Ксения Рябухина
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Волшебница Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Образовательные задачи:
1. Закрепить знания о свойствах воды (текучесть, бесцветность, не имеет запаха, вкуса, чистая, легкие предметы плавают на поверхности воды, а тяжелые тонут).
2. Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.
3. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе „Волшебница Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.
2. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды (чистая вода).
3. Воспитывать умение услышать, почувствовать различные эмоциональные состояния в звуках природы.
Демонстрационный материал.
Мокрые следы, письмо, посылка, таблицы для занесения результатов экспериментирования, черный маркер, аудиозапись звуков воды (дождь, водопад, капель, море, ручей, мяч, капельки с буквами «В», «О», «Д», «А», изображение рака, рыбы и осьминога.
Раздаточный материал.
простые карандаши, карточки с примерами, одноразовые пластиковые стаканы, ложки, пластиковая посуда различной формы, монеты, зубочистки, шурупы, стеклянные шары, веточки дерева, две пол-литровые и одна двухлитровая банка, пластиковые тарелки, два сырых яйца, соль, два сосуда (с чистой водой и вода с выжитым соком апельсина и лимона).
Подготовительная работа.
Опытническая деятельность в группе, изучение свойств воды, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде в природе и природных явлениях, рассматривание и обсуждение картин И. И. Левитана «На озере», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», И. К. Айвазовского «Черное море», «Девятый вал», А. К. Саврасова «Ранняя весна. Оттепель», чтение художественной литературы и отгадывание загадок по теме, игра «Какая бывает вода и что она делает?», беседа с детьми о необходимости воды человеку, животному, растению, слушание звуков воды в природе.
Словарная работа:
обогащение словаря: плотность предмета;
активизация словаря: прилагательные - текучая, прозрачная, безвкусная, минеральная, болотная, морская, речная, родниковая, водопроводная; глаголы - течет, точит камни, капает, журчит, кипит, бурлит, шумит, бежит.
Ожидаемый результат.
Дети научились:
1. рассуждать, анализировать и делать соответствующие выводы;
2. рассказывать о свойствах воды, о значении воды в жизни живых существ;
3. устанавливать причинно – следственные связи в процессе экспериментирования.
Непосредственная образовательная деятельность.
Организационный момент.
Ребята, посмотрите на полу мокрые следы. Кто же здесь натоптал? Пойдемте по этим следам и узнаем, кто же здесь был. (Находим большую посылку). Кто прислал письмо непонятно! Смотрите! Здесь что- то написано «Прежде чем распаковать посылку, отгадайте загадку и узнаете от кого она».
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода).
Верно, это письмо от Волшебницы Воды (читаю письмо).
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я Волшебница вода. Много слышала о вас, что вы умеете отгадывать тайны воды.
Давайте с вами поиграем в игру «Отгадай загадку».
Давайте!
1-я загадка:
Не кузнец, а с клешнями.
(Рак)
2-я загадка:
Блещет в речке чистой, спинкой золотистой.
(Рыба)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног-
Вот и весь я - …
(Осьминог)
Скажите, что объединяет рака, рыбу и осьминога?
Чтобы дать правильный ответ, я приготовила вам интересные задания. Правильно выполняете задание, получаете одну букву ответа.
Все задания будете выполнять в лабораториях. Вы готовы узнать ответ на вопрос? Тогда в добрый путь.
Сегодня работают две лаборатории. Каждый из вас возьмите карточку с примером и простой карандаш. Решите пример и узнаете, в какой лаборатории вы будете экспериментировать. Второе число в примере - это номер вашей лаборатории.
4+?= 5 3+?= 4 1+?= 2 5+?= 6 6+?= 7
3+?= 5 2+?=4 4+?= 6 5+?= 7 6+?= 8
Все решили? Расходимся по лабораториям.
Первое задание.
Цель: определить экспериментальным путем, в каком сосуде находится чистая вода.
Перед вами два сосуда с жидкостями. Вам экспериментальным (опытным) путем необходимо доказать в каком сосуде вода (у 1-й лаборатории в 1-м сосуде вода, 2-м – вода с соком апельсина и лимона; у 2-й наоборот). Данные заносите в таблицу и делаете соответствующие выводы (у каждого на листе бумаги таблица и карандаш). На всю работу вам отводится пять минут. Приступайте к работе (переворачиваю песочные часы, время пошло!
Таблица №1 «Свойства жидкости».
Свойства Проба №1 Проба №2
Форма
Цвет
Запах
Вкус
Текучесть
Вывод: 1-я лаборатория – в 1-м сосуде вода, т. к. данная жидкость текучая, не имеет цвета, запаха, вкуса, во 2-м сосуде вода имеющая вкус, запах.
2-я лаборатория – во 2-м сосуде вода, т. к. данная жидкость текучая, не имеет цвета, запаха, вкуса, в 1-м сосуде вода, имеющая вкус, запах.
