Кузнецова Маргарита
Опытно-экспериментальная деятельность «Вулканы» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в подготовительной группе
[/h3]
ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕМУ:" ВУЛКАНЫ"
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие,
социально-коммуникативное развитие,
развитие речи,
физическое развитие,
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Цель: развитие познавательного интереса, наглядно-образного мышления, речевой активности, фонематического слуха, зрительного внимания, слухового восприятия.
Задачи
Образовательные:
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность „Вулканы“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Познакомить детей с природным явлением «вулкан», его строением.
2. Способствовать накоплению представлений об окружающем мире. Показать детям эксперимент – извержение вулкана.
3. Продолжать учить детей видеть проблему, строить гипотезы, делать обобщения. Формулировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Развивающие:
1. Стимулировать желание детей экспериментировать;
развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
2. В процессе экспериментирования развивать воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности.
3. Продолжать закреплять умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к сверстникам.
Словарная работа: спящий вулкан, действующий вулкан, конусообразная форма, воронка, кратер вулкана, лава.
Оборудование: Сосуд с водой, красная, зелёная, синяя краска, желтая краска, сода, одноразовые тарелки, стаканы, поднос, макет вулкана, чайные ложки, салфетки, ватные палочки, слайды с изображением вулканов, пипетки, мольберт, халаты для детей и воспитателя,
Техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, видеоролик.
Предварительная работа: Рассматривание книг об окружающем мире, о вулканах, природных явлениях.
Словесные методы: уточнения, опросы, художественное слово, беседа, вопросы, поощрения.
Практические методы: совместные действия воспитателя и детей.
Ход образовательной деятельности.
Вводная часть.
Дети проходят в зал с воспитателем.
В: Дети, предлагаю вам поиграть в игру
Проводится речевая игра «Волшебные картинки»,
Правила игры: на магнитной доске прикреплены изображения предметов на листах бумаги, с обратной стороны которых изображение вулкана, распознав все звуки, с которых начинается слова, дети выстраивают картину «вулкан».
В: за каждой из картинок прячется часть рисунка, но картинки раскроют вам свой секрет только в том случае, если вы правильно назовёте звук, с которого начинается название картинки. (Дети по приглашению педагога подходят и раскрывают части рисунка, затем коллективно составляют весь рисунок).
Ребята, что же у нас получилось? Ответы детей
В: Ребята, приглашаю вас к столу (на столе различные предметы в форме конуса, призмы, куба, прямоугольника). Посмотрите на предметы, которые здесь находятся, возьмите себе по одному предмету каждый.
1. Какие из этих предметов имеют форму вулкана? а как эти формы называются?
2. Сколько всего предметов похожи на вулкан?
3. Какие предметы не похожи на вулкан? как эта форма называется (куб, шар). Сколько предметов, не имеющих форму вулкана?
4. Ребята, чей предмет похож на вулкан, встаньте справа от меня, а если у вас в руках предмет не похожий на вулкан встаньте слева от меня.
Основная часть.
Дети приглашаются на стулья
Беседа с детьми на тему «Вулканы»
В: Ребята, а как вы думаете, что такое Вулкан?
Можно ли находиться рядом с извергающимся вулканом? Почему?
Какой вред наносят извержения вулканов? Почему?
Какие знаменитые вулканы вы знаете?
А сейчас предлагаю вам внимательно посмотреть видео и узнать, что же такое вулканы и как они устроены? Просмотр видео.
В: ребята, давайте поиграем в вулканы и почувствуем, какого это быть Вулканом
Физкультминутка
Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать.
Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза
Но вот он начал уставать –
Огонь в нём начал угасать.
Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ
Последний раз огнём дыхнул -
Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»
И на десятки лет уснул.
Складывают руки под щеку, ЗАСЫПАЮТ
В: Ребята, а как вы думаете, как называют ученых, которые изучают вулканы? (Вулканологи). Давайте представим, что мы с вами настоящие ученые, которые проводят опыты в лаборатории, связанные с изучением вулканов.
Что такое лаборатория? (ответы детей).
Лаборатория - это специальное помещение, необходимое для проведения опытов и экспериментов.
А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?
1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.
2. Не пробовать на вкус и запах вещества.
3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель:Здравствуйте уважаемые коллеги, разрешите представиться главный вулканолог в России Кузнецова МВ. Проходите в лабораторию, но сначала получите пропускной билет, На билете указана первая буква вашего имени, каждая буква цветная, ее цвет и укажет вам за какой стол вы присаживаетесь.
- Посмотрите, какой макет горы я сделала, но это спящий вулкан, а нам надо, чтобы он стал действующим. Уважаемые ученые, может быть, вы знаете, как нам это сделать? Давайте попробуем поразмышлять. Выслушиваются мнения детей
- Мы знаем, что при извержении вулкана выбрасывается лава. Какая она, если она течет по склонам горы? (жидкая). Значит, внутрь нашей горы мы должны поместить жидкость.
Какую, например? (воду)
-Если мы нальем обычную воду, то сможет она оттуда вытекать (нет).
- А как же нам сделать, чтобы вода вырывалась наружу? (надо смешать вещества)
-А теперь давайте проведём эксперимент. «Ученые» в подгруппах начинают проводить эксперимент.
Опыт № 1 «Извержение вулкана».
Для опыта нам понадобится: пищевая сода - это порошок белого цвета, лимонная кислота – порошок в гранулах, краситель пищевой красного, желтого, цвета, макет вулкана, палочки для размешивания.
А теперь приступаем к эксперименту: возьмем стакан с водой и выливаем воду в колбу, возьмем ложку и с помощью нее в колбу насыпаем соду, в эту смесь добавляем «свой» цвет в колбу и все перемешиваем (палочкой).Дети вливают получившуюся смесь в макет вулкана, отходят на безопасное расстояние и воспитатель вливает уксусную кислоту.
В: И посмотрите, что же получается! Наш вулкан просыпается.
- Скажите, что сейчас произошло?извержение
- А почему так получилось?
Вывод: Опыт показывает взаимодействие щелочи (сода) с кислотой. Соединенные вещества вступили в реакцию. А также уточнить, «Наш»
вулкан не нанес вреда природе, тогда как настоящее извержение является природной катастрофой.
Рефлексия:
Беседа о том, что большего всего понравилось на занятии, находясь в лаборатории,
1. Какой был вулкан вначале эксперимента, что с ним стало, когда вещества вступили в реакцию?
2. Какого цвета была магма? Какая она, когда происходит настоящее извержение?
3. Что узнали нового о вулканах?
4. каковы последствия извержения может ли извержение вулкана принести пользу для природы (аргументировать свою точку зрения?
В память о прошедшем занятии, подарить на память ребятам кусочек пемзы.