Зарина Эльбрусовна Тадтаева
Организация досуга школьников: методы, содержание, технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Досуг – это одна их форм детской жизнедеятельности. Содержание досуга – это совокупность элементов детских увлечений, интересов, хобби. К структурным элементам содержания досуга можно отнести: кино, телевидение, техническое творчество, прикладной труд, художественное творчество, книги, экологическая деятельность, спорт, театр, музыка, туризм, коллекционирование и т. д. Наука раскрывает приблизительно более сорока главных составляющих элементов досуга. Каждый элемент имеет свои формы, вариации, модели.
По содержанию досуг детей необходимо подразделить на ряд групп (Шмаков С. А.).
Публикация «Организация досуга школьников: методы, содержание, технологии» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
Первая группа связана с восстановлением различных сил ребенка. К ней необходимо отнести прогулки на свежем воздухе, спорт, вечера отдыха, забавы, развлечения, игры.
Спорт, двигательная деятельность активизирует физическую активность детей и способствует укреплению здоровья, развитию выносливости, ловкости.
Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям. К ней можно отнести чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т. п. Содержание данной группы досуга стимулирует познавательную активность детей, способствует освоению общечеловеческой культуры, исторических, литературных ценностей, формированию мировоззрения детей.
Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью. К данному содержанию досуга можно отнести:
- научно-исследовательскую деятельность,
- художественно - театральную,
- техническую,
- спортивно-игровую,
- трудовую,
- прикладную деятельность.
Включение детей в эту группу досуга развивает активную жизненную позицию, способствует самоопределению личности, ее самоактуализации в творческой деятельности.
Четвертая группа реализует потребность в общении. К данной группе необходимо отнести вечера встреч, танцы, дискотеки, вечеринки, творческие объединения, клубы, кружки. Общение с другими детьми развивает коммуникативные умения, формирует у ребенка способность использовать различные способы межличностного взаимодействия, быть адаптивным к различным социальным ситуациям.
Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебой детей. Это – выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т. п. Включение ребенка в пятую группу досуга является значимым для развития организаторских способностей, формирования умений самостоятельно организовывать как собственный досуг, так и увлекать сверстников содержательной деятельностью.
Классификация видов досуговой деятельно
сти[/b]
С. А. Шмаков в качестве основания классификации досуговых занятий считает характер осуществляемой ребенком деятельности, которую рассматривает с точки зрения влияния на развитие личности, познавательной деятельности, способностей и задатков ребенка.
Досуг ребенка может быть:
пассивным (зрительский, служительский) и активным (деятельностный);
организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования ребенком свободного времени);
контролируемым и неконтролируемым;
коллективным и индивидуальным;
подражательным и творческим;
опережающим и нормативным.
В педагогических исследованиях (Э. В. Соколов, В. Е. Триодин) выделяются следующие виды досуга: отдых, развлечение, самообразование.
Отдых, который снимает усталость и напряжение, восстанавливает физические и духовные силы человека. При пассивном отдыхе напряжение снимается расслаблением, а также созерцанием природы, размышлениями о жизни, молитвой, непринужденной беседой. При активном отдыхе напряжение снимается физкультурой, чтением, слушанием музыки, работой на садовом участке. Однако, активный отдых не должен вызывать утомление физической или культурной деятельностью.
Развлечение как вид досуговой деятельности имеет компенсационный характер.
Развлекаясь, человек включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать в труде. Развлечениями являются просмотр художественных фильмов, посещение концертов, театральных представлений, спортивные соревнования, путешествия, прогулки, дающие человеку смену впечатлений.
Отдых и развлечения как виды досуга сочетаются в праздниках. В празднике человек получает возможность освободиться от повседневных забот и дел, ощущает эмоциональный подъем и получает возможность открытого выражения чувств.
Самообразование как вид досуга направлено на приобщение людей к ценностям культуры и, как правило, не связано с профессиональной или организованной учебной деятельностью. Оно основано на интересе личности к какой-либо сфере. К самообразовательной досуговой деятельности можно отнести чтение литературы (как художественной, так и научной, публицистической, участие в семинарах, диспутах, деловых играх, прослушивание лекций и музыки, просмотр научно-популярных и, документальных фильмов. Некоторые из видов самообразовательной досуговой деятельности связаны с приобретением знаний и одновременно с развлечением. Так, к примеру, просмотр научно-популярных фильмов связан и с познанием и удовлетворением интересов личности.
Творческие виды досуговой деятельности представляют собой самый высокий уровень досуга, так как именно он поднимает личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их созидателя. К данному виду досуга можно отнести: техническое и художественное творчество, различные хобби, коллекционирование, любительские занятия, например, музыкой, шитьем, вязанием и др.
На различных этапах развития общества интерес людей к видам досуговой деятельности изменялся. В России до начала двадцатого века сфера культурного досуга была слабо развита. Действовали немногочисленные добровольные просветительные общества. Театры, музеи посещала лишь небольшая часть населения. Только библиотеки, по сравнению с другими учреждениями сферы досуга, получили значительное развитие и имели читателей, как в городе, так и в деревне.
Формы организации досуга
В педагогической теории и практике разработано множество форм организации педагогического процесса, а также организации досуговой деятельности детей.
Формы отличаются друг от друга следующими признаками:
1. Количественными. Формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, а также количеством участников. По времени проведения все формы можно разделить на:
- кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);
- продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);
- традиционные (регулярно повторяющиеся).
По количеству участников формы могут быть:
- индивидуальные (воспитатель — воспитанник);
- групповые (воспитатель — группа детей);
- массовые (воспитатель — несколько групп, классов;
2. По видам деятельности: формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности;
3. По способу влияния педагога: непосредственные и опосредованные;
4. По субъекту организации:
организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;
деятельность организуется на основе сотрудничества взрослых и детей; инициатива и ее реализация принадлежит детям.
5. По результату:
- результатом является информационный обмен;
- результатом является выработка общего решения (мнения);
- результатом является общественно значимый продукт.
К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор. В отличие от коллективных форм его влияние на детей более заметно, так как на педагога в большей мере обращено внимание школьников.
Главная его задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой - создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям.
К массовым формам работы педагогов со школьниками относятся различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий педагоги могут выполнять различную роль при использовании этих форм: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника ребят в организации деятельности.
Определяя форму организации досуга, педагог прежде всего ориентируется на содержание деятельности детей, их интересы и потребности.
По рассмотренным выше признакам можно охарактеризовать каждую форму.
Предлагаем схему характеристики формы досуговой деятельности:
1) название;
2) продолжительность проведения;
3) предварительная подготовка или экспромтное проведение;
4) количество участников;
5) организатор деятельности;
6) характер влияния педагога;
7) результат совместной деятельности.
Делая попытки классифицировать формы воспитательной работы, следует также иметь в виду, что существует такое явление, как взаимопереход форм из одного типа в другой. Так, например, экскурсия или конкурс, рассматриваемые чаще как мероприятие, могут стать коллективным творческим делом, если эти формы будут разработаны и проведены самими детьми.
Конструирование новой формы может проходить следующим образом:
выбирается известный тип формы, которая наполняется конкретным содержанием и способами организации деятельности. Например, возникло желание провести конкурс, КВН или тематический вечер;
затем решается вопрос о том, чему они будут посвящены, каким будет содержание.
Другой способ построения формы более логичен, потому что он вытекает из задач мероприятия: за основу берется содержательная идея и после этого осуществляется поиск формы организации, построения, реализации выбранного содержания. Например, педагог и учащиеся решили обсудить проблему взаимоотношений в классном коллективе, а затем определяют форму проведения, разрабатывают структуру, способы организации обсуждения