Валентина Родькина
Опытно-экспериментальная работа в процессе ознакомления детей с зерновыми и овощными культурами. Открытое занятие-лаборатория
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии
в подготовительной группе на тему:
«Опытно – экспериментальная работа
в процессе ознакомления детей с зерновыми
и овощными культурами».
Выполнил:
Родькина В. Г. воспитатель
высшей квалификационной категории.
МБДОУ «Атемарский детский сад №1»Теремок»
Республики Мордовия.
Публикация «Опытно-экспериментальная работа в процессе ознакомления детей с зерновыми и овощными культурами, Открытое занятие-лаборатория» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Цель: Развивать знания детей о строении зерновых и овощных культур, об условиях, необходимых для роста растений; развивать интерес к опытно – экспериментальной работе, умению работать по схеме а также воспитывать трудовые навыки детей, умение ставить перед собой цель и добиваться результата, участвовать в общем деле, внося свой вклад.
Оборудование: Букет в красивой непрозрачной обвертке с колосьями пшеницы, конверт с карточками (на каждого ребенка, тарелка со злаками (на каждого ребенка, пробирки: с зерном, мукой, гречихой, гречкой, просом, пшенкой, лук, нож, увеличительные стекла, микроскопы, цельная яичная скорлупа, подставки для яиц, фломастеры, вата, маленькие луковички,
Ход занятия.
(Раздается стук в дверь и передают воспитателю букет в красивой обвёртке, не сказав от кого).
Воспитатель. - Ребята, давайте сейчас рассмотрим цветы в этом букете и надеюсь, что они также красивы, как и обвёртка и, возможно, мы узнаем адресата.
(Раскрывает, а там не цветы, а колосья). (Обращается к детям).
-Что такое? (Колосья.)
-Где они растут? (В поле.)
-Их кто- нибудь сажает, или сами растут? (Сажают люди.)
- А для чего? (Чтобы получить муку).
-Для чего нужна мука? (Чтобы испечь хлеб, торт, печенье и т. д.)
-Давайте вспомним, из каких частей состоит колос, когда он растет в поле? (Корень, стебель, колос.)
Работа с карточками.
(У каждого на столе конверт с карточками с изображением частей колоса, когда он растет в поле (корень, стебель, колос) и что - то лишнее, например, вишня, арбуз, огурец, цветок т. д.)
Воспитатель - Перед вами лежит конверт, внимательно рассмотрите содержимое и найдите, что лишнее? (Дети отмечают, что лишнее и почему).
Работа со злаками.
( Перед каждым ребенком тарелочка с различными злаками: рис, гречка, зерно, пшено.)
Воспитатель. - Из тарелочки выбрать и положить на стол перед собой те злаки, которые растут в этих колосьях. (Воспитатель наблюдает за работой детей, а потом просит их сложить обратно в тарелочку.)
(Воспитатель продолжает)
– Вот как много всего вы знаете о зерновых культурах, (вдруг находит записку в глубине этого странного «букета» и читает:
- «Это самое ценное и дорогое, что растет у вас на земле». Инопланетянин.
Ребята, даже инопланетяне знают, какое важное значение имеют для нас зерновые культуры, поэтому мы всегда должны помнить, что хлеб нужно беречь.
Воспитатель: - Ребята, вы знаете, что люди в поле сажают не только зерновые, но и другие культуры. Про некоторые из них мы и поговорим, а про что именно – вы догадаетесь, когда отгадаете загадку.
«Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает - тот слезы проливает».
Дети: - Лук.
Воспитатель:
- Объясните выражение «…кто его раздевает, тот слезы проливает». (Дети объясняют)
-Если он такой горький, жжёт глаза, от него плачут, для чего же его сажают? (Чтобы быть крепким и здоровым - в нём много витаминов).
Сейчас мы немного отдохнем, и продолжим беседу.
Физкультминутка.
«Белое облако, маленькое облако,
Подари нам, облако, капельку дождя. (Поднимают руки и делают упражнения)
Маленькое зернышко в землю нами брошено.
Маленькое зернышко без воды растить нельзя. (Упражнения).
Работа в мини - лаборатории
Воспитатель. - Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в мини – лабораторию.
(Выставлены пробирки с зерном, мукой, гречихой, гречкой, просом, пшеном; на каждого ребенка: тарелка с зернами пшеницы или ржи, увеличительные стекла; муляж зерна в разрезе в увеличенном виде; лук, нож.)
Воспитатель продолжает: - В нашей лаборатории выставлены злаковые культуры, которые растут у нас в поле и то, что из них мы получаем – из зерна - муку, из гречихи – гречку и т. д. (Показывает).
А теперь возьмите увеличительное стекло и рассмотрите зерна, которые лежат на тарелке. (Дети отмечают, какой они формы, цвета и т. д.)
Ребята, даже через увеличительное стекло, мы не сможем рассмотреть внутреннее строение зерна, т. к. они слишком маленькие, поэтому в нашем музее есть муляж зерна в увеличенном виде, где мы можем хорошо рассмотреть его строение и развитие. (Рассматривают и беседуют).
Таким же образом рассматривают строение лука в разрезе.
Воспитатель отмечает, что если поместить лук и зерно в сырое место, то появятся ростки и растение начнет расти, следовательно, мы приходим к выводу, что в них сохраняется жизнь даже тогда, когда они лежат в хранилище. Я вам сейчас это докажу. (Воспитатель отделяет пленку между слоями у лука и предлагает его рассмотреть через микроскоп.)
Дети подходят к микроскопам.
Работа с микроскопами. (В процессе работы дети меняются местами.)
На вопрос воспитателя, что они видели? Дети отмечают свои наблюдения – кто видел капли воды, кто - камешки, кто - брызги воды и т. д.
Воспитатель делает вывод: - Все, что они видели – это клетки, они имеют разную форму и разную величину и, благодаря им (клеткам, сохраняется жизнь в злаковых и овощных культурах.
А теперь мы отправляемся в страну сказочных героев. (Дети подходят к столам, где приготовлено все необходимое, для изготовления сказочного героя – Чиполино).
Изготовление поделки.
Для поделки нужно: цельная яичная скорлупа, подставка для яиц, фломастеры, вата, маленькая луковичка.
Как сделать.
1. Аккуратно уберите верхнюю часть скорлупы, а на оставшейся части яркими фломастерами нарисуйте рожицы.
2. Вставьте скорлупки в подготовленные подставки. Положите внутрь вату, затем положите на неё луковичку и налейте столько воды, чтобы они стали влажными.
3. Поставьте скорлупки в теплое, хорошо освещенное место. Через несколько дней лук прорастет, и у человечков появятся волосы.
Воспитатель берет поделку, с заранее пророщенными «волосами» и отмечает, что благодаря луку наш сказочный герой ожил – у него появились волосы. Скоро и ваши поделки оживут.
Работа по схеме. (На первой изображены колос и лук, на второй – пробирки, на третьей – микроскоп, на четвертой – яйцо).
Воспитатель продолжает: - Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? С помощью схемы дети отмечают, что они говорили о зерновых и овощных культурах, потом посетили мини – лабораторию, работали с микроскопами, делали сказочного героя Чиполино.
Литература:
1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Аркти, 2003
2. Использование проектной деятельности в детском саду: Методическое пособие. Казань: РИЦ. 201 1 г
3. Масленникова О. М. Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель 2009