Папки-передвижки

Организация деятельности учителя физической культуры с детьми с расстройством аутического спектра

Максим Воронов
Организация деятельности учителя физической культуры с детьми с расстройством аутического спектра

Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с расстройством аутистического спектра, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным "агентом социализации" личности.

Главная моя задача как инструктора по физической культуре — вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность.

В связи с этим, я использую в работе с детьми РАС как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

Организация занятий физической культурой возможна только с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка и уровня физического развития.

Для развития двигательной сферы детей с РАС важен осознанный характер моторного обучения. Ребенку с РАС сложно регулировать произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения собственным речевым командам.

Поэтому основными целями обучения детей с РАС на занятиях физической культуры ставлю:

- развитие имитационных способностей (умения подражать);

- стимулирование к выполнению инструкций;

- формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);

- воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать в коллективе.

Для развития двигательной рефлективности детей с РАС работаю над:

- умением детей осознавать выполняемые действия, в частности называть выполняемые

движения, рассказывать о том, с какой целью, как и в какой последовательности выполняются разнообразные двигательные действия, и т. п.

Осознанное участие детей в выполнении движений является как целью обучения, так и признаком успешного развития их восприятия и навыков воспроизведения.

Кроме того, в ходе занятий физической культурой веду работу по формированию Я- концепции у детей с РАС.

Для этого выполняемые движения и действия проговариваем с ребенком от 1-го лица (например, "Я ползу", "Я марширую", "Я бегу"). Это помогает развивать у детей представления о самом себе, формировать схему тела и физический образ «Я».

Построение обучения детей с РАС восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела — начинаем с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходим к движениям туловищем и ногами.

При двигательном и эмоциональном тонизировании ребенка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий мир.

Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, я стараюсь на индивидуальных занятиях вместе с ребенком:

медленно и четко выполнять движения, комментируя их;

описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;

проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;

начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз;

растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);

одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;

сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;

помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.

Если ребенок демонстрирует страх перед телесным контактом или отказывается от него, а любая попытка принудить его к этому влечет за собой проявление тревоги и агрессии, то можно помогать выполнять упражнения, сидя или стоя за спиной ребенка, так как приближение со стороны спины переживается им как меньшее вторжение, а значит, и меньшая опасность.

В работе с детьми активно использую спортивный инвентарь, например, гимнастическую палку, за которую ребенок держится и выполняет все необходимые движения. Обучение детей с РАС выполнению движений во внешнем пространстве начинаю с упражнений на перемещение, а затем переходим к упражнениям на преодоление и обход внешних препятствий.

Эти упражнения распределяются на 4 группы, по степени нарастания координационной сложности: упражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках

Публикации по теме:

Профессиональные компетенции учителя по физической культуре Профессиональные компетенции учителя по физической культуре. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным.

Фотоотчёт по воспитанию физической культуры «Развитие движений у детей раннего развития»Фотоотчёт по воспитанию физической культуры «Развитие движений у детей раннего развития» «Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека,.

Картотека игр по интеграции видов детской деятельности и физической культуры. Речевая деятельность РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Речевые упражнения со спортивным инвентарём. «Назови спортсмена» (с мячом). Цель: Закреплять знания детей о спорте.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация деятельности учителя физической культуры с детьми с расстройством аутического спектра
Опубликовано: 12 сентября 2024 в 23:02
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация деятельности учителя физической культуры с детьми с расстройством аутического спектра» (включая файлы) размещена пользователем Максим Воронов в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 сентября. Первые Осенины. Передвижка

Осенины — череда праздников, которые отмечают осенью. Осенняя пора, когда сбор урожая и работа в поле закончены, — благоприятное время для празднования и отдыха. В этот период принято собирать гостей,...

13 сентября. День пословицы и поговорки. Передвижка «Пословицы и поговорки»

13 сентября отмечается необычный праздник — День пословиц и поговорок. Кладезь народной мудрости — так называют пословицы и поговорки. Они учат уму-разуму, воспитывают и, конечно, пригодятся при работе с...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД