Светлана Манакова
Организация досуга и развлекательной деятельности для детей с РАС в ГКП
▼ Скачать + Заказать документы
В своём докладе я хотела бы рассмотреть возможности воздействия на внутренний мир ребёнка с расстройством аутистического спектра, на формирование его нравственно-эстетических представлений и становление личности в целом, используя различные виды музыкальной деятельности :досуга, праздников,музыкальных занятий. Социальная адаптация этих детей в первую очередь зависит от коррекции их эмоционально- поведенческих расстройств и эффективности системы музыкально- педагогических мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в развитии личности.
Публикация «Организация досуга и развлекательной деятельности для детей с РАС в ГКП» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- ГКП. Группы кратковременного пребывания
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Основными целями и задачами в своей работе с детьми с РАС я считаю:
• Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка средствами музыки
• Растормаживание речи, расширение творческих возможностей ребенка, переживание успешного опыта музицирования, обогащение двигательного спектра
• Социальная адаптация посредством совместных музыкальных действий
• Упор на самоконтроль,а также предоставление аутичному ребёнку определённых рамок,в которых он мог бы почувствовать реализацию своих возможностей,которые для обычного ребёнка являются естественным видом коммуникации
Музыкальная терапия пытается создать что-то вроде диалога с ребёнком любым способом, в котором предложения к контакту могут поступать с обеих сторон. Большая часть этого обмена информацией в основном осуществляется в понятиях языка телодвижений, сосредоточение на одних и тех же объектах, таких, как воздушный шарик, мяч и т. д. Со временем нужно начать обозначать пением действия, придавая словам одобрительный оттенок, значимость и силу. Музыкальная терапия не может излечить аутизм и снижение интеллекта, но с ее помощью можно взаимодействовать с ребенком в создании музыки, что смягчает негативное поведение ребёнка.
В своей работе я не встретила ни одного ребенка с аутизмом, который не реагировал бы на музыкальные звуки. Эта позитивная реакция явилась причиной распространенного заблуждения, что дети с аутизмом наделены особым музыкальным талантом. Одна из причин, почему музыка здесь так притягательна, заключается в том, что она не требует участия речи, столь трудной для большинства детей с аутизмом. Другая причина кроется в том, что музыка – это тропинка в мир чувств и эмоций – мир, который, как представляется на первый взгляд, чужд ребёнку Я не ставлю перед собой цель превратить этих детей в хороших исполнителей, к которым применимы общепризнанные стандарты, а предлагаю каждому из них такие отношения, которые способствовали бы интеграции различных факторов, опираясь на которые, они могли бы продвигаться по пути взросления и, возможно, жить более полноценной жизнью.
Я воспользовалась неодолимой властью звуков, чтобы затронуть и возбудить к жизни сознательные или бессознательные реакции ребенка, в надежде на то, что музыка сможет не только проникнуть в него, но и поможет ему обратиться к окружающему миру в результате процесса коммуникации. Я стараюсь сделать так, чтобы в обстановке, где ему ничто не угрожает, реакции его стали положительными и обрели смысл. Моя работа нацелена на выстраивание всех возможных взаимоотношений между мной и ребенком, между ребенком и звуками, между звуками музыкальных инструментов и его собственным голосом.
Я надеюсь через музыкальный опыт углубить и «подключить» к общению его слуховое, зрительное и тактильное восприятие, а также двигательный контроль и способность осваивать пространство. Такой опыт нацелен на активизацию многих психических и когнитивных процессов и, по возможности, удовлетворение эмоциональных потребностей. Я надеюсь, что музыкальный опыт поможет ребенку обнаружить в себе творческую силу, выразить себя через звуки, какими бы они ни были – красивыми, неистовыми, резкими или робкими; надеюсь, что мир музыки выведет ребенка из одиночества.
Когда я стала заниматься работой с детьми с расстройством аутистического спектра,то я первым впечатлением от знакомства с ними был шок. Практически полное отсутствие контакта визуального и тактильного, почти у половины отсутствует речь. С чего начинать? Как научить таких детей общаться друг с другом хотя бы на примитивном уровне? Тем более развить в них музыкальные и творческие
способности? Проштудировав просторы интернета и не удовлетворившись результатом, я начала свою работу, что называется методом "проб и ошибок". И как ни странно, стало получаться.
Аутизм - это загадка. Это широкий разброс возможностей от полного погружения в себя до гениальности. Как научить ребёнка пользоваться ими? Присматриваясь к каждому ребёнку, я старалась понять, что ему ближе? В одних случаях это были голосовые звуки, в других - музыкальные инструменты, в третьих - ритм. Постепенно, учитывая эти особенности, я стала понимать, как мне выстроить своё занятие, чтобы ребёнок проявил к нему интерес.
К каждому ребёнку у нас прикреплён воспитатель. Он выполняет роль тьютора. Это настоящая палочка-выручалочка. Вместе мы очень плодотворно работаем на занятиях, выполняя все поставленные мною цели и задачи. Самой главной задачей является не вызывать у ребёнка негативную реакцию. Ведь насильственные действия и новые звуки вызывают у таких детей отторжение. Сначала страшно было всем: и мне, и детям. Поэтому я строила занятия на быстрой смене видов деятельности, понимая, что внимание у ребёнка рассеяно. Каково же было моё удивление, когда я заметила, что дети стали задерживать своё внимание на том виде музыкальной деятельности, который им больше нравился.
Сейчас у нас занимается 14 ребятишек. Немного расскажу о некоторых.
Алёна 5лет. Закрывала уши, плакала, ложилась на пол. Целый месяц я проводила занятия сама с собой, как-будто бы не обращая внимания на неё. Вскоре я заметила, что сквозь слёзы Алёна наблюдает за мной и даже пытается что-то повторить. Так начался наш контакт. Затем её заинтересовал металлофон и она с опаской стала его осваивать.
фото
Алёша 11 лет. Непоседливый, музыкальный, сначала неуправляемый, он в последствии стал любимцем всего коллектива. Сейчас, приходя на занятия он
обнимает всех педагогов. А на наших праздниках Алёша стал настоящей звездой. Настолько ему хочется везде участвовать.
Фото
Дима 13 лет. Не говорящий, но очень любознательный мальчик, проявляющий большой интерес к моему синтезатору. Он как зачарованный, может весь день смотреть как я играю, любит сам дотрагиваться до клавиш и слушать звуки. Я обнаружила у Димы ярко выраженное чувство ритма. Теперь в наших оркестрах он держит ритм игрой на бубне.
Фото
На базе нашего отделения мы решили проводить групповые занятия с детьми аутистами.
Групповые занятия детей с РАС позволяют : во-первых,формировать навыки музыкальной помощи в общении, которое более всего на данный момент необходимо ребёнку, во-вторых, музыкальный руководитель использует ритмы и диалоги проработанные на занятии и может брать их в основу при обучении в течение недели.
Практически с каждым ребёнком мною сначала была проведена большая индивидуальная работа перед тем, как объединить их в групповое музыкальное занятие.
В нашем отделении все дети- аутисты находятся в группе дневного пребывания. Это своего рода эксперимент. Дети учатся быть не одни, поэтому и занятия у них проводятся группами. Мои занятия не исключение. Ведь общением под музыку можно выразить вербальное или жестовое приглашение, обратиться друг к другу, можно подождать, когда сосед справится, можно повторить фразу, можно выразить печальное или ликующее настроение.
Видео игра "Пузырь"
Обычно ребенок с аутизмом держит руки странным образом, напрягая ладонь и глядя при этом в сторону. Полный контакт устанавливается только тогда, когда ладони ребенка и взрослого целиком прилегают друг к другу. Иногда это достигается не скоро. Непосредственную физическую коммуникацию можно использовать, двигаясь вместе под музыку, при этом взрослый держит ребенка за руку. Он надавливает на кисть ребенка всеми пальцами или только большим пальцем или запястьем. Таким образом он может «разговаривать» с ребенком, побуждать его к действию, останавливать, дать почувствовать, что он в безопасности, или же заставить подчиниться. Движения рук взрослого усиливают воздействие музыки, его руки могут быть настойчивыми, заботливыми, сопротивляющимися, пассивными или же направляющими. Они должны помочь ребенку следить за музыкой или побудить к действию без помощи слов.
Такие приемы можно использовать, чтобы двигаться под музыку. Музыка должна быть мягкой и мелодичной, поскольку мы не стремимся спровоцировать физическую активность или непроизвольные рефлексы.
Поначалу взрослый держит ребенка за руку и помогает ему примериться к темпу музыки, который может и не совпадать с темпом, выбранным ребенком. При появлении аутистических стереотипных движений (безостановочное раскачивание, которое носит очень стойкий характер) следует переломить ситуацию, выбрав темп чуть более быстрый, чем темп раскачивания, с тем чтобы вынудить ребенка осознать это движение и музыку, восприятие которой в конечном счете должно управлять движением. Затем мы пытаемся иногда и весьма успешно организовать этих детей в общий парный танец.
И то, что по прошествии всего нескольких месяцев эти дети теперь уже спокойно становятся в хоровод, разрешают прикасаться к себе, брать соседа за руку - это уже большая победа.
Видео танец"Друг за другом мы бежим"
Подавляющее большинство наиболее продуктивных моментов лучше проводить в спокойной обстановке, когда взаимодействие с детьми становиться почти подпороговым с точки зрения пения и развивается на базе почти неуловимых прикосновений, шёпота, взглядов. Ведь музыка более гибкая, чем обычный язык. Ею можно имитировать разные голосовые или дыхательные звуки, отметить какой-то значимый момент.
Видео песня "Мошка"
Видео "пальчиковая игра" на развитие метроритма и пульсации
Продолжаю рассказ о своих ребятах.
Серёжа 9 лет. Мальчик очень музыкально отзывчив. Я обратила внимание, что Серёжа очень любит ритм. Он постоянно напевал детские песни, правильно их интонируя. От пения ребёнок получал большое удовольствие, но петь "под диктовку"отказывался. Пел только то, что ему нравилось самому. Поговорив с мамой, мы решили дать поучаствовать Серёже на Новогоднем утреннике с песней, которую он сам выберет. В итоге мальчик вместе с мамой справился с этой задачей.
Видео
По прошествии какого-то времени я решила попробовать метод "шоковой" терапии, как я его назвала. Это включение нового ребёнка сразу на полное групповое занятие.
Обычно в первые дни дети на занятия приходят с мамами, которые уверены,что ребёнок не будет ничего делать. Приглашаю и маму принять участие в занятии вместе со всеми. Любопытно наблюдать даже больше за мамами, которые видят,что их ребёнок начинает выполнять то,что раньше не делал. Здесь действует эффект
неожиданности. Ребёнок ещё не понял где он,а тут на него обрушивается целый поток новой информации. Он переключается на неё, тем более,что занятие идёт в быстром темпе,позитивно,мобильно. Практически все задания на занятии эти дети выполняют на 70-80%.
Андрей 7 лет - гиперактивный, крепкий мальчик с деструктивным поведением и физически сильный, не способный свою силу контролировать. Придя в музыкальную комнату в первый раз, он пронзительно кричал, пинался и прыгал. Он не разговаривал, выглядел крайне дезориентированным, временами опасным. Представлялось, что окружающее он не воспринимает. Пришёл первый раз и сразу попал на групповое занятие. Буквально с порога воспитатель подхватила его и "повезла на паровозе" под весёлую музыку. Мальчик с таким удовольствием занимался. Он смеялся,издавал ликующие звуки,пытался меня обнять. Мама сидела со слезами.
Видео "Карусели"
Недавно у нас появился кукольный театр. Он стал любимой игрой Вовы 7 лет и Тани 13 лет. Это говорящие дети,с частой и резкой сменой настроения,вплоть до агрессии. Одев кукол на руку дети сильно меняются. Они уходят в игру. Начинают придумывать свою сказку,вовлекают меня в процесс,просят,чтобы я пела для кукол. .Между детьми начинается очень ценное общение,чего мы и добиваемся.
Фото
Учим наших деток различать цвета. И в этом помогает музыка. Очень им нравится песня про кубики. Кто-то довольно хорошо уже ориентируется в цветах,кто-то только учится,но нравится всем.
Видео Песня- игра "Кубики"
Отдельное место в работе с моими детками я отвожу игре на музыкальных инструментах.
Девочек у нас три. Про Алёну я уже рассказала. Есть ещё Юля 7 лет со сложной формой аутизма и Таня 13 лет. Никак не получалось вовлечь Юлю в занятие,пока ей в руки не попал металлофон. Теперь Юля вместе с мамой выполняет все мои задания. Также и Таня полюбила играть на металлофоне. Хочется отметить, что здесь мне приходится подстраиваться под детей. У каждого из них есть свой любимый музыкальный инструмент, и ребёнок не хочет его менять,тем более с кем-то делить. Это обычно кончается слезами и уходом в себя.
Поэтому терплю и иду навстречу,если даже инструмент ребёнку не подходит.
Видео "Лошадка" игра с ложками
В целом дети с аутизмом лучше общаются с предметами, чем с людьми. Они могут идентифицировать себя с определенным инструментом через его форму или звук. Инструмент становится средством самовыражения, предметом посредником между ними и средой. Манипуляции с таким музыкальным предметом обычно служат для ребенка с аутизмом источником огромного удовольствия. Он общается с ними с помощью рта, пытаясь пососать или лизнуть, нюхая, касаясь их губами. Возможно, сначала это единственный настоящий перцептивный контакт с инструментом, на который готов ребенок, еще не осознающий звука инструмента. Такой контакт помогает «чувствовать» через прикосновение к предмету и его исследование. Чтобы ребенок приобрел опыт физического взаимодействия, не нужны ни слова, ни объяснения. Я пытаюсь подтолкнуть его к тому, чтобы он начал соотносить звуки со своими собственными действиями, включая дыхание и использование своего голоса, рук и ног. В основном дети не ритмичны. Держать ритм в оркестре помогают родители и воспитатели. Но одно то,что эти дети играют, как могут, все,сразу и громко,и получают от этого удовольствие, разрушает многие стереотипы об аутистах. Те дети,которые убегали из комнаты от громких звуков,закрывали уши руками, теперь с удовольствием стучат на металлофоне,ложках, бьют в бубен.
Видео Оркестр
Так постепенно освоив все виды музыкальной деятельности мы подошли к тому,
что решили провести для наших детей праздник ёлки. Бытует мнение,что праздники с такими детьми проводить сложно. На обычные утренники в детском саду или школе,если такой ребёнок их посещает, их не зовут. Не скрою, было много
сомнений по этому поводу. Дети с РАС непредсказуемы. Можно всё подготовить,а праздник может пойти совсем по другому сценарию. На репетицию пригласили родителей,чтобы они посмотрели, чему научились их дети. Но сам праздник решили проводить без них,так спокойнее детям.
Праздник шёл 30 минут. 30 минут насыщенной программы: игры,танцы,оркестр, песни.
Персонажей вводить не стали,так как боялись испугать детей. Воспитатель, исполнявшая роль, Деда Мороза постепенно на репетициях одевала костюм Деда Мороза, что сначала вызвало испуг у детей. Со временем реакция стала спокойнее и на празднике страха не было. Дети эмоционально откликались на происходящее и радости родителей не было предела. Первый раз в своей жизни эти
дети были артистами, им аплодировали, их фотографировали.
Видео
Вдохновлённые нашим достижением мы решили провести праздник 8 Марта,в котором пригласили участвовать вместе с детками и мам, и бабушек. Приятно смотреть на репетициях за такими семейными тандемами. Мамы с удовольствием и танцуют, и играют на инструментах,а бабушка специально ездит из другого города не пропуская ни одну репетицию.
Вообще родители таких деток мои большие помощники. По моей просьбе они работают дома с ребёнком над каким-нибудь заданием,принимают участие в занятиях, репетициях, праздниках.
Видео
Всей нашей дружной семьёй мы отмечаем дни рожденья наших ребят. В хоровод встают все: и дети, и взрослые, независимо от возраста и должности. Получается большая и дружная команда. Поём "каравай",поздравляем именинника,каждый говорит ему тёплые и хорошие слова, дарим подарки. Дети рады подаркам,а родители тронуты вниманием.
видео "каравай"
Надо сказать,что все дети,которые приходят к нам получают большую порцию любви и заботы. Так уж устроен наш коллектив. Всё своё материнское тепло и ласку мы делим с нашими ребятишками. А какое удовольствие получаем,когда чувствуем такую же отдачу!
Оглядываясь назад,по прошествии времени я могу подвести итог своей работы с детками аутистами. Музыкальная терапия пригодна для любого ребёнка с аутизмом,вне зависимости от тяжести нарушения или от интеллектуального уровня. Более способные дети,могут быть возвращены в массовые школы,где помощь им уже будет оказываться посредством других приёмов. Для менее способных детей наличие более высокой степени коммуникации также позволит достигнуть больших успехов в социализации и обучении. Не всё так страшно,как казалось сначала. Надо не бояться пробовать, экспериментировать,ненужное отбрасывать,искать своё .Счастливые мгновенья,поверьте. дорогого стоят. Когда наконец-то встречаешься глазами с ребёнком,слышишь слова благодарности от родителей, ты понимаешь, что твой труд был не зря. И хочется творить,выдумывать, пробовать.