Медведева Елена
Опытная деятельность в детском саду. Кружок «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми.
Кружок «Юные исследователи".
Ребёнок – исследователь по своей природе. Наша задача – помочь детям сохранить исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, нами была разработана программа кружка «Юные исследователи» для детей среднего дошкольного возраста.
Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально - исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Цель: создание условий для формирования у дошкольников поисково – познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: исследователя, лаборанта, ученого.
Задачи:
Обучающие:
создать условия для экспериментальной деятельности;
формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;
Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы.
продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Развивающие:
развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение;
развивать речь, пополнять словарный запас;
развивать познавательные умения (анализировать, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
развивать аккуратность, ответственность и последовательность;
Развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов.
развивать интерес к изучению нового.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к экспериментированию, ценность проживание в гармонии с природой.
Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, прогулки, наблюдения. Занятия проводятся один раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 20 минут. Число воспитанников, занимающихся в кружке - 10 детей.
В течение учебного года проведены опыты-эксперименты по темам: «Песок», «Почва», «Воздух», «Вода», «Магниты», «Снег и лед», «Растения».
С детьми проводились эксперименты и опыты с водой. Дети узнали о различных состояниях воды. Это такие эксперименты, как: «Прозрачность воды», «Лед – твердая вода», «Вода – жидкая, течет», «Вода не имеет формы», «У воды нет вкуса», «Чем пахнет вода», "Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда", «Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить», «Руки станут чище, если их помыть водой».
В совместной деятельности воспитателя с детьми проводились такие опыты с воздухом, как: «Ветер – движение воздуха», «Ветер», «Воздух невидимка», «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить", "Ветер - это движение воздуха", "Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать", "Мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха". Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, проделать с его помощью ряд действий.
Понравилось детям знакомство с магнитом, его свойствами. Проводились опыты «Все ли притягивает магнит?», «Магнит рисует», «Как достать предмет, не замочив рук».
Дети с удовольствием проделывают опыты и эксперименты с песком, в процессе которых они имеют возможность выяснить свойства песка. Это такие опыты, как: «Сыпучий песок», «Свойства мокрого песка», «Сухой песок может сыпаться», «Мокрый песок принимает любую нужную форму», «На мокром песке остаются следы, отпечатки», «Песок – это множество песчинок».
Детям нравятся опыты и экспериментирования, проводимые на прогулке. Больше всего им запомнились такие опыты, как: «Где прячутся детки?» (семена цветов); «Свойства солнечных лучей» (сушить, нагревать); «Нужен ли свет растениям», «Есть ли вода внутри растения», «Зачем растениям нужен воздух», «Песок может двигаться», «Свойства мокрого песка», «Песчаные горки».
Одна из интересных форм работы с детьми – наблюдения, труд в уголке природы. Здесь мы рассмотрели следующие вопросы: «Нужен ли свет растениям?», «Выявление потребности растений во влаге». Мы организовали огород на подоконнике. Дети с удовольствием посадили лук, редиску, кабачок, пшеницу. Мы даже устроили своего рода соревнование – какое из растений вырастет быстрее? Детям так же понравился эксперимент с луком. Мы вырастили лук в банке с водой, в почве, и в банке без воды. Дети были удивлены результатам своей работы. Для них это оказалось самым удивительным экспериментом из всех остальных. Создали свой дневник наблюдений, в котором записывали все свои наблюдения с первых дней посадки. Таким образом, дети узнали, зачем растению корень, узнали про все части растения, научились их называть. А так же у детей в активном словаре стали появляться такие слова, как: опыт, эксперимент. Дети стали более сознательно относиться к природе, они самостоятельно начали понимать многие закономерности животного и растительного мира.
Проведение экспериментов продолжалось и во время наблюдений на прогулках: рассматривание снежинок; рассматривание сосулек; рассматривание следов на снегу; определение направления ветра; рисование на сухом и мокром песке; что быстрее высохнет дерево или камень наблюдение за насекомыми.
Использование детского экспериментирования в дошкольном возрасте является эффективным и необходимым методом развития у детей навыков исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объёма знаний, умений и навыков.