Молодцы, ребята! Вы получаете первую букву ответа «В».
Второе задание.
Цель: исследовать плавучесть предметов, объяснить, почему легкие предметы держатся на поверхности воды, а тяжелые тонут.
Вам необходимо исследовать плавучесть данных предметов (железная чайная ложка, монеты, шишки, апельсин с кожурой и очищенный, зубочистка). Данные заносите в таблицу и делаете выводы.
В вашем распоряжении пять минут, время пошло (переворачиваю песочные часы).
Таблица №2 «Плавучесть предметов»
Материал Тонет Не тонет
Шуруп
Монетка
Стеклянный шарик
Веточки дерева
Зубочистка
Вывод: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают на поверхности воды. Все предметы состоят из маленьких частичек. Если частички расположены близко друг к другу, говорят, материал имеет большую плотность. Плотность металла очень большая, поэтому все металлические предметы утонули. Стеклянный шар тоже тяжелый и поэтому утонул. Если частички располагаются не плотно – маленькая плотность материала. Вот почему зубочистки и веточка дерева не утонули.
Молодцы! Вторая буква ответа «О».
Вы проделали опыты, сделали очень важные выводы. Предлагаю вам немного размяться.
Физкультминутка «Как приятно в речке плавать!»
(физкультминутка проходит под музыку шума воды)
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Третье задание.
Отдохнули! Занимайте свои места. Выполним графический диктант. Полученный рисунок – это название следующего опыта.
3 клетки вниз, 1 клетка по диагонали вниз, 3 клетки в право, 1 клетка по диагонали в верх, 4 клетки вверх.
Что у вас получилось? (разбитое яйцо).
Молодцы!
Попробуйте отгадать «Секрет яйца – попрыгунчика».
Оборудование: пустые стеклянные банки - две пол – литровые, одна двухлитровая. На блюдце рядом - два сырых яйца и стакан поваренной соли, столовая ложка, кувшин с водопроводной водой.
1. В первую банку наливаю воду и опущу яйцо. Что произошло? (Оно утонуло).
2. Во 2 банку наливаю воды и добавляю 2 столовые ложки соли. Что вы наблюдаете? (Яйцо плавает на поверхности).
Как вы думаете, что произойдет с яйцом, если в двухлитровую банку перелить воду из 1-й банки, а потом из 2-й? (Яйцо будет плавать посредине).
А сейчас начну поочередно наливать воду из 1-й банки, а потом из 2-й. Что происходит с яйцом?
Кто отгадает секрет «яйца – попрыгунчика»? (Яйцо будет, то тонуть, то всплывать).
Вывод: В соленой воде легче плавать потому, что любое тело поддерживает не только вода, но и частички соли, растворенные в воде.
Молодцы, ребята! Заработали следующую букву ответа «Д».
Вспомните, на занятиях мы говорили, что воду можно нарисовать. Приведите примеры великих художников, которые изображали воду на своих холстах? (И. И. Левитан «Весна. Большая вода», И. К. Айвазовский «Девятый вал» и «Черное море»).
Молодцы, ребята!
Оказывается воду можно не только нарисовать, но и услышать.
Предлагаю вам немного отдохнуть.
Располагайтесь поудобнее на ковре. Сейчас вы услышите звуки воды. Вам нужно угадать, что звучит?
Звучит запись:
- дождя;
- водопада;
- моря;
- капели;
- ручья.
Молодцы, ребята! Умеете слушать воду!
Четвертое задание.
Отдохнули, а теперь вам осталось угадать последнюю букву. Поиграем с вами в игру, которая называется «Какая бывает вода и что она может делать?»
Игра: дети встают в круг, воспитатель в центре круга с мячом. Воспитатель задаёт вопросы и кидает мяч одному из детей, тот ловит мяч, отвечая на вопрос «какая бывает вода?» и возвращает мяч воспитателю. ( Варианты ответов: минеральная, безвкусная, прозрачная, без запаха, бесцветная, водопроводная, речная, морская болотная, родниковая). «Что делает вода?» (течет, капает, журчит, кипит, бурлит, точит камни, стекает, утоляет жажду).
Молодцы! Последняя буква ответа «А».
Друзья мои, вот вы и собрали все буквы ответа. Вспомним вопрос Волшебницы Воды «Что объединяет рака, рыбу и осьминога?»
Ответ «Вода».
Объясните, почему этих животных объединяет вода?
Потому что рак, рыба и осьминог живут в воде, это их среда обитания.
Молодцы, ребята!
Итог.
Сегодня, выполняя задания Волшебницы Воды, вы все очень старались, и у вас всё получилось. Вы нашли ответ на поставленный вопрос и объяснили его. Волшебница Вода вам приготовила сюрприз (вносят посылку) – это минеральная вода. Спасибо всем!