Оксана Тихова
Опытно-экспериментальное занятие «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Активизировать их знания о различных природных явлениях. Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Задачи:
Образовательные:
-развитие познавательного интереса к миру природы;
-закрепить знания детей о свойствах воды: без цвета, без запаха, без вкуса, без формы и т. д. ;
-закрепить знания о значении воды в жизни человека;
-обобщить и пополнить детские представления о состоянии окружающей среды;
-активация словарного запаса детей.
-формирования навыков коллективного общения.
Развивающие:
-способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
-развивать коммуникативные навыки;
-развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление;
-формировать способность делать умозаключение, анализировать.
-развитие социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту,
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и решать ее;
-воспитывать чувство ответственности и желание помогать другим;
-создавать условия для воспитания гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и прививать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2. Проведение экспериментов с водой
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Чтение художественной литературы по теме «Вода».
Оборудование:
Образовательный фильм «Круговороте воды в природе», проектор, фрагменты картинок, объясняющие круговорот воды в природе, прозрачные стаканчики, ложки, молоко, вода, краски, красители, сахар, мука, масло подсолнечное)
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, какие путешествия нравятся вам, кто такие путешественники, кто из вас был в путешествиях, что нужно брать с собой в путешествие? Люди по карте и узнают что-нибудь интересное, а уже потом отправляются туда. А вы хотели бы отправиться в путешествие?
Примерные ответы детей:
Воспитатель: Вот мы с вами отправляемся в страну исследователей, но прежде чем попасть туда, необходимо отгадать загадки и прочитать ключевое слово
1. Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(ответ: Снежинка)
2. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет.
(ответ: Сосулька)
3. Сильным, слабым он бывает,
И осенним, и грибным,
Все растенья поливает,
Урожай чтоб лучше был.
(ответ: Дождь)
4. Кто бежит по горным склонам,
Тараторит сам с собой
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой?
(ответ: Ручеёк)
Воспитатель: а теперь скажите, ребята, что объединяет снежинку, сосульку, дождь и ручеек?
Примерные ответы детей: Это все вода
Воспитатель: Кто ни будь, помнит, в каком состоянии бывает вода?
Примерные ответы детей: (Жидком, твердом, газообразном).
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении.
Какая бывает вода?
Примерные ответы детей: (теплая, горячая, холодная, соленая, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).
Воспитатель: Для чего вода нужна человеку?
Примерные ответы детей: (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).
Воспитатель: Вы правильно ответили на мои вопросы, а теперь мои юные исследователи я приглашаю вас в лабораторию. Кто из вас знает, что люди делают в лабораториях, а кто там работает?
Примерные ответы детей: (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
Воспитатель: а вам интересно? Хотели бы туда попасть?
Примерные ответы детей:
Практическая часть (Опытно-экспериментальная)
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в лабораторию. Ребята, ответьте мне, что находится перед вами
Примерные ответы детей: (одноразовые стаканчики, ложки, молоко, вода, сахар, краски, красители и т. д.)
Воспитатель: Вам интересно? Вы уже догадались, что ученые исследуют в этой лаборатории?
Примерные ответы детей:
Воспитатель: Сегодня мы с вами превратимся в таких учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
(дети переодеваются в лаборантов: надевают белые халаты, помогают друг другу. Занимают свои рабочие места.)
Воспитатель: Приступим к нашим исследованиям. (Алгоритмы разложены на столе-это картинки.) Ребята берите любой алгоритм
Вода не имеет формы
Опыт 1. Какой формы вода?
Воспитатель спрашивает у детей, имеет ли форму вода?
Примерные ответы детей: нет
Воспитатель: с помощью чего можно узнать форму воды?
Примерные ответы детей:
Воспитатель: Я предлагаю взять узкую баночку и наполнить ее водой, потом перелить эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.)
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода– жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы
Вода не имеет цвета
Опыт 2. Какого цвета вода?
Воспитатель: У меня в руках два стаканчика, скажите мне, что в них находится?
Примерные ответы детей: (молоко, вода)
Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга
Примерные ответы детей: цветом, вкусом. Молоко цвета белого, а вода бесцветная
Воспитатель: Скажите мне, если мы добавим в воду краску, она изменит цвет или нет?
Примерные ответы детей:
Воспитатель: А Вы точно уверены, что вода поменяет цвет?
Примерные ответы детей:
Воспитатель: Если вы хотите, проведем небольшой опыт и узнаем точный ответ. (Воспитатель берет 2-х человек и предлагает им смешать краску с водой. Потом интересуется полученным результатом): скажите, изменила ли вода цвет?
Примерные ответы детей:
Воспитатель: Скажите, что будет, если еще раз перелить воду?
Примерные ответы детей: (она опять поменяет цвет)
Вывод: Вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
Опыт 3. Вода – растворитель.
Воспитатель: а есть ли у воды вкус? (Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Для этого опыта потребуется смешать воду с сахаром, солью. Ребята решают, кто будет делать какой опыт)
После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая-как сироп, соленая-как рассол
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
Физкультурная минутка
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
Воспитатель: Отдохнули, ребята? Вам интересно, что случилось с мукой и маслом? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды. (Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли муку.) Что же мы видим?
Примерные ответы детей:
Воспитатель: Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Но есть и такие вещества, которые не смешиваются, как масло, как мука, которая выпадает в осадок)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что нефть, она как масло жирная и на поверхности воды оставляет пленку. Поэтому очень опасна для организмов, которые живут в воде, это иногда случается, когда нефть разливается на поверхности океана, кислород не поступает в воду из-за жирной пленки и рыбы погибают, так как им нечем дышать
Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.
Воспитатель: Ребята, а вода чем пахнет? (Дети определяют, есть ли у воды запах.)
Примерные ответы детей:
(Затем дети предлагают размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова понюхают воду. У воды появился запах)
Воспитатель: Но не только от жидкостей вода может пахнуть, я предлагаю вам заварить мятный чай в пакетах. (Воспитатель помогает детям заварить чай, уже при наливании кипятка, от чашек с чаем идет аромат)
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.
Воспитатель: Ребята вы большие молодцы, справились со всеми экспериментами. Мы продолжаем наше путешествие. Я приглашаю вас в лесную школу, где звери интересуются путешествием воды. (Смотрим отрывок из фильма Круговорот воды)
-Ребята, а вы запомнили, как путешествуют капли воды?
Примерные ответы детей:
Воспитатель: а вы можете выложить картинку, где объясняется Круговорот воды в природе?
Примерные ответы детей:
Воспитатель: Перед вами находятся вырезанные детали, вам же необходимо собрать картинку. Скажите, какие детали перед вами.
Примерные ответы детей: солнце, облака, вода, горы, трава, река (Дети вместе составляют схему круговорота воды в природе)
Воспитатель: Правильно. Вот вы и составили картину по «Круговороту воды в природе»
Рефлексия
Воспитатель: а вот после каждого дождя в природе, когда выходит солнце, на небе можно увидеть
Примерные ответы детей:
Воспитатель: В игре- «Цветик-Семицветик» каждый из вас может составить из лепестков радугу, составляя радугу ребята, расскажите, что нового и интересного узнали о воде
Примерные ответы детей: