Любовь Бахматова
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду
Процесс образования в дошкольном учреждении направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для дальнейшего развития в будущем. Развитие любознательности, ознакомление со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формирование умения планировать и анализировать — это является задачами современной системы образования. Дошкольники способны к самостоятельному поиску знаний, если педагог создал для этого соответствующие условия.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Актуальность проблемы заключается в том, что современный заказ общества определяет новые требования к современному человеку, как к личности, способный к поиску новых решений, экспериментированию. Современная личность – личность готовая творчески находить подход к решению новых возникающих проблем. В связи с этим необходимо воспитывать у порастающего поколения активности, самостоятельности в познании, способности решать проблемы опытно-экспериментальным путем. Поэтому с нашей точки зрения, начиная с дошкольного детства необходимо осуществлять формирование у ребенка навыка экспериментирования.
Экспериментальная деятельность детей (детское экспериментирование) определяется как форма активности детей, направленная на изменение предмета, явления действительности с целью познания, результатом экспериментирования является формирование обобщенных способов практического исследования ситуации. [3, 15] Рассматривая структуру экспериментальной деятельности, Н. И. Апполонова выделяет следующие элементы:
• постановка проблемы;
• осознание проблемной ситуации заканчивается постановкой познавательной задачи: «Что происходит, и почему так происходит?»;
• поиск путей решения проблемы;
• в результате анализа проблемной ситуации и осознания познавательной задачи выдвигаются предположения, идет их обсуждение;
• проведение наблюдения в специально созданных условиях; – обсуждение итогов и формулировка выводов; [1, 15]
Таким образом, основываясь на структуру экспериментальной деятельности, Н. И. Апполонова, мы определили что в процессе детского экспериментирования дети учатся:
• Видеть и выделять проблему
• Принимать и ставить цель
• Анализировать объект или явление
• Выделять существенные признаки, связи
• Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения
• Отбирать материал для самостоятельной деятельности
• Делать выводы
Чему же способствует экспериментальная деятельность? Достоинства.
· Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
· Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
· Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
· Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
· Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целепологания, способности преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.
В результате мониторинга уровня развития познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе, нами было определено, что большинство детей не видят проблему и не выделяют ее, не могут поставить цель. Ребятам достаточно сложно выделять существенные признаки, связи, выдвигать гипотезы, строить сложные предложения. Лишь единицы могут делать выводы. Поэтому основываясь на теоретические источники [2, 5], нами было определено, что дети старшей группы нужно стимулировать на самостоятельное проведение экспериментальных действий, создавать необходимые условия для реализации опытной деятельности.
Дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Через познание окружающего мира, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Ребенок задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.
Целью нашей работы является создание условия для развития познавательно-исследовательской деятельности по средствам и экспериментальной деятельности в детском саду. Для реализации цели мы проводим:
• Опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй);
• Знакомим дошкольников с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
• Знакомим с основными видами движения (скорость, направление);
• Развиваем географические представления – знакомим с глобусом, даём знания о Солнечной системе, о различных космических явлениях;
• При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности.
Опыты и эксперименты подразделяем на демонстрационные (воспитатель сам проводит опыт и показывает его, а воспитанники следят за последовательностью и результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у воспитанников) – дети по показу взрослого сами проводят эксперимент.
В группе мы организовали уголок экспериментирования, где в свободное время ребята самостоятельно повторяют опыты, применяя при этим полученные во время НОД знания, умения и навыки.
Дети радуются, удивляются и даже проявляют восторг от своих маленьких и больших «открытий». В процессе экспериментирования (самостоятельного или под руководством взрослого) дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.
Нами были определен примерный «алгоритм» подготовки и проведения
занятия – экспериментирования.
• Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и прочее) по изучению теории вопроса.
• Определение типа, вида и тематики занятия - экспериментирования.
• Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
• Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини - лаборатории или центре науки).
• Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезонности, возраста детей, изучаемой темы.
• Обобщение результатов наблюдений в различной форме (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы и рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Также мы разработали примерную структуру занятия – экспериментирования
• Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
• Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).
• Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
• Уточнение плана исследования.
• Выбор оборудование, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
• Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
• Анализ и обобщение, полученных детьми результатов экспериментирования.
Для более эффективного развития интереса дошкольников к экспериментированию в группе создаются мини-лаборатории (центры науки)
В нашей группе мы создали мини - лаборатории для проведения экспериментов:
• Определили место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.);
• Определили место для приборов;
• Определили место для выращивания растений;
• Определили место для хранения материалов (природного, «бросового»);
• - место для проведения опытов;
• Определили место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т. д.).
В мини-лабораторию внесли :
• Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, верёвки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щётки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей, колёсики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал, мельницы.
• Ё мкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.
• Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т. п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п.).
• Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт.
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т. п.).
4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ, синонимами (красивый, прекрасный, чудесный, антонимами (лёгкий - тяжёлый, а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).
Таким образом, метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира. Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения.
Это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Список используемой литературы
1. Ватлина, Е. А. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду / Е. А. Ватлина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 333-335. — URL :
2. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : «Педагогическое общество России», 2003. – 80 с.
3. Щетинина, В. В. К вопросу о развитии познавательноисследовательской деятельности дошкольников [Текст] / В. В. Щетинина // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Сб. науч. статей. Под ред. О. В. Дыбиной и [др. ] – Ульяновск, 2012. – Ч. 2. – Вып. 10. – С. 12-17.