игра - фантазия, сюжетосложение.
В группе должны присутствовать все виды игр и игрушек -(сюжетные, дидактические, моторные, театрализованные и т. д.); игрушки для мальчиков и девочек; игрушки для совместных и самостоятельных игр; личные игрушки детей (из дома).
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ:
Моделирование игровых ситуаций, игры раскрыты.
Используются: ширмы, предметы-заместители; игрушки, обозначающие внешний вид или знакомые роли; повторяются орудия и действия взрослых; используются функциональные атрибуты (разбирать, крутить, сажать, открыть).
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ :
Дети непоседливы, требуют двигательной активности, поэтому должно быть открытое пространство.
Игровая ситуация моделируется по схеме: взрослый + ребёнок.
Снижается количество образных атрибутов - больше заместителей,
одна игрушка появляется в разных играх; атрибуты игр направленные на взаимодействие (телефоны, рупоры, микрофоны); ряженье под взрослых (фотограф, капитан и т. д.); "волшебные коробки" (бросовый материал - ткани, бутылочки, прищепки, кубы-вкладыши.
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ:
Игровая ситуация моделируется детьми, используются сигнально-опорные игрушки, все остальное моделируется.
Используются атрибуты для развития знаковой функции (символы).
Предлагается создавать игровые комнаты, задействовать музыкальный и физкультурный зал для развития сюжетно-ролевых игр.
СЮЖЕТЕО - РОЛЕВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ
Необходимыми элементами обеспечивающих интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребёнка, является знание - действие – общение. Это первое условие игры, как увлекательной деятельности - наличие у ребёнка знаний об окружающих его предметах (их свойствах, качествах, назначении, о событиях и явлениях реального мира.
Знакомство с миром у ребенка начинается с наблюдений, которые сопровождаются и направляются объяснениями взрослых, дополняются рассказами, чтением, рассматривание картинок.
Все это не воспринимается ребёнком сразу. Требуется освоение полученных впечатлений в практической деятельности - в игре.
В игре ребёнок приобретает и новые знания; играя, ребёнок на практике учится различать предметы по форме, величине, окраске, правильно использовать их в зависимости от их качеств, игра служит толчком к расширению знаний - ребёнок задумывается над тем, что видел, у него возникают вопросы.
Этим непременно должны воспользоваться взрослые, чтобы расширить и углубить знания детей.
Руководство игровой деятельностью должно основываться на знании закономерности её развития. Основной путь развития игры под влиянием воспитания заключается в следующем: жизнь отражается в игре все полнее и реальнее, содержание игр расширяется и углубляется, мысли и чувства становятся более осознанными, глубокими, фантазия делается богаче; игра приобретает более целенаправленный характер, появляется согласованность действий участников.
Основной вопрос методики руководства творческой игрой - влияние её на содержание, от которого зависит её воспитательное и образовательное значение.
Процесс руководства творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ :
1. Чтобы дети играли, воспитатель должен играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом так, чтобы детьми усваивался новый более новый способ построения.
2. При формировании игровых умений необходимо ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнеру.
З. Игры от однотемных сюжетов и одноперсонажных переходят к многоперсонажным, а затем к многотемным.
4, Игры должны быть как совместные, так и самостоятельные.
ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА ИГРАМИ:
1. ПРЯМЫЕ:
внесение атрибутов, которые не требуют специального обучения взятие на себя роли подсказка в ходе игры, внесение нового атрибута, направление игры в нужное русло, переключение внимания на другую игровую ситуацию. Прямые приемы используются во всех возрастных группах.
2. КОСВЕННЫЕ:
младший возраст:
- подготовка к игре (чтение и заучивание стихов, дидактические игры, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, картин, чтение небольших рассказов.
средний возраст :
- целевые прогулки и экскурсии, чтение литературных произведений, конструирование из природного материала и бумаги, работа с родителями (консультации, информационные папки).
старший возраст:
- чтение отрывков из газет и журналов, рассматривание картин и плакатов, изготовление атрибутов на занятиях по труду, беседы, знакомство с трудом взрослых.
МЕТОДИКА:
играть каждый день с 1-2 детьми по 5-7 минут, с подгруппой 10-15 минут. Вводить телефонные разговоры со второй половины года.
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ :
1. Формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и вновь обозначать ее для партнера.
2. Использование многоперсонных сюжетов для определения ролевой структуры (где одна роль непосредственно связана с остальными).
3. Ролей должно быть больше участников, т. е. одному ребёнку придется исполнять несколько ролей.
4. В ходе игры дети должны выполнять многообразные ролевые связи и разные типы ролевых отношений: специфические - врач - больной: управления-подчинения (капитан-матрос); взаимопомощи.
ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА:
Средний возраст :
отбор игр, в которых закрепляются и уточняются знания о свойствах и качествах предметов, их назначении;
Воспитатель продолжает активно участвовать в игре, но чаще роль ведущего поручается детям;
Правила игры объясняются до её начала, при подведении итогов акцентируется внимание на успехах, даже незначительных, чаще организуются словесные игры, игры на внимание.