Надежда Ясакова
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников. Технология О. В. Дыбиной
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников
Технология О. В. Дыбиной
Воспитатель первой квалификационной категории Ясакова Н. В.
Введение
Мир, в котором мы живём, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира – открывают для себя всё новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира – это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников, Технология О, В, Дыбиной» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. (слайд 2)
Цель:
Формирование у дошкольников способности устанавливать причинно-следственные и временные связи между предметами и явлениями. (слайд 3)
Задачи:
• формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
• развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
• расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности. (слайд 4)
Предполагаемый результат:
• Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
• Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.
• Сформированность основ диалектического мышления.
• Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».
• Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
• Сформированность коммуникативных навыков. (слайд 5)
Основные принципы организации детского экспериментирования:
• Связь теории с практикой
• Развивающий характер воспитания и обучения
• Индивидуализация и гуманизация образования
• Природосообразность – акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников
• Целостность и системность обучающего процесса
• Взаимодействие трё х факторов: детский сад, семья, общество. (слайд 6)
Методы и приёмы организации экспериментально - исследовательской деятельности :
• Эврестические беседы;
• Постановка и решение вопросов проблемного характера;
• Наблюдения;
• Моделирование (создание моделей об изменениях в
• неживой природе);
• Опыты;
• Дидактические игры;
• Трудовые поручения, действия. (слайд 7)
Создание условий для развития у детей естественнонаучных представлений в соответствии с их возрастными возможностями
• Знакомят детей с различными свойствами веществ: мягкость, твёрдость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.
• Знакомят с основными характеристиками движения: скорость, направление и др.
• Рассказывают о земном шаре и атмосфере.
• Знакомят с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на земле.
• Показывают Солнечную систему
• Развивают представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.
• Рассказывают детям о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей. (слайд 8)
Оборудование для экспериментальной деятельности
1. Прозрачные и непрозрачные ёмкости.
2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.
3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
4. Резиновые груши разного размера.
5. Пластиковые, резиновые трубочки.
6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
7. Пластиковые контейнеры.
8. Рулетка, линейка.
9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.
10. Фартуки клеёнчатые, щётки, совки.
11. Цветные прозрачные стёклышки.
12. Лупы, зеркала, магниты.
13. Лопатки, грабли, лейки
14. Схемы этапов работы. (слайд 9)
Материал, подлежащий исследованию:
1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, чай, кофе, активированный уголь.
2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).
3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.
4. Природные материалы: камешки, жёлуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.
5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, салфетки, нитки, резина. (слайд 10)
Правила безопасности жизнедеятельности детей
1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
3. Грязными руками не трогать глаза.
4. Не брать руки в рот. (слайд 11)
Использованная литература:
1. О. В. Дыбина Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. 2015г.
2. Н. Н. Поддъяков Детское экспериментирование как педагогическая технология.
3. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995г.
4 Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995г.
5. Сваллоу Сю Стефенс М. Юный натуралист: Мир ручьёв, прудов и рек. М., 1997г.
Энциклопедия для детей: Биология. М., 1996г. (слайд 12)