Людмила Бочарова
Опыты и эксперименты по теме «Вода»
▼ Скачать +Заказ
МДБОУ Детский сад комбинированного вида №17 «Жемчужинка»
Непосредственно образовательная деятельность с элементами экспериментирования в подготовительной логопедической группе «Пчелка»
Тема: «Вода»
Воспитатель: Бочарова Л. Г.
Минусинск, декабрь 2013
Цель: развитие познавательного интереса через экспериментальную деятельность, способствовать развитию у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи экспериментальной деятельности:
1. расширение представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
Публикация «Опыты и эксперименты по теме „Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
2. развитие у детей представления о свойствах воды;
3. развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;
4. развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
5. социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля, саморегуляции своих действий.
Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши, ножницы, глубокая тарелка с водой, пинцет, иголка, стакан, вода, носовой платок, резинка, кусочек картонки, жидкое мыло.
Ход игры – экспериментирования
Вводное слово воспитателя:
Загадка:
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу (Вода)
- Что такое вода? (ответы детей)
- Для чего нужна вода? (ответы детей)
- Дети, вы хотите познакомиться со свойствами этого необычного вещества?
- Вода какая? Много свойств у каждого вещества можно обнаружить, если вооружиться вниманием, терпением.
- Как движется вода? (ответы детей)
- А может ли она подниматься вверх? (ответы детей)
Опыт «Цветок, распустившийся на воде»
Из бумаги вырезаем цветок, загибаем лепестки по пунктирным линиям внутрь, кладем бумажный цветок в тарелку с водой.
- Что произойдет с цветком? (ответы детей)
Результат: цветок постепенно раскроется.
- Почему? (ответы детей)
Вода проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются и цветок распускается.
Вывод: значит вода может подниматься вверх.
- Почему капли воды круглые? (ответы детей)
Опыт «Плавающая иголка»
Наполним стакан водой до краев. Пинцетом возьмем иглу и осторожно положим на поверхность воды в стакане.
- Игла какая? (железная)
- Что произойдет с иглой? (ответы детей)
Результат: игла лежит на поверхности воды (может случиться, что игла утонет, тогда надо повторить опыт)
- Почему? (ответы детей)
На поверхности воды образуется пленка, способная выдержать вес легкого тела. Когда стакан наполнен водой до краев, если присмотреться поближе к поверхности воды, то ее поверхность выпуклая. Поверхность стремиться заключить воду как бы в мешочек. Если воды совсем мало, то вода принимает форму шара-капли.
- Почему игла остается на поверхности воды ни в центре, а смещается к стенкам стакана? (ответы детей)
Игла смещается к краям, не остается в центре на поверхности воды, значит действительно поверхность воды выпуклая.
Опыт «Барьер из ткани»
Надо намочить с выжать носовой платок. Наполнить водой стакан. Накрыть стакан платком, закрепить платок резинкой и хорошенько натянуть его.
- Что произойдет, если быстрым движением опрокинуть стакан (работа над тазиком? (ответы детей)
Результат: вода не выливается из стакана, как будто бы платок сделан из непроницаемой ткани.
- Почему? (ответы детей)
Вода заполнила все пространство между волокнами ткани и создала непроходимый барьер для воды из стакана.
Опыт «Лодка с мыльным двигателем»
Наполнить тазик водой. Вырезать из картонки треугольную лодочку. Когда вода в тазике успокоится, положить лодочку в угол тазика, острым углом по направлению к центру. Опустить палец в воду за лодочкой.
- Что произойдет?
Намочить палец жидким мылом и опустить в воду за лодочкой.
- Что произойдет в этом случае? (ответы детей)
Результат: лодочка мгновенно начинает двигаться к противоположному краю тазика.
В начале опыта лодочка стоит неподвижно, так как на поверхности воды пленка держит ее со всех сторон с одинаковой силой. Мыло повреждает поверхностную пленку и лодочка движется в сторону.
Опыт позволяет детям показать: 1. поверхность воды выпуклая; 2. что у воды есть «кожа»-пленка, которая превращает малые количества воды в круглые капли.
Почему происходят такие явления с водой детям не рассказывается, а предлагается показать эти «фокусы» своим родителям и вместе с ними попытаться найти ответы на поставленные вопросы.