Валентина Греян
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ в средней группе для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями
его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.
Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как
- самостоятельность,
- целеустремленность,
-ответственность,
-инициативность,
-настойчивость.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ в средней группе для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Педагог работает в этом направлении во время проведения занятий НОД, на прогулках, тематических досугах, мотивирует к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Для опытных исследований организуется предметно-пространственная среда: создаётся уголок исследований, центр экспериментирования или мини-лаборатория. Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.
Задачи:
Образовательные задачи[/b]
-Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
-Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
-Формирование умения делать выводы, открытия
Развивающие задачи[/b]
-Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
-Развитие мелкой моторики и координации движений.
-Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
-Развитие внимания и памяти.
-Развитие речевых способностей.
Воспитательные задачи[/b]
-Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
-Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
-Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
-Воспитание усидчивости и аккуратности.
Занятие опытно-экспериментальной направленности в детском саду строится с учётом возрастных особенностей детей в условиях временных рамок по нормам САНПиН:
младшая группа — 15 минут;
средняя группа — 20 минут;
старшая группа — 25 минут;
подготовительная группа — 30 минут.
Для профилактики переутомления используются различные формы деятельности: игровая (дидактические игры, физическая (физкультминутки, подвижные игры, развлекательная (пение, познавательная (изучение наглядного материала, проведение беседы).
Ход занятия
Ребята с воспитателем заходят в группу, видят на столе лужу воды и рядом «Незнайку».
Воспитатель: Ребята что произошло в группе? Кто к нам пришёл в гости? Вы его знаете?
Дети: Незнайка!
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка. Ребята, давайте поздороваемся с нашим гостем.
Дети: Здравствуй, Незнайка.
Воспитатель: Ребята, кажется, Незнайка чем-то расстроен. Он сказал, что так спешил с вами познакомиться, не заметил на столе стакан с водой и нечаянно опрокинул его. Что случилось с водой, которая была в стакане?
Дети: Разлилась.
Воспитатель: Нужно убрать воду со стола. Поможем Незнайке?
Дети: Да.
Воспитатель: Незнайка мне сейчас шепнул, что воду нужно собрать в стакан так же, как мы собираем игрушки. Как вы думаете, можно сложить воду в стакан? Мы же собираем игрушки на место ручками, вот и воду соберём!
Выходите Демид и Машенька, помогите нам собрать воду. Дети выполняют поручения.
Воспитатель: Получилось у вас собрать воду в стакан?
Дети: Нет!
Воспитатель: А, может, мы соберём воду совочками. Песок же собираем! Вызывает ещё нескольких деток для выполнения поручения.
Воспитатель: Ребята, вода никак не возвращается в стакан. Как можно ещё собрать воду со стола?
Дети: Тряпочками.
Воспитатель: Давайте попробуем. Выходят дети, которые ещё не участвовали в эксперименте.
Воспитатель: Посмотри, Незнайка, мы с ребятами всё вытерли. Помогли нам в этом тряпочки. А, знаете, почему мы не смогли собрать воду руками и совочком? Потому что вода жидкая. Когда мы жидкое что-то разливаем, получается лужа. И собрать лужу как раз и помогают тряпочки. Какие вы ещё знаете жидкости?
Дети: сок, молоко, компот, чай,суп,.
Воспитатель: Молодцы ребята! А что наша няня делает, когда что-то вдруг разольётся?
Дети: Вытирает тряпочкой.
Итог.
Воспитатель: Незнайка благодарит вас, ребята, за помощь и говорит, что теперь-то он точно запомнил, что поможет ему собрать жидкость, если вдруг разольёт.
Незнайка прощается с ребятами.
Воспитатель: Ну, что же ребятки, Незнайке мы с вами помогли, а теперь приступаем к самой интересной и увлекательной части нашего сегоднешнего занятия - к опытно-эспериментальной деятельности. Где каждый из вас сможет поучаствовать и получить новые знания! Вы готовы?
Дети: ДА!
Тема. Окрашивание воды
Цель: Помочь выявить свойства воды
Материал: вода (холодная и теплая, гуашь синего цвета.
Оборудование: емкость, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Дети с воспитателем рассматривают в воде 2-3 предмета. Предметы хорошо видны. (Вода прозрачная)
- Что произойдет, если в воду опустить рисунок, написанный красками? (Рисунок размылся, а вода изменила цвет. Частички краски попали в воду).
Нельзя брать грязные пальцы в рот.
- Как еще можно окрасить воду? (Добавить краситель в оба стаканчика)
- Как изменится окраска, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной, запах – сильнее).
Вывод: Вода прозрачна, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах: чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Может быть теплой и холодной. Может нагревать другие вещества. Некоторые вещества в воде растворяются.
Тема. Делаем облако
Цели: Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь.
Материал: завязанный пакет с водой, зубочистка.
Оборудование: пластмассовая емкость.
Давайте сами сделаем облако.
Правила:
- Аккуратно обращайтесь с предметами.
Воспитатель наливает в полиэтиленовый пакет воды (примерно 2,5 мл).
Ребенок крепко держит руками пакет с водой над пластмассовой емкостью, другой ребенок зубочисткой прокалывает пакет.
Капельки в виде дождя начинают капать.
Вывод: Пар собирается в облаке, когда капли становятся тяжелыми, падают на землю в виде дождя.
Тема: Тонет – не тонет
Цель: приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести к выводу: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают. Знакомить детей со свойствами разных материалов (какие предметы тонут, а какие держатся на поверхности воды).
Задачи:
- образовательные: расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования (высказывать предположения, делать выводы, обследовать предметы)
- развивающие: развивать словарь и диалогическую речь: отвечать на вопросы, не повторять реплики детей; развивать тактильно - кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук; развивать интерес к экспериментированию; закрепить понятие о свойствах предметов; развивать логическое мышление
- воспитательные: воспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность (повторить правила игр с водой, поддерживать позитивное настроение
Материалы: емкости с водой, перо, гвоздь, деревянная палочка, резиновая рыбка, шарик, камень, пластмассовая игрушка.
Тема : Получение нового цвета
Вовремя этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании двух цветов: желтого и синего.
Понадобится: Три стакана, пищевые красители, две салфетки
Ход: возьмите три стакана: в первый налейте воду и добавьте синий краситель, во второй – воду и желтый краситель. Третий (пустой стакан) поставьте между стаканами с красителями. Теперь возьмите две салфетки, сверните и опустите в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с красителем, а второй - в пустом стакане. Начинаем следить как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться. По истечении определенного времени замечаем, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет. Благодаря этому эксперименту дети заинтересуются процессом смешивания красок.
Таким образом, детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.
Результаты работы в рамках опытно-экспериментальной направленности показывают личностные изменения воспитанников. Дети становятся самостоятельнее, расширяется круг их интересов, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций. Таким образом, занятия по детскому экспериментированию выполняют социальный заказ на воспитание разносторонне развитой личности и закладывают в детях качества успешных исследователей.