Максим Воронов
Организация деятельности учителя физической культуры с детьми с расстройством аутического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с расстройством аутистического спектра, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным "агентом социализации" личности.
Главная моя задача как инструктора по физической культуре — вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность.
В связи с этим, я использую в работе с детьми РАС как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.
Публикация «Организация деятельности учителя физической культуры с детьми с расстройством аутического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Организация занятий физической культурой возможна только с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка и уровня физического развития.
Для развития двигательной сферы детей с РАС важен осознанный характер моторного обучения. Ребенку с РАС сложно регулировать произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения собственным речевым командам.
Поэтому основными целями обучения детей с РАС на занятиях физической культуры ставлю :
- развитие имитационных способностей (умения подражать);
- стимулирование к выполнению инструкций;
- формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);
- воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать в коллективе.
Для развития двигательной рефлективности детей с РАС работаю над:
- умением детей осознавать выполняемые действия, в частности называть выполняемые
движения, рассказывать о том, с какой целью, как и в какой последовательности выполняются разнообразные двигательные действия, и т. п.
Осознанное участие детей в выполнении движений является как целью обучения, так и признаком успешного развития их восприятия и навыков воспроизведения.
Кроме того, в ходе занятий физической культурой веду работу по формированию Я- концепции у детей с РАС.
Для этого выполняемые движения и действия проговариваем с ребенком от 1-го лица (например, "Я ползу", "Я марширую", "Я бегу"). Это помогает развивать у детей представления о самом себе, формировать схему тела и физический образ «Я».
Построение обучения детей с РАС восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела — начинаем с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходим к движениям туловищем и ногами.
При двигательном и эмоциональном тонизировании ребенка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий мир.
Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, я стараюсь на индивидуальных занятиях вместе с ребенком:
медленно и четко выполнять движения, комментируя их;
описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;
проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;
начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз;
растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);
одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;
сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;
помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.
Если ребенок демонстрирует страх перед телесным контактом или отказывается от него, а любая попытка принудить его к этому влечет за собой проявление тревоги и агрессии, то можно помогать выполнять упражнения, сидя или стоя за спиной ребенка, так как приближение со стороны спины переживается им как меньшее вторжение, а значит, и меньшая опасность.
В работе с детьми активно использую спортивный инвентарь, например, гимнастическую палку, за которую ребенок держится и выполняет все необходимые движения. Обучение детей с РАС выполнению движений во внешнем пространстве начинаю с упражнений на перемещение, а затем переходим к упражнениям на преодоление и обход внешних препятствий.
Эти упражнения распределяются на 4 группы, по степени нарастания координационной сложности: упражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках