ирина мамедова
Опыты и эксперименты по ознакомлению с физическими явлениями для детей
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе выполнения увлекательных опытов и экспериментов дети знакомятся с доступными физическими явлениями.
Младшая группа.
1. Определение путем обследования формы, цвета, величины, запаха, вкуса различных овощей и фруктов.
Материал: различные овощи и фрукты.
2. Почему осенью бывает грязно?
Материал: Пульверизатор с водой, чашка с землей.
Ход опыта : В чашку с землей набрызгать воды (дождик идет). Пощупать руками образовавшуюся грязь.
Вывод: При соединении земли с водой образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.
Публикация «Опыты и эксперименты по ознакомлению с физическими явлениями для детей» размещена в разделах
3. Сравнение цвета летних и осенних листьев.
Материал: листья разнообразной формы, фактуры и цвета.
4. Где живут зернышки?
Материал: колоски, подносы.
Ход опыта : Показать зернышки и спросить детей, знают ли они, где их домики. Разобрать колоски и отыскать в них зернышки (это делает взрослый).
Вывод: Зернышки живут внутри колоска.
Средняя группа
1. Сравнение формы, цвета, величины, запаха, вкуса различных овощей и фруктов.
Материал: различные овощи и фрукты.
2. Где живут зернышки?
Материал: колоски, подносы.
Ход опыта : Показать зернышки и спросить, знают ли дети, где их домики. Предложить самим разобрать колоски и отыскать в них зернышки.
Вывод: Колосок состоит из зернышек. Зернышки живут в колоске.
3. Как зернышки в муку превращаются?
Материал: Зерна, ступка с пестиком, мука в чашке (для сравнения).
Ход опыта : В ступку положить зерна и растереть их пестиком. Сравнить получившуюся массу с готовой мукой.
Вывод: Если растереть зерна (смолоть, то получится мука.
4. Как замесить тесто?
Материал: мука, вода, сахар, соль, яйцо, масло.
Ход опыта : Рассмотреть и назвать все ингредиенты будущего теста. Замесить тесто. Из готового теста можно слепить и испечь плюшки.
Вывод: Тесто изготавливают из муки.
5. Почему осенью много луж.
Материал: чашка с землей, чашка с водой.
Ход опыта : Небольшими порциями наливать воду в чашку с землей.
Вывод: Сначала вода впитывается, потом перестает, и тогда образуются лужи. Осенью много луж, потому что выпадает много дождей.
6. Сравнение летних и осенних листьев.
Материал: летние и осенние листья различных деревьев и кустарников, карандаши, бумага.
Ход опыта : Обследовать листья по различным признакам. Сравнить и составить пары. Определить, какому растению (дерево, кустарник) они принадлежат. Зарисовать.
Вывод: Осенью листья меняют свой цвет.
Старшая группа
1. Где чей колосок?
Материал: емкости с различными крупами, колоски злаков.
Ход опыта : Определить, из каких злаков какие крупы получились. Удостовериться в правильности вывода путем разбора колосков.
Вывод: Крупы изготавливают из различных злаков.
2. Сравнение ржаного и пшеничного хлеба.
Материал: кусочки ржаного и пшеничного хлеба.
Ход опыта : Определить внешние признаки, запах и цвет ржаного и пшеничного хлеба. Сравнить их.
Вывод: Хлеб может различаться по внешнему виду, запаху, цвету.
3. Почему не падает дерево?
Материал: Коробочка с песком, стебелек (ветвь дерева) без корня, стебелек с корнем.
Ход опыта : Взять коробочку с песком, поставить в нее модель дерева без корней, сильно подуть (стебелёк упадёт). Установить в коробочке с песком модель дерева с корневой системой, подуть с такой же силой (стебелёк стоит).
Вывод: Стебелёк устоял в ветреную погоду – ему помог корень.
4. Как расселяются деревья.
Материал: Семена тополя, ясеня, клёна, сосны.
Ход опыта : Взять семена и выпустить их из рук, слегка подуть.
Вывод: Ветер помогает деревьям расселяться на разные места.
5. Сколько лет дереву?
Материал: Спилы деревьев, лупа.
Ход опыта : Рассмотреть спилы, сосчитать кольца. Опредилить кольца благоприятных и неблагоприятных лет, пережитых пожаров.
Вывод: Число колец на стволе показывает, сколько лет дереву.
6. Обнаружение воздуха в различных объектах.
Материал: Чашка с водой, соломинка для коктейля, ложечка, различные объекты (земля, камешки, песок,губка)
Ход опыта : Подуть в воду через соломинку; опустить в воду губку и нажать на неё, камешки, горсть земли, песка.
Вывод: Во всех случаях в воде появились пузырьки. Значит, воздух есть в различных объектах.
7. Обнаружение воздуха в пустом полиэтиленовом пакете.
Материал: Полиэтиленовый пакет.
Ход опыта : Взять в руки пакет и встряхнуть его, давая воздуху возможность наполнить его, закрутить края пакета.
Вывод: Пакет раздулся, потому что он наполнен воздухом.
8. Обнаружение воздуха в пустой стеклянной банке.
Материал: Стеклянная банка, кусочек пластилина, бумажная салфетка, чашка с водой.
Ход опыта : Взять сухую салфетку, прикрепить её пластилином изнутри ко дну банки, перевернуть банку вверх дном и осторожно погрузить в воду. Затем поднять банку и сухой рукой достать салфетку.
Вывод: Салфетка сухая: в банке был воздух, он и не пустил в неё воду
Подготовительная группа
1. Сравнение ржаного и пшеничного хлеба.
Материал: кусочки ржаного и пшеничного хлеба, зерна и колоски ржи и пшеницы.
Ход опыта : Определить внешние признаки, запах и вкус ржаного и пшеничного хлеба и сравнить их. Сравнить зерна ржи и пшеницы, ржаные и пшеничные колоски.
Вывод: Хлеб может различаться по внешнему виду, запаху и цвету. Зерна и колоски хлебных злаков также различаются.
2. Рассматривание в микроскоп зелёного листа, волоска.
Материал: Микроскоп, карандаши, бумага, исследуемые объекты.
Ход опыта : Приготовить препараты зелёного листа, волоса, рассмотреть их в микроскоп, зарисовать.
Вывод: Живые объекты состоят из мелких частичек.
3. Сжимаемость воздуха.
Материал: Воздушный шарик.
Ход опыта : Надуть воздушный шарик и отпустить, не завязав его.
Вывод: Воздух с силой вырывается из шарика: он был сжат там.
4. Расширение воздуха при нагревании.
Материал: Воздушный шар, бутылка.
Ход опыта : Заранее поставить бутылку в холодильник, в момент проведения опыта достать её, надеть шарик на горлышко и закрепить его.
Вывод: Холодный воздух при нагревании расширяется.
5. Воздушный пресс.
Материал: Длинная линейка, стол, газетный лист.
Ход опыта : Положить линейку на край стола так, чтобы половина её свисала; сложить лист в четыре раза и положить на тот конец линейки, который лежит на столе. Стукнуть пальцам по свисающему концу линейки и наблюдать за поведением листа (он подскочил).Развернуть газетный лист и накрыть им лежащую на столе часть линейки. Повторить эксперимент (лист всего лишь чуть – чуть приподнимется).
Вывод: Развернутому листу труднее преодолеть давление воздуха.