Оксана Белова
Организация дополнительного образования в ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
Организация дополнительного
образования в ДОУ.
Способность народного творчества влиять на становление духовного мира растущего человека через его фантазию, воображение, творческое мышление стала аксиомой педагогики.
Появление авторских программ и методик, стремление многих детских садов работать в режиме инновационных идей, где не последнее место занимают идеи развивающего обучения, проектирование новых форм эстетического воспитания, создание системы дополнительного образования - всё это свидетельствует об осознании той роли искусства в формировании человека, о которой говорили выдающиеся деятели образования и культуры, стоявшие у истоков становления отечественной системы воспитания.
Темочки:
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Сейчас в России началось истинное возрождение интереса к истории народа, его культурным традициям, к тем сторонам жизни русского человека, которые, казалось, канули в прошлое.
Начиная работу по дополнительному образованию в нашем дошкольном учреждении мы ставили задачу - формирование у детей чуткого восприятия народного искусства. Знакомя детей с народными промыслами, разрисовывая и создавая различные композиции из картона, бумаги, бросового материала формирует у детей художественный вкус, что особенно важно в наши дни. Важно формировать у детей любовь к народному искусству стойкий интерес к нему.
Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Воспитать любовь к прекрасному, это значит, знакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества.
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности. Посредством ознакомления с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Знакомство ребенка с русским народным декоративно – прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.
Важную роль в приобщении дошкольников к народному искусству играет кружковая работа. Именно в условиях работы кружка возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности. Ценность кружковой работы состоит в том, что каждый ребёнок может в течении длительного времени испытывать свои задатки, способности, выражать их в конкретном деле, находить любимую работу. Известно, что дошкольники любят всё делать своими руками, этим они могут заниматься, посещая кружки.
В нашем детском саду работают кружки «Завиток», «Умелые ручки». Кружки работают один раза в неделю, в разные дни, их посещают дети старшей и подготовительной группы.
Каждым руководителем кружка разработана рабочая программа. Кружковая работа строиться так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным.
Посещая кружок «Завиток», дети превращаются в мастеров-художников. Решаются познавательные, обучающие и творческие задачи.
Дети знакомятся с различными техниками рисования, русскими народными костюмами, головными уборами, элементами орнамента,
С народными промыслами России
Есть на Волге город древний,
Под названьем Городец.
Славится по всей России,
Своей росписью творец.
Гжельская
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Дети учатся рассматривать виды росписи, передавая всё это на листе бумаги.
В течении года проводятся выставки детских работ, наши дети неоднократно были победителями районных конкурсов рисунков.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно – прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно – прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
На кружке «Умелые руки» решаются ознакомительные, обучающие и воспитательные задачи.
Посещая кружок «Умелые ручки» дети знакомятся со свойствами бумаги, с приёмами её преобразования, умение работать в коллективе,
Дети создают различные открытки, сказочных птиц. В своей работе я использую потешки.
***
Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы свежу водичку стряхивает.
Курочка моя,
Умница моя,
Через устное народное творчество у детей воспитывается любовь к природе родного края.
Создавая из бумаги героев сказок, дети знакомятся с героями сказок, с их образом, повадками.
***
Четыре лисички сестрички,
Нашли на пеньке рукавички,
Но, как поделить, не решили,
И зайчику их подарили.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Создавая работы своими руками дети приобщаются к родной культуре, входят в мир прекрасного, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, размышлять.
Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в создании предметов декоративного характера; в перенесении задуманного на изделие.
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идёт от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, мы приобщаем детей к родной культуре, помогаем им войти в мир прекрасного, учим видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаем потребность любить и радоваться жизни.