марина рыжевская
Опытно-экспериментальная деятельность «Из чего сделан вулкан?»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
I. Организационный момент.
В:- Скажите, какое сейчас время года?
Д:- Зима!
В:- Правильно. Зима очень красивое время года. Зимой выпадает снег. И сейчас мы поиграем с вами в игру "Белоснежное серебро"
Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос (показать нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда (прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится(дети кружатся)
Заметает все кругом
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность „Из чего сделан вулкан?“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Белоснежным серебром ( имитируют движения руками)
Слайд 1
В:- Но сегодня мы будем говорить не о зиме, а о другом природном явлении. И для этого мы отправляемся в "Лабораторию интересных открытий", где узнаем много интересного и нового. Приглашаем и родителей в наше увлекательное путешествие.
Дети рассаживаются на свои места ; родители садятся с ними.
В:- предлагаю нашим родителям на время стать магистрами. Это очень умные, любознательные и сообразительные люди, а ребята будут их помощниками.
(родители надевают шапочки магистра, которые лежат на столе)
Слайд 2
II. Основная часть.
В:- Я рассажу вам легенду о вулкане.
Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает"-, со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.
В: - Как вы уже догадались сегодня пойдет речь о вулканах.
(у воспитателя на столе стоит макет вулкана, он накрыт мантией. воспитатель убирает мантию и показывает макет детям и взрослым)
В:- Ребята, а кто из вас может рассказать о вулкане?
Рассказы детей.
В:- Молодцы!
В:- А сейчас послушайте, что же такое вулкан.
Слайд 3
В: - Вулкан – это образовавшиеся естественным образом отверстие в земной горе, через которое раскаленная порода, называемая лавой, а также газы, пары и пепел вырываются наружу, часто в виде больших извержений или взрывов. Обычно вулкан представляет собой конусообразную гору с отверстием в центре – через него и проходит извержение.
Слайды 4
Раскалённая магма в магматическом очаге напоминает дрожжевое тесто: она увеличивается в объёме, занимает всё свободное пространство и поднимается из глубин Земли по трещинам, норовя вырваться на волю. Как тесто, приподнимает крышку кастрюли и вытекает, через край, так и магма прорывает земную кору в самых слабых местах и вырывается на поверхность.
Слайд 5
Если открыть бутылку с каким-нибудь газированным напитком, которую долго трясли, то из неё хлынет фонтан пены и брызг. Это происходит потому, что от сотрясений внутри бутылки образуется слишком много газа, который и выталкивает её содержимое наружу. При извержении вулкана происходит нечто подобное.
Слайд 6,7,8
По активности вулканы бывают: действующие, спящие и потухшие.
Действующие – это вулканы, извергавшиеся хотя бы раз в памяти человечества.
Спящими называют вулканы, извержение которых давно не происходило, но всё же оно возможно.
И, наконец, потухшими считают вулканы, полностью утратившие активность.
Слайды 9
Вулканологи считают, что каждые два года Земля рождает в среднем три новых вулкана. Причем каждый третий из них — не на суше, а под водой. Всего же на планете зарегистрировано более 1000 действующих вулканов, из которых почти четверть — подводные.
Слайд 10,11
Человечество не в силах предотвратить природные процессы извержения вулканов, но будем надеяться, что учёные-вулканологи будут постоянно углублять свои знания в этой области, и мы сможем избегать человеческих жертв и ущерба.
Родителя, которые помогали в рассказе о вулканах, садятся на свои места, а воспитатель продолжает.
В:- Надеюсь, что наш рассказ был для вас интересным и познавательным. Но прежде чем, мы приступим к самой интересной части нашего занятия. Приглашаю всех поиграть. Представьте себя вулканами.
(играют дети и родители)
Слайд 12
Физминутка
Вулканы начали “вулканить” –(дети присели на корточки)
Из жерла лаву извергать. (встают, делают взмахи левой правой руками)
По склонам лава потекла (делают волну руками)
И Землю сильно обожгла. (наклоны туловища вправо-влево)
Спустя века закашлял злой (прыжки)
Вулкан и пеплом, и золой.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! (шаги на месте, хлопки руками)
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать – (вращение головой)
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул – (дети приседают и закрывают голову руками)
И на десятки лет уснул.
Слайд 13
III. Проведение опыта
В:- Ну, и в завершении нашей сегодняшней беседы давайте посмотрим на опыте, как происходит извержение вулкана.
Воспитатель и родители подготавливают опыт: 2 ложки соды насыпать в макет вулкана добавить, немного пищевых красителей (красного цвета,моющее средство для посуды, уксус 9%. Образуется пена, она поднимается и выливается через край. Создаётся эффект действующего вулкана.
IV. Подведение итогов.
В:- Ребята, скажите что вам понравилось сегодня на занятии? Что вы узнали нового о вулканах?
ответы детей.
В:- Большое вам спасибо за работу. Наше занятие окончено.
Все аплодируют друг другу.