Светлана Горбикова
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Лаборатория чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие.
Вид деятельности : организованная образовательная.
Продолжительность: 25 минут
Возрастная группа : старшая группа.
Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие».
Цель:
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе „Лаборатория чудес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
Образовательные:
-формировать знания у детей о свойствах объектов неживой природы: воды, воздуха;
- познакомить с понятием «Лаборатория»;
- учить проявлять активность в стремлении к познанию разных видов труда и профессий (лаборант, ученый, профессор, формировать знания о содержании каждой профессии.
-продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы, их свойств и качеств.
Развивающие:
- развивать интерес детей к познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;
- развивать умение устанавливать закономерности причинно-следственного характера, приводить логические высказывания; проявлять любознательность;
- развивать умения в обсуждении проблемы, в совместном нахождении способов ее решения, поощрять проявление инициативы.
- развивать умственные способности: (восприятие, внимание, память, мышление, речь, логику, скорость реакции, сообразительность).
Воспитательные:
- воспитывать любознательность;
- воспитывать стремление к деловому сотрудничеству; в процессе общего дела быть внимательными друг к другу, проявлять заинтересовать в достижении результата;
- способствовать пониманию детьми последствий несоблюдения принятых правил;
- воспитывать аккуратность в работе с предметами и материалами;
Словарная работа:
Обогащение и активизация словарного запаса; профессор, лаборатория, лаборант, эксперимент, плотность воды, «Мертвое море», без надобности, опустилось на дно, видеозвонок, класть, свойства, растворяется, пресная, минеральная, дождевая, озерная.
Демонстрационный материал:
Мультимедийный проектор, ноутбук, картинки «Мертвое море», «Радуга».
Раздаточный материал:
Фартуки, нарукавники, шапочки, очки, рулон бумажных полотенец.
Опыт 1 «Воздух вокруг нас».
Материалы: пластиковые стаканы с водой, коктейльные трубочки, веера.
Опыт 2 «Яйцо в стакане».
Материалы: пластиковые стаканы с водой, куриные яйца, соль, пластиковые ложки.
Опыт 3 «Радуга».
Материалы: тарелка с конфетами, графин с горячей водой.
Опыт 4 «Что притягивает магнит».
Материалы: магниты, пластиковые тарелки, скрепки, болтики, гайки, бумага, деревянные фигурки, пластиковые предметы.
Опыт 5 «Танцующие пузырьки».
Материалы: стеклянный сосуд, вода, подсолнечное масло, пипетки, пластиковые стаканы, пищевой краситель, 3 шипучих таблетки.
Здравствуйте дети! Меня зовут Светлана Владимировна!
Воспитатель: дети, а хотите поиграем, чтобы познакомиться? (Ответы детей)
Воспитатель: дети давайте встанем в круг.
Воспитатель: а теперь давайте играть и каждый назовет свое имя. (Дети по кругу передают друг другу мяч и называют свое имя).
Издается звук видеозвонка.
Воспитатель: ребята, вы слышите этот звук? (ответы детей)
Воспитатель: на что похож этот звук? (ответы детей)
Воспитатель: да дети, это кто-то нам звонит по видеозвонку, давайте подойдем поближе к нашей интерактивной доске и ответим на звонок.
На доске появляется Профессор Почемучкин.
«Здравствуйте уважаемые ребята, я Профессор Почемучкин. Сегодня произошел сбой в главном компьютере нашей лаборатории и результаты многих экспериментов пропали, теперь их необходимо восстановить, посовещавшись с учеными мы решили поручить это задание вам. А старшим лаборантом назначить вашего воспитателя Светлану Владимировну. Если все результаты экспериментов будут восстановлены, то я пришлю вам грамоты и презенты за хорошую работу. Удачи вам юные ученые!
Воспитатель: ну что вы готовы отправиться в лабораторию и стать учеными (ответы детей)
Воспитатель: но для начала мне скажите, что такое лаборатория (ответы детей)
Воспитатель: кто там работает? (ответы детей)
Воспитатель: правильно ребята, молодцы!
