Згонник Любовь Владимировна
Проектная деятельность «Опыты на прогулке» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
- «Солнце высушивает предметы»
Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.
Ход опыта. Повесить на солнечном участке кукольное бельё, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песочек в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада, на солнечной и теневой стороне.
Вывод: солнце нагревает предметы.
-«СВОЙСТВА МОКРОГО ПЕСКА»
Публикация «Проектная деятельность „Опыты на прогулке“ для дошкольников» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель: познакомить со свойствами песка.
Материал: песок, формочки.
Ход опыта. Засыпать сухой песок в формочки, перевернуть их, посмотреть, что получилось. Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.
Вывод: мокрый песок может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, мокрый песок слипается.
-«БУРЯ»
Цель: доказать, что ветер – это движение воздуха.
Ход опыта. Дети делают парусные кораблики. Опускают их в ёмкости с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.
Вопросы:
-Что происходит с корабликом, если нет ветра?
-А если ветер очень сильный? (Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение)
-«СОСТОЯНИЕ ПОЧВЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ»
Цель: выявить состояние почвы от погодных условий.
Ход опыта. В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать её руками: тёплая, сухая, отметить цвет. Полить из лейки, предложить опять потрогать её, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой, склеиваится в комки; от холодной воды стала холоднее.)
Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
-«ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА»
Цель: показать, что можно почувствовать движение воздуха.
Предложить детям помахать у лица рукой. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?
Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.
-«УЛИЧНЫЕ ТЕНИ»
Цель: показать детям, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения.
Ход опыта. Рассматривание теней. Когда появляется тень? (Когда есть источник света) Что такое тень, почему она образуется? (Это тёмное пятно, образуется, когда световые лучи не могут пройти через предмет, за этим предметом лучей света мало, поэтому темнее)
Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертание предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень; чем прозрачней предмет, тем светлее тень.
-«ТАЯНИЕ СНЕГА»
Цель: познакомить детей со свойствами снега.
Ход опыта. Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. принести в группу и поставить в тёплое место. От комнатной температуры снег растает. Образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
-«ПРОЗРАЧНОСТЬ ЛЬДА»
Цель: познакомить со свойствами льда.
В прозрачную ёмкость положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь за окно. Утром рассмотреть с детьми. Как сквозь лёд видны замёрзшие предметы.
Вывод: предметы видны через лёд потому, что он прозрачен.
-«ЗАВИСИМОСТЬ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА»
Цель: продолжить знакомство детей со свойствами воды.
Ход опыта. В две банки налить одинаковое количество воды. Одну банку утром вынести на улицу, вода в ней замёрзнет или покроется корочкой льда, другая останется в помещении, вода в ней тёплая. Комнатной температуры. Измерить температуру воздуха в помещении, затем на улице. Определить причины замерзания воды.
- В каком состоянии бывает вода? (Лёд – твёрдое, вода – жидкое, пар – газообразное)
-«ЗАМЕРЗАНИЕ ВОДЫ»
Цель: развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью; закреплять знания о свойствах воды.
- Где вода быстрее замерзает: на подносе или ведерке? Объяснить, почему на подносе вода замерзает быстрее.
-«СВОЙСТВА СНЕГА»
Цель: продолжить знакомство со свойствами снега.
Ход опыта. В морозный день предложить детям вылепить снежки. Какой снег (Белый, пушистый, холодный, плохо лепиться.)
Принести снег в группу и снова предложить детям вилепить снежки. Почему снег стал липким? (Снег стал липким)
-«ТАЯНИЕ И ЗАМЕРЗАНИЕ ВОДЫ»
Цели: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; уметь устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Ход опыта. Двум детям (Один в рукавицах, другой-нет) предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лёд растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растаял лё д: кто держал его в рукавичках или голыми руками? Найти причину таяния льда и разной скорости тая ния.
Вывод: лёд тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лёд тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло рук и холод.
-«ЗАВИСИМОСТЬ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ»
Цель: закреплять представление о том, что превращение воды в лёд зависит от температуры воздуха.
Ход опыта. С помощью формочек сделать с детьми ледяные украшения. Повесить их на участке. Несколько украшений принести в группу и понаблюдать обратный процесс.
Вывод: вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое.
-«ВОДА И СНЕГ»
Цель: закрепить знания о различных состояниях воды.
Ход опыта. Внести в группу снег и лёд – где вода быстрее растает? В одно ведро поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лёд.
Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.
-«ЗАЧЕМ ДЕРЕВУ КОРНИ»
Цель: продолжать знакомство с деревом.
Ход опыта. Дети пытаются вытащить дерево с корнем из земли. Втыкают палочку и тоже вытаскивают её.
Вывод: корни держат дерево в земле, потому оно не падает и стоит вертикально.
-«ЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВА СНЕГА»
Цель: познакомить со свойствами снега.
Ход опыта. Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть их неглубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.
Вывод: чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой терло; чем больше снега, тем теплее растению.
-«СНЕГ И ЛЁД»
Цель: развивать наблюдательность детей. Их умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Ход опыта. Внести сосульку в комнату и понаблюдать, как она будет таять.
-«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ РОСТА РАСТЕНИЙ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ ОКРУЖАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА»
Цель: учить делать выводы о закономерностях и зависимостях в природе.
Ход опыта. Педагог предлагает потрогать воду в луже. Какая она? (Холодная, потому что дождь холодный, земля не прогрелась) Ещё не все растения «проснулись» после зимнего сна. Как только солнышко лучше прогреет землю, условия для роста станут более комфортными и растения начнут расти.
-«ВЕСЁЛЫЕ КОРАБЛИКИ»
Цель: учить отмечать различные свойства предметов.
Ход опыта. Опустить в лужи или ручеёк предметы, сделанные из разных материалов Наблюдают, какие тонут, а какие остаются на плаву.
Вывод: не все предметы плавают, всё зависит от материала, из которого они сделаны.
ОПЫТ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ СЕМЯН
Педагог даё т задание: посмотреть, как «ведут» себя одуванчики во влажную погоду, как они выглядят, раскрыты ли цветы.
Примета: одуванчик расцвёл ранней весной – к короткому лету.
-«КТО КАК ДВИГАЕТСЯ»
Ход опыта. Предложить поймать майского жука большого муравья, насыпать на лист картона тонкий слой песка. Пойманым насекомым дать подвигаться по песку. Наблюдение за способом передвижения, сравнение следов, оставляемых на песке жуком и муравьем.
Примета: комаров много – дождь завтра будет.
«РАДУГА»
Цель: познакомить с радугой.
Материал: таз с водой, зеркало.
- Видели ли вы радугу после дождя? Хотите посмотреть на радугу сейчас?
Педагог ставит зеркало в воду под небольшим углом и направляет его на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появляется на стене спектр. Вода выполняет роль призмы. разлагающей свет на его составляющие.
На что похоже слово «Ра – дуга»? Что такое «дуга»? Какая она?
Примета: радуга после дождя стоит долго – к ненастью.
«ЧТО БЫСТРЕЕ»
Цель: формировать представление об атмосферном давлении.
Материал: два листа писчей бумаги.
Ход опыта. Воспитатель предлагает подумать, что будет, если одновременно выпустить из рук два листа: один горизонтально, другой – вертикально (показывает, какдержать их в руках). Какой быстрее упадёт? Слушает ответы, предлагает проверить. Сам демонстрирует опыт. Почему первый лист падает медленно, что его задерживает? (воздух держит его снизу) Второй лист падает быстрее (он падает ребром, и поэтому воздуха под ним меньше).
Вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы – это атмосферное давление.
-«ЗАЩИТНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ БАБОЧЕК»
Цель: учить устанавливать связи между особенностями внешнего вида и способами передвижения.
Ход опыта. Вырезанные из бумаги крылья бабочки педагог смыкает вертикально. Так они не видны птицам сверху. Поэтому они смыкаются вертикально. А распахнутые крылышки хорошо видны птичкам.
-«КАК ОГУРЕЦ ПОПАЛ В БУТЫЛКУ»
Цель: учить устанавливать причинно – следственную связь между природными явлениями.
Ход опыта. На огуречную грядку дети кладут рластиковую прозрачную бутылку с узким горлышком. В отверстие бутылки вводят маленький огурчик, который только что образовался на месте цветка. По мере роста огурец начинает занимать свободное пространство в бутылке и принимает её форму.
Если подобрать бутылку необычной формы, можно вырастить такой же необычный огурец. Сорвав огурец, бутылку аккуратно разрезают и вынимают огурец.
-«УПОРНЫЙ МУРАВЕЙ»
Цель: формировать знания о поведении муравья в природе.
Ход опыта. На пути следования цепочки муравьев положить маленькое препятствие, щепочку или веточку. Муравьи с упорством будут с упорством переползать через неё, и возвращаться на свою тропинку.
Примета: если муравьи прячутся в муравейник – жди сильного ветра, дождя, грозы.
«ПЕСОК – ПРИРОДНЫЙ ФИЛЬТР»
Цель: развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
Материал: пластмассовые бутылки, песок, мелкие камешки.
Ход опыта. В воронку, где расположен кусочек губки, насыпать песок и наливать грязную воду, во вторую воронку насыпать камни и также налить грязную воду. Вода быстро проходит сквозь камни, но она остаётся грязной. Вода с песком фильтруется медленней, но вся грязь задерживается в песке и из воронки капает чистая вода.
Вывод: песок – природный фильтр, он очищает воду.
-«ПОЧЕМУ НЕ ТОНУТ КОРАБЛИ»
Цель: формировать представление, почему не тонут корабли.
Материал: металлические предметы,жестяная банка, таз с водой.
Ход опыта. В ёмкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно заполняя её металлическими предметами: банка остаётся на плаву.
-«ЧТО БЫСТРЕЕ»
Ход опыта. Педагог демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Просит объяснить, почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик. А гладкий лист - медленно планируя?
Вывод: гладкий лист – лёгкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного полетать.
-«ИЗМЕНЕНИЕ РАЗМЕРОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ЛИНЗ»
Цели: познакомить с оптическим прибором – линзой, сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения; развивать познавательную активность.
Материал: лупы, очки, различные предметы: пёрышки, веточки, травинки, волос.
Ход опыта. Рассматривание лупы, наблюдение за изменением размеров предметов и изображений через линзу.
Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.
«ВОДОПРОНИЦАЕМОСТЬ ПЕСКА И ГЛИНЫ»
Цели: познакомить со свойствами песка и глины; развивать познавательный интерес.
Ход опыта. Аккуратно налить воду в стаканчик с песком. потрогать песок. Каким он стал? Куда исчезла вода? (она «забралась» в песок и «уютно» устроилась между песчинок) Попробовать воткнуть палочку в песок. В какой песок она легче входит: в мокрый или сухой? Затем налить воду в стаканчик с глиной. Как впитывается вода, быстро или медленно (медленнее, чем через песок) Часть воды остается сверху, на глине. Воткнуть палочку в стакан с глиной. Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую.