Татьяна Ткачёва
Опыт работы Взаимодействие детского сада, семьи и социума посредством проектной деятельности по патриотическому воспитанию
«Как у маленького деревца еле,
поднявшегося над землёй, заботливый
садовник укрепляет корень, от мощности
которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так и педагог должен заботиться о
воспитании у своих детей чувства
безграничной любви к Родине»
В. А. Сухомлинский
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных, это основа формирования будущего гражданина.
Публикация «Опыт работы Взаимодействие детского сада, семьи и социума посредством проектной деятельности по патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении. Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
В соответствии с ФГОС ДО основная образовательная программа
дошкольного образования ДОУ обеспечивает развитие личности, мотивации
и способностей детей в различных видах деятельности. В рамках реализации
образовательной области «Познавательное развитие» усилия педагогов ДОУ
направлены на развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий,
становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Мы считаем проектную деятельность эффективным взаимодействием детского сада, семьи и социума на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
В нашей группе проведен проект на тему «Моя Родина – Россия!».
Цель: «Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине, её истории, природе, культуре и традициям.
Проект был проведён с интеграцией всех образовательных областей.
Вначале реализации проекта мы использовали ввод в игровую ситуацию (приглашение в путешествие по России) и вместе с детьми сформировали проблему: «Что мы знаем о России?»
В работе по решению данной проблемы использовали:
- ОВД «Моя Родина – Россия», в ходе которой уточнили представления детей о нашей стране – России, расширили знания о территории России (с использованием глобуса, карты, о Москве - столице нашей родины, её достопримечательностях, о городах нашей огромной страны. В ходе беседы использовали чтение К. Д. Ушинского «Наше Отечество», слушание песни М. Матусовского и В. Баснера «С чего начинается Родина».
- Проведённая нами рассказ-беседа «История возникновения Руcи», с использованием чтения русских былин, пословиц и поговорок, сопровождалась показом иллюстраций – во время которой знакомили детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой.
Цель беседы заключалась в воспитании в детях интереса к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.
Через проведение ОВД «Государственные символы России», продолжали формировать начальные представления о истории и происхождении современных герба, флага, о функциональном их назначении; воспитывали эстетическое отношение к цветам российского флага; продолжали знакомить детей с музыкой и словами Гимна РФ; закрепили правила поведения о том, как нужно себя вести, когда звучит гимн.
Так же использовали Д/и «Собери флаг и расскажи о нём», «Расскажи о гербе России».
Нами было проведено, по «Художественно-эстетическому развитию», рисование на тему «Флаг России», во время которого продолжали формировать эстетическое отношение к флагу России; учили детей изображать Российский флаг нетрадиционным способом рисования - набрызг, при помощи трафарета.
Для расширения у детей знаний о народах, населяющими РФ, детям был предложен просмотр презентации «Народы России», где дети познакомились с народами, живущими в России, их народными костюмами.
В ходе проекта, у детей появились представления о том, что каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции, которые передаются из поколения в поколение, но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России.
Уточняя и расширяя знания о таком понятии, как традиция; вспомнили некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше (именины, Масленица, коляда, Пасха); познакомились с другими традициями (хлебосольство, хороводы, чаепитие, так как знание и соблюдение национальных традиций и обычаев русского народа обеспечивают связь, преемственность поколений, дают почувствовать и понять национальные особенности своего народа, у русских людей это доброта, щедрость, оптимизм.
Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, у него развивается образное мышление, фантазия, это влияет на творческий процесс.
В ходе просмотра презентации «Русские народные промыслы», рассматривания образцов, беседы о народных промыслах России, изобразительной деятельности (рисование «Дымковской барышни», «Цветы гжели» (рисование, «Дымковская птица» (лепка, были сформированы элементарные представления о народно-прикладном искусстве.
Во время посещения библиотеки дети познакомились с государственным праздником «Днём народного единства», во время которого продолжали расширять представления детей об истории России и государственных праздниках.
Особая роль в воспитании патриотизма отводилась природе, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, она доступна и понятна ему. Детям предлагался просмотр презентации «Природа России», во время которой развивали представления детей о климатических зонах; воспитывали чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины; побуждали детей восхищаться красотой родной природы, относиться к природе эмоционально, бережно. Так же продолжали знакомство с «Красной книгой», рассмотрели с детьми иллюстрации с видами растений, птиц, животных, находящихся на грани вымирания, рассказывали о заповедниках нашей страны. Через игровые ситуации закрепляли правила поведения в природе; поощряли желание детей больше узнать о родной природе; дали детям представления о том, что береза является символом России. Предложили прослушание песни и музыки «Во поле береза стояла»
Немаловажную роль играла в воспитании наших детей и, проведённая нами, беседа «Моя малая родина», во время которой закрепляли знания о символах района, края; продолжили знакомить детей с достопримечательностями своего села, памятниками природы своей местности. Дети получили краеведческие сведения о природе родного села, края через просмотр фильма «На дне Сарматского моря», рассматривание фотоальбомов, иллюстраций; расширяли представления о региональных поэтах, композиторах и их творчестве. Использовалось чтение стихотворения «Лучше нет родного края» П. Воронько
Во время посещения краеведческого музея, дети получили элементарные знания о быте наших предков; у детей расширился интерес и любознатель-ность к историческому прошлому, к самобытности нашего народа в прошлом и настоящем; продолжали формировать уважительное и бережное отношение к культурным ценностям.
Большое значение для детей имеет игра. Она выступает как способ позна-ния мира, стимулирует инициативу и творчество.
В течение всего проекта мы знакомили детей с народными подвижными играми: «Коробейники», «Бояре», «Краски»,«Пятнашки»,«Гори гори ясно»,
«Золотые ворота», «Ручеёк» и др.
Использовали Д/ игры: «Собери узор и назови его», «Узнай и расскажи о флаге России». «Собери герб»
Огромную роль в нравственно-патриотическом воспитании играет и устное народное творчество (народные сказки, пословицы, поговорки, песенки, так как воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию.
В реализации проекта родители группы выступали в качестве надежных партнеров. Мы смело опирались на их поддержку во всех мероприятиях проекта. Родителям были предложены: консультации «Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»; буклеты «Ознакомление дошкольников с государственной символикой России», «Гражданско – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»; рекомендации «Как знакомить ребёнка с историей семьи» и т. д.
Благодаря такой работе педагогов, родителей удалось решить все задачи проекта и достичь его цели.
Итогом нашего проекта стали :
• Мини выставка «Народные промыслы».
• Оформление стенгазеты «Моё село – частица нашей Родины!»
• Конкурс семейного рисунка «Село моё родное!»
• Викторина «Путешествие по России» (итог)
Результат нашей работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода, в целях формирование гражданственно - патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у дошкольников, является весьма действенным и эффективным.
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордиться Россией. У детей расширились знания о народах, проживающих на территории России; закрепились знания о символике Российской Федерации, её значении; расширились знания о малой родине, природе родной страны и края. У детей сформировались знания о столице России, о русских народных традициях и праздниках.