Воспитатель: В лаборатории работают сообразительные и внимательные люди.
Воспитатель: ребята, а вы сообразительные? (ответы детей) И внимательные? (ответы детей)
Сейчас мы проверим!
Проводится игра «Так- не так»
Воспитатель: «Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать.
-Караси в реке живут (Хлопают)
- На сосне грибы растут (Топают)
-Любит мишка сладкий мед (Хлопают)
-В поле едет пароход (Топают)
-Дождь прошел-остались лужи (Хлопают)
-Заяц с волком крепко дружит (Топают)
-Ночь пройдет-настанет день (Хлопают)
-Маме помогать вам лень (Топают)
-Праздник дружно проведете (Хлопают)
-И домой вы не пойдете (Топают)
-Нет рассеянных средь вас! (Хлопают)
Воспитатель: «Какие, вы, все сообразительные и внимательные, просто замечательно!
Раздается звук видеозвонка, воспитатель с детьми подходят к доске.
Появляется Профессор Почемучкин:
Ребята для того чтобы приступить к работе, вам тоже нужно одеть фартуки, халаты, шапочки и очки. (дети вместе с воспитателем одевают одежду)
Но прежде, чем мы отправимся в нашу лабораторию, я вам напомню, правила поведения в лаборатории?
-Близко не подносить предметы к глазам.
-Без надобности ничего не пробовать на вкус
-Во время работы в лаборатории необходимо соблюдать чистоту, тишину.
-Не бегать по лаборатории
-Не разговаривать громко
-Работать под наблюдением взрослого.
-Класть на место все материалы по окончанию работы.
Ребята вы готовы к работе? (ответы детей)
Итак, юные ученые! Вот вам первое задание.
Загадывает загадку:
«Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он не видимый, и все же
Без него мы жить не можем! (ответы детей)
Воспитатель: правильно, воздух.
Воспитатель: ребята, а для чего нам нужен воздух? (ответы детей)
Воспитатель: ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? (ответы детей, а увидеть? (ответы детей)
Воспитатель: дети, а вы хотите проверить находится ли воздух внутри человека? (ответы детей)
Дети вместе с воспитателем подходят к столу по №1
Воспитатель: возьмите веера и помашите им в лицо, вокруг себя. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Воспитатель: правильно, воздух движется, и он вокруг нас.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, воздух может жить внутри нас? (ответы детей)
Воспитатель: а хотите это проверить? (ответы детей)
Воспитатель: нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.
Воспитатель: что происходит? (ответы детей)
Воспитатель: делаем вывод, что воздух есть внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: Итак, мы с вами доказали, что внутри человека находится воздух.
Раздается видеозвонок.
Профессор Почемучкин.
Молодцы ребята, вы справились с 1 экспериментом!
Ребята вы готовы ко второму заданию? (ответы детей)
Вот вам второе задание!
Читает загадку:
«Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без) (ответы детей)
Воспитатель: ребята, а как человек использует воду? (ответы детей)
Воспитатель: ребята, а кому еще нужна вода? (ответы детей)
Воспитатель: какая бывает вода? (Водопроводная, кипяченая, фильтрованная, пресная, морская, минеральная, дождевая, озерная)
Воспитатель: Какая вода в море по вкусу? (ответы детей)
Воспитатель: Дети сейчас я вам покажу картинку на ней изображено «Мертвое море», оно удивительно тем, что вода очень соленая и поэтому плотность воды очень высокая. В море невозможно утонуть. Человек может просто лежать, читать книгу и находиться на поверхности.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю проверить так ли это?
Дети вместе с воспитателем подходят к столу под № 2
Опыт «Яйцо в стакане»
Воспитатель: ребята для этого опыта нам потребуется всего лишь 2 сырых яйца, 2 стакана чистой воды и немного соли.
Воспитатель: ребята у вас в 2-х стаканах налита водопроводная вода. Добавьте в правый стакан 6 ложек соли и хорошо перемешайте.
Воспитатель: Ребята возьмите яйцо и аккуратно опустите его в стакан с чистой водой.
Воспитатель: Что произошло? (яйцо опустилось на дно стакана.)
Воспитатель: а теперь самое интересное. Аккуратно опустите второе яйцо в стакан, в котором вы только, что растворили соль. Яйцо плавает на поверхности!
Воспитатель: ребята, как вы думаете почему так получилось? (ответы детей)
Вывод: Соленая вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мертвого моря»).
Раздается видеозвонок.
Профессор Почемучкин.
Молодцы ребята, вы справились на отлично со 2 экспериментом!
Слушайте следующее задание.
Загадывает загадку.
«Лишь только дождичек прошел,
Я в небе новшество нашел:
Сквозь небосвод прошла дуга.
В ней семь цветов, там… (ответы детей)
Воспитатель: Когда она появляется? (ответы детей)
Воспитатель: Из скольких цветов состоит радуга? (ответы детей)
Воспитатель: Каждый охотник желает знать где сидит фазан. (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите сделать свою радугу? (ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем опыт «Радуга в тарелке» с помощью разноцветных конфет, и узнаем еще об одном свойстве воды.
Дети вместе с воспитателем подходят к столу №3
Воспитатель: Что у нас для этого есть? На столе белая тарелка, конфеты выложены в форме радуги, графин с горячей водой.
Воспитатель: драже «Скитлс» выкладываем в форме радуги, наливаем горячую воду и смотрим, как появляется радуга.
Вывод: В конфетах очень много красителя (краски). Вода является растворителем, поэтому краситель из конфет растворяется в воде и получается радуга.
Раздается видеозвонок.
Профессор Почемучкин.
Молодцы ребята, вы справились на отлично с 3 экспериментом!
Дети вы готовы к 4 заданию? (ответы детей)
Слушайте следующее задание.
Загадывает загадку.
«Бывает маленьким, большим, железо очень дружит с ним» (ответы детей)
Воспитатель: а кто знает, что такое магнит? (ответы детей)
Воспитатель: правильно!
Воспитатель: Что притягивает к себе магнит? (ответы детей)
Воспитатель: ребята, а вы хотите это проверить? (ответы детей)
Дети вместе с воспитателем подходят к столу № 4
Воспитатель: Ребята у вас на тарелках, находятся предметы из разных материалов. Возьмите магнит и опустите над тарелкой, а затем поднимите к верху.
Воспитатель: назовите, какие предметы притянул магнит (ответы детей)
Воспитатель: из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом? (ответы детей)
Воспитатель: как вы считаете, почему притянулись скрепки, болтики гвоздики? (ответы детей)
Вывод: Магнит притягивает к себе только металлические, предметы.
Видео звонок.
Профессор Почемучкин
Молодцы ребята, вы справились на отлично с 4 заданием!
Вы готовы к самому сложному заданию? (ответы детей)
А теперь ребята проведите эксперимент с веществами, которые находятся на столе № 5. Удачи юные ученые.
Дети подходят к столу под № 5
1. В большой сосуд налить масло
2. Добавить небольшое количество воды в сосуд
3. В отдельных емкостях смешать пищевой краситель с небольшим количеством воды.
4. Дети набирают пипеткой краситель и по капельки добавляют в сосуд.
5. Воспитатель добавляет 1-2 шипучих таблетки
Наблюдаем за «танцем пузырьков»
Вывод: масло и вода не смешиваются, так как имеют различную плотность (вода тяжелее масла и опускается на дно) После добавления шипучей таблетки начинаются изменения. Таблетка вступает в реакцию с водой. Эти пузырьки перемешивают воду с маслом, и мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости.
Видеозвонок
Профессор Почемучкин.
Ребята вы сегодня восстановили все данные экспериментов в лаборатории
Я отправил вам грамоты и подарки, курьер скоро их доставит.
Спасибо вам большое!
Воспитатель: ребята, скажите, пожалуйста, вам понравилось наше занятие? (ответы детей)
А что больше всего понравилось? (ответы детей)
Дети слышат стук в дверь, воспитатель забирает грамоты и подарки для детей, которые им передал профессор Почемучкин