МААМ-картинки

Опытно-экспериментальное занятие «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды»

Оксана Тихова
Опытно-экспериментальное занятие «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Активизировать их знания о различных природных явлениях. Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Задачи:

Образовательные:

-развитие познавательного интереса к миру природы;

-закрепить знания детей о свойствах воды: без цвета, без запаха, без вкуса, без формы и т. д. ;

-закрепить знания о значении воды в жизни человека;

-обобщить и пополнить детские представления о состоянии окружающей среды;

-активация словарного запаса детей.

-формирования навыков коллективного общения.

Развивающие:

-способствовать развитию познавательной активности, любознательности;

-развивать коммуникативные навыки;

-развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление;

-формировать способность делать умозаключение, анализировать.

-развитие социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту,

Воспитательные:

-воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и решать ее;

-воспитывать чувство ответственности и желание помогать другим;

-создавать условия для воспитания гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и прививать бережное отношение к воде.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2. Проведение экспериментов с водой

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4. Чтение художественной литературы по теме «Вода».

Оборудование:

Образовательный фильм «Круговороте воды в природе», проектор, фрагменты картинок, объясняющие круговорот воды в природе, прозрачные стаканчики, ложки, молоко, вода, краски, красители, сахар, мука, масло подсолнечное)

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, какие путешествия нравятся вам, кто такие путешественники, кто из вас был в путешествиях, что нужно брать с собой в путешествие? Люди по карте и узнают что-нибудь интересное, а уже потом отправляются туда. А вы хотели бы отправиться в путешествие?

Примерные ответы детей:

Воспитатель: Вот мы с вами отправляемся в страну исследователей, но прежде чем попасть туда, необходимо отгадать загадки и прочитать ключевое слово

1. Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(ответ: Снежинка)

2. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет -

Заплачет она и умрет.

(ответ: Сосулька)

3. Сильным, слабым он бывает,

И осенним, и грибным,

Все растенья поливает,

Урожай чтоб лучше был.

(ответ: Дождь)

4. Кто бежит по горным склонам,

Тараторит сам с собой

И в густой траве зелёной

Прячет хвостик голубой?

(ответ: Ручеёк)

Воспитатель: а теперь скажите, ребята, что объединяет снежинку, сосульку, дождь и ручеек?

Примерные ответы детей: Это все вода

Воспитатель: Кто ни будь, помнит, в каком состоянии бывает вода?

Примерные ответы детей: (Жидком, твердом, газообразном).

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении.

Какая бывает вода?

Примерные ответы детей: (теплая, горячая, холодная, соленая, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).

Воспитатель: Для чего вода нужна человеку?

Примерные ответы детей: (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).

Воспитатель: Вы правильно ответили на мои вопросы, а теперь мои юные исследователи я приглашаю вас в лабораторию. Кто из вас знает, что люди делают в лабораториях, а кто там работает?

Примерные ответы детей: (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

Воспитатель: а вам интересно? Хотели бы туда попасть?

Примерные ответы детей:

Практическая часть (Опытно-экспериментальная)

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в лабораторию. Ребята, ответьте мне, что находится перед вами

Примерные ответы детей: (одноразовые стаканчики, ложки, молоко, вода, сахар, краски, красители и т. д.)

Воспитатель: Вам интересно? Вы уже догадались, что ученые исследуют в этой лаборатории?

Примерные ответы детей:

Воспитатель: Сегодня мы с вами превратимся в таких учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.

(дети переодеваются в лаборантов: надевают белые халаты, помогают друг другу. Занимают свои рабочие места.)

Воспитатель: Приступим к нашим исследованиям. (Алгоритмы разложены на столе-это картинки.) Ребята берите любой алгоритм

Вода не имеет формы

Опыт 1. Какой формы вода?

Воспитатель спрашивает у детей, имеет ли форму вода?

Примерные ответы детей: нет

Воспитатель: с помощью чего можно узнать форму воды?

Примерные ответы детей:

Воспитатель: Я предлагаю взять узкую баночку и наполнить ее водой, потом перелить эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.)

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода– жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы

Вода не имеет цвета

Опыт 2. Какого цвета вода?

Воспитатель: У меня в руках два стаканчика, скажите мне, что в них находится?

Примерные ответы детей: (молоко, вода)

Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга

Примерные ответы детей: цветом, вкусом. Молоко цвета белого, а вода бесцветная

Воспитатель: Скажите мне, если мы добавим в воду краску, она изменит цвет или нет?

Примерные ответы детей:

Воспитатель: А Вы точно уверены, что вода поменяет цвет?

Примерные ответы детей:

Воспитатель: Если вы хотите, проведем небольшой опыт и узнаем точный ответ. (Воспитатель берет 2-х человек и предлагает им смешать краску с водой. Потом интересуется полученным результатом): скажите, изменила ли вода цвет?

Примерные ответы детей:

Воспитатель: Скажите, что будет, если еще раз перелить воду?

Примерные ответы детей: (она опять поменяет цвет)

Вывод: Вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

Опыт 3. Вода – растворитель.

Воспитатель: а есть ли у воды вкус? (Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Для этого опыта потребуется смешать воду с сахаром, солью. Ребята решают, кто будет делать какой опыт)

После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая-как сироп, соленая-как рассол

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

Физкультурная минутка

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

Воспитатель: Отдохнули, ребята? Вам интересно, что случилось с мукой и маслом? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды. (Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли муку.) Что же мы видим?

Примерные ответы детей:

Воспитатель: Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Но есть и такие вещества, которые не смешиваются, как масло, как мука, которая выпадает в осадок)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что нефть, она как масло жирная и на поверхности воды оставляет пленку. Поэтому очень опасна для организмов, которые живут в воде, это иногда случается, когда нефть разливается на поверхности океана, кислород не поступает в воду из-за жирной пленки и рыбы погибают, так как им нечем дышать

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

Воспитатель: Ребята, а вода чем пахнет? (Дети определяют, есть ли у воды запах.)

Примерные ответы детей:

(Затем дети предлагают размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова понюхают воду. У воды появился запах)

Воспитатель: Но не только от жидкостей вода может пахнуть, я предлагаю вам заварить мятный чай в пакетах. (Воспитатель помогает детям заварить чай, уже при наливании кипятка, от чашек с чаем идет аромат)

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

Воспитатель: Ребята вы большие молодцы, справились со всеми экспериментами. Мы продолжаем наше путешествие. Я приглашаю вас в лесную школу, где звери интересуются путешествием воды. (Смотрим отрывок из фильма Круговорот воды)

-Ребята, а вы запомнили, как путешествуют капли воды?

Примерные ответы детей:

Воспитатель: а вы можете выложить картинку, где объясняется Круговорот воды в природе?

Примерные ответы детей:

Воспитатель: Перед вами находятся вырезанные детали, вам же необходимо собрать картинку. Скажите, какие детали перед вами.

Примерные ответы детей: солнце, облака, вода, горы, трава, река (Дети вместе составляют схему круговорота воды в природе)

Воспитатель: Правильно. Вот вы и составили картину по «Круговороту воды в природе»

Рефлексия

Воспитатель: а вот после каждого дождя в природе, когда выходит солнце, на небе можно увидеть

Примерные ответы детей:

Воспитатель: В игре- «Цветик-Семицветик» каждый из вас может составить из лепестков радугу, составляя радугу ребята, расскажите, что нового и интересного узнали о воде

Примерные ответы детей:

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Круговорот воды в природе»Дидактическое пособие «Круговорот воды в природе» Дидактическое пособие «Круговорот воды в природе» Цель: Сформировать представления ребенка о свойствах круговорота воды в природе. Задачи:.

Фотоотчёт об опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе»Фотоотчёт об опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе» Фотоотчёт об опытно – исследовательской деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе». Цель: Дать детям понятие о круговороте.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды. Круговорот воды в природе»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды. Круговорот воды в природе» Программное содержание: обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе - воде; уточнить значение воды для всего живого;.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальное занятие «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды»
Опубликовано: 4 декабря 2024 в 21:39
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-экспериментальное занятие «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Тихова (УИ 2162269) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД