Денисова Елена Николаевна
Опытно-экспериментальная деятельность «Песок и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый просмотр ООД по поисково-исследовательской деятельности по теме
«Состав и свойства песка»
Исполнитель:
Воспитатель МАДОУ «Лесовичок»
Денисова Елена Николаевна
Январь 2021 года
Цель: Развивать познавательную активность детей.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом.
• Дать представления о свойствах песка.
• Формировать умение осуществлять осознанную деятельность (как это делать? что я узнаю).
Развивающие:
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность „Песок и его свойства“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
• Создать условия для развития у детей внимания, памяти, мышления.
• Развивать самостоятельность, умение работать в паре.
• Развивать умение аргументировать свои суждения, делать выводы.
• Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
• Способствовать развитию у детей познавательного интереса к самостоятельной исследовательской деятельности.
Воспитательные:
• Закреплять навыки организованного поведения на занятии.
• Способствовать формированию интереса, доброжелательности, инициативы, ответственности, навыков сотрудничества и культуры общения со сверстниками.
• Способствовать воспитанию нравственно-волевых качеств, формированию представления о значимости природы в жизни человека.
Предварительная работа:
Прогулка-исследование, наблюдение, рассматривание энциклопедии «Пустыни»,просмотр презентации «Песок и его свойства» восприятие информации.
Словарная работа:
Пополнение словарного запаса; исследователи, сыпучий, фильтр, дюны, барханы.
Материалы и оборудование:
Проектор, песок сухой, мокрый, статический цветной, формочки, стаканчики, песочные часы, лупы, сито, воронки, вата,палочки, одноразовые ложки, соль, сахар,поролон, дидактический стол «Песочная анимация»
Ход: В детский сад пришло письмо д/сад «Лесовичок» старшая группа «Солнышко» без обратного адреса.
Вос-ль: Ребята, нам пришло письмо, но на нем нет обратного адреса. Как узнать, откуда оно пришло?
Дети: Можно спросить у почтальона.
Можно прочитать самому.
Можно посмотреть, что лежит в конверте.
(воспитатель открывает конверт и достает фото Старичка-Боровичка и письмо)
Вос-ль: (читает письмо) «Здравствуйте, ребята! Я вчера получил письмо от своего друга, Старичка- Песковичка, который живет в пустыне и сторожит растения и ее обитателей. Пишет он, что в его доме повсюду песок. Он хвалит свой дом, в гости приглашает. Говорит, что я такого никогда не видел. А я вот думаю, что этот самый песок на моей тропинке тоже есть. Только почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен. Ваш Старичок-Боровичок.
Вос-ль: Ну, что поможем выяснить, чем же удивителен песок?
Дети: Да! поможем!
Вос-ль: А чтобы ответить на все вопросы, мы с вами будем экспериментировать проводить настоящие исследования и изучать что-то новое. А вы хотите стать исследователями?
Дети: Хотим.
Вос-ль: А как вы думаете, кто такие исследователи?
Дети: Это люди, которые что-то изучают, смотрят в микроскопы, открывают
что-то новое, записываю это, фотографируют.
Вос-ль: Правильно, ребята, и все это потом узнаем мы с вами.
Итак, мы с вами исследователи, и я приглашаю вас в лабораторию. А кто из вас знает, что такое лаборатория?
Дети: Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.
Вос-ль: Молодцы. Прежде всего, хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории: без разрешения ничего не трогать; слушать очень внимательно и выполнять только то, что говорю я. Итак, что же будет объектом нашего исследования?
Дети: Песок.
Вос-ль: Ну что, Начнем искать в песке что-то удивительное.
«Сыпучий песок»
Возьмите мерной ложечкой немного песка и насыпьте его на тарелочку (дети выполняют). Легко ли сыплется песок? (ответы детей).
А теперь возьмите горсть песка, будем пересыпать его из ладошки в ладошку, а затем – из одной емкости в другую (стаканчики). Из емкости в воронку.
Самостоятельная работа детей с песком.
Песчинки разного размера, разного цвета.
Работа с лупой.
Вос-ль: Возьмите лупы и внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок: чем они похожи и чем отличаются? (дети рассматривают в лупы песок).Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?
Дети: Песок состоит из отдельных песчинок, они не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.
Вос-ль: Какого они цвета?
Дети: Темные и светлые.
Вос-ль: Давайте посмотрим, одинаковые ли они по размеру?
Дети: Неодинаковые, есть крупные и мелкие.
Вос-ль: Давайте проверим.
Песок мелкий и крупный
Работа с ситом.
Воспитатель: Через сито просеиваем песок (показывает, он сыплется из сита в емкость. Какой песок сыплется в емкость?
Дети: Мелкий.
Воспитатель: А какой песок остался в сите?
Дети: Крупный.
Воспитатель: Вывод: песок – сыпучее вещество, состоит из отдельных песчинок, которые не скреплены между собой и разные по размеру.
Воспитатель: Давайте понюхаем песок. Пахнет?
Дети: Не пахнет.
Воспитатель: Значит, сухой песок не имеет запаха. А теперь ваши емкости с песком полейте водой. Каким стал песок?
«Свойства мокрого песка»
Дети: Песок стал сырым.
Воспитатель? Давайте понюхаем мокрый песок. Он имеет специфический запах. А куда исчезла вода?
Дети: Вода забралась в песок и уютно устроилась между песчинками.
Воспитатель: Давайте посмотрим, просыплется ли влажный песок сквозь воронку? Почему? (дети выполняют)
Дети: Песок не просыпался, песчинки не хотят сыпаться.
Воспитатель: Правильно. Молодцы.
Работа с лупой.
Воспитатель: Рассмотрите сырой песок и сделайте вывод.
Дети: Песчинки прилипли друг к другу.
Воспитатель: Правильно. Песчинки прилипли, так как из мокрого песка выходит воздух. Но зато он может принимать любую форму, пока не высохнет. Возьмите формочки и убедитесь сами. (Дети выполняют)
Вывод: Мокрый песок не сыпется, он лепится.
Воспитатель: Возьмите в одну руку емкость с сухим песком, а в другую – с сырым. Что тяжелее? Почему?
Дети: Сырой песок тяжелее, а сухой легче. Потому что, среди сухих песчинок прячется воздух, а среди мокрых – вода.
На экране заставка с картинками: дюны, барханы.
Воспитатель: Как вы думаете, почему ветер наметает дюны?
Дети: Сухой песок легкий.
Воспитатель: Правильно! Видимо здесь и живет друг Старичка-Боровичка.
Давайте мы с вами тоже попробуем намести дюны.
«Песок может двигаться».
Воспитатель: Перед вами лоток с песком. А теперь возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он сыпался в одно и то же место. Что получилось?
Дети: Горка.
Воспитатель: Если долго сыпать песок, то в одном месте или в другом возникают сливы, Песок «движется» и «течет». А Что помогает двигаться песку?
Дети: Ветер.
Воспитатель: Возьмите трубочки и тихонько подуйте на песок, подгоняя его вперед. Что образуется?
Дети: Барханы.
Вывод: Песок «течет» и движется».
«Песок в воде не растворяется»
Воспитатель: Ребята, скажите, что надо сделать, чтобы вода стала сладкой или соленой?
Дети: Надо положить в него сахар или соль и размешать его.
Воспитатель: Давайте проверим, возьмите стаканчики с водой, кто хочет, положите соль, или сахар, размешайте палочкой и скажите что произошло?
Дети: Соль, сахар растворились.
Воспитатель: А теперь в воду положите ложку песка, размешайте его палочкой, дайте отстояться, и скажите что произошло?
Дети: Песок осел на дно стаканчика и не растворился.
Вывод: Песок в воде не растворяется.
Разминка «Песчинки»
«Песок хорошо пропускает воду»
Воспитатель: (в емкостях вода с примесью глины и мелкого мусора).
Ребята, посмотрите на свои стаканчики с водой, какая она?
Дети: Грязная.
Воспитатель: Можно ли пользоваться такой водой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Сейчас мы с вами будем его фильтровать, а поможет нам в этом песок.
Возьмите воронки, поставьте их в пустой стаканчик, положите в горлышко воронки кусочек ваты, затем насыпьте песок. А теперь наливаем туда часть «грязной» воды и ждем, пока вода не просочится в песок, посмотрите что получится (дети выполняю, наблюдают, высказывают свои наблюдения).
Воспитатель: Вода прошла через фильтр (песок, сравним отфильтрованную воду с грязной, Как изменилась вода?
Дети: Вода стала чище.
Вывод: Процеживая (фильтруя) грязную воду через чистый песок, можно получить чистую воду, но не питьевую. Песок – это природный фильтр, он пропускает воду.
Воспитатель: Скажите, а где используют песок? (ответы детей).
А что еще можно делать с песком?
Дети: Играть,
Воспитатель: Да, ребята, это очень увлекательное занятие. Я предлагаю вам поиграть с песком. Ведь он и правда волшебный, удивительный. А фотографии с нашими исследованиями мы отправим Старичку-Боровичку, пусть он похвастается своему другу Старичку-Песковичку, как мы ему помогали. Спасибо вам за работу!
ИТОГ:
Воспитатель: Что мы хотели сделать в начале занятия?
Дети: Помочь Старичку-Боровичку выяснить о песке.
Воспитатель: Что мы делали?
Дети: Исследовали, экспериментировали.
Воспитатель: Что было объектом нашего исследования?
Дети: Песок.
Воспитатель: Мы помогли Старичку-Боровичку выяснить удивительные свойства песка?
Дети: Помогли.
Дети играют с центром «Песочная анимация», «Кинетический песок» «Спрячь игрушки в песке